Национальному художественному музею Беларуси исполнилось 85 лет
В самом сердце белорусской столицы, за массивными деревянными дверями скрывается настоящий чудо-клад. В коллекциях и фондах художественного музея хранится более 37 тысяч произведений искусства из 132 стран, которые отражают двенадцать веков истории человечества.
За пару часов по здешним залам проходят тысячи человек. Если поставить перед собой цель полюбоваться всеми экспозициями, то зайдешь в музей на одной улице, а выйдешь на другой!
Но всего этого великолепия могло бы и не быть. История у главной скарбніцы искусства Беларуси получилась непростая. Она приняла своих первых посетителей в 1939-м, но проработала после этого чуть больше двух лет. А дальше - война! Во время Великой Отечественной оккупанты стремились вывезти из занятых территорий абсолютно все, что представляло ценность. Предметы искусства не стали исключением. К сентябрю 1941 года собрание было практически утрачено.
- Немцы приходили и ножом вырезали из рам полотна, увозили с собой, - с горечью рассказывает директор Национального художественного музея Анна Кононова.
МУЗЕЙ ПРЕЗЕНТОВАЛ ВЫСТАВКУ О СЕБЕ
В юбилейный год и по случаю 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, в музее презентовали выставку «Утраты и обретения. Судьба художественных ценностей Государственной картинной галереи. 1939-1957». Задумка проекта – показать, как формировалась и возрождалась коллекция начиная с первых дней. Отражение нашли все этапы становления.
- Поэтому в экспозиции представлен даже образ пустой рамы. Он говорит красноречиво и громко, - отмечает Анна Кононова. – Кроме того, мы показываем период возрождения коллекции после Великой Отечественной войны. Тогда проводилась закупка картин с редких аукционов и у знаменитых коллекционеров. Над поиском и восстановлением произведений искусства работали эксперты и исследователи. Многие предметы возвращались в коллекцию обычными людьми.
Значительный вклад в восстановление внесли коллеги из России. Например, Пушкинский музей передал несколько картин западноевропейских мастеров, Русский музей – три пейзажа Архипа Куинджи, парадный портрет императрицы Екатерины II из бывшего собрания Смольного института благородных девиц и другие работы. Произведения русских живописцев активно выкупались из частных коллекций актеров, музыкантов, балерин.
В итоге сегодня в постоянной экспозиции можно полюбоваться шедеврами Репина и Шишкина, Кустодиева и Серова, Левитана и Маковского. И это не говоря об удивительных работах белорусских мастеров – от Хруцкого и Бялыницкого-Бирули до Шагала и Савицкого.
- Национальный художественный музей - флагман культурного кода, - подчеркивает Анна Кононова, приглашая в его залы всех ценителей прекрасного.
КОЛЛЕКЦИЯ РУСЛАНОВОЙ ПОДАРИЛА КАРТИНУ О ВЫЖИВШЕМ В КОРАБЛЕКРУШЕНИИ
Одна из самых фотогеничных работ в коллекции художественного музея – «Буря на Азовском море в апреле 1886 года» Ивана Айвазовского. Посетители часто делают селфи на фоне внушительного полотна с пучиной грозных волн.
Примечательная деталь картины – в воде на самой верхушке мачты можно разглядеть матроса. Кажется, что судьба его предрешена. Но доподлинно известно, что он выжил! Айвазовский писал картину по реальным событиям – до него дошли слухи о смекалистом матросе по фамилии Яремченко, который буквально победил бурю. Товарный пароход «Ястреб», который шел по Азовскому морю в Мариуполь, не выдержав шторма переломился и затонул. На дно ушел и весь экипаж корабля. Выжил только один матрос. Он просидел на мачте почти трое суток в ожидании подмоги, а после спасения рассказал подробности трагедии.
Что любопытно, эта буря вдохновила Айвазовского на написание сразу нескольких работ. Так, в Национальном музее искусств Румынии хранится полотно «Кораблекрушение» (1886), а вариант «Буря» (1886) находится в Ярославском художественном музее. Что касается картины из коллекции Национального художественного музея Беларуси, то известно, что ее Айвазовский создал в рекордно короткие сроки. Газета «Новости и Биржевая газета» (от 25 января 1887) сообщала: «… одна картина написана Айвазовским даже за два дня до выставки, это «Буря на Азовском море в апреле (мае) 1886 г.»
В Минск полотно попало в 1962 году из личной коллекции заслуженной артистки РСФСР Лидии Руслановой. Всего из коллекции певицы-народницы, которая прославилась неповторимым исполнением песни «Валенки», с 1956 по 1968 год белорусы приобрели 34 картины, три из которых принадлежат кисти Ивана Айвазовского.
*Скарбніца (белор.) – сокровищница.