Сергей Пахомов посетил Национальный художественный музей Беларуси
Было немного свободного времени, не мог не заглянуть, написал в своем Телеграм-канале заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Автор Юлия Толкачева
Коллекция музея весьма впечатляющая, это известно.
До Великой Отечественной войны здесь были собраны большие фонды живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, но по понятным причинам после войны пришлось всё по сути создавать заново. Многое удалось вернуть, но, конечно, далеко не всё. Какие-то работы были переданы ведущими российскими музеями, что-то найдено и приобретено вновь.
Здесь хорошая коллекция русского искусства от эпохи Просвещения Петра I до эпохи художественных объединений начала XX в. Есть и более ранние выдающиеся работы, как, например, икона Рождество Богоматери. Белорусское искусство, XVII век. Буквально каждая деталь иконописцем продумана и тщательно прописана. Проникновение жанровых элементов в сакральный образ. Барокко в национальной иконописи. Очень красивая икона. Одна из работ сохранившихся здесь в годы Великой отечественной из довоенного музейного собрания.
Одна из самых узнаваемых работ — Василий Пукирев «Неравный брак». Это авторский повтор находящейся в Третьяковке работы, за которую художник был удостоен звания профессора и получил всероссийскую известность.
Абрам Архипов «Улыбающаяся девушка» и несколько работ Филиппа Малявина. Весёлый красный цвет Малявина и Архипова — моя любовь. Кстати, сейчас в старой Третьяковке идет их совместная выставка, не пропустите.
Василий Суриков. «Старуха в узорном платке». Это этюд к шедевру "Боярыня Морозова". Известно, что Суриков тщательно прорисовывал своих персонажей в этюдах, но это почти самостоятельная работа
Отдельно упомяну небольшую работу Сергея Малютина «Море. Алушта». Этот пейзаж стал первым произведением в восстановленной галерее Минска. Именно она стояла первым номером в Акте закупленных произведений от 9 декабря 1944 года и числилась здесь под тем же номером.
Так же в постоянной экспозиции шикарные работы Михаила Врубеля, Карла Брюллова, Ильи Репина, Василия Поленова, Валентина Серова, Константина Маковского, Ивана Крамского, Василия Перова, Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Ильи Машкова, Архипа Куинджи, Зинаиды Серебряковой, Марка Шагала и многие другие имена первого ряда.
Есть три работы прошлого века, которые изначально хотел посмотреть отдельно и у которых стоял подольше.
Валентин Волков. «Минск 3 июля 1944 года». Эта работа занимает особое место в изобразительном искусстве Беларуси, являясь своего рода эмблемой Победы и радости, освобождения города и страны. Это один из эпизодов освобождения Минска от фашистов, основанный на личных впечатлениях живописца. Точно переданное ощущение счастья людей в то солнечное июльское утро приветствующих солдат-освободителей. Художник работал над картиной около 10 лет, сделал более 200 подготовительных рисунков, 11 эскизов композиции, около 50 этюдов.
Май Данциг «Мой город древний, молодой». Жаль, фото не сделал, но в сети есть если интересно.. Народный художник Беларуси, создавший прекрасные «портреты» города. Монументальность композиции, сочность красок и необычный ракурс с высоты птичьего полета. Это вид самого древнего района Минска. Помимо живописи здесь коллаж — наклейки из журналов в виде афиш. Можно сказать, метафора активной культурной жизни Минска в начале 1970-х годов времени расцвета советской культуры в целом.
И последняя. Ради этого сюда стоит приехать. Михаил Савицкий «Партизанская мадонна». Искусствоведы считают её одной из лучших белорусских картин ХХ века. Нет смысла спорить, работа очень атмосферная. Главное содержание здесь явно не героизм схватки с врагом, а тема стойкости, торжество жизни и свободы над смертью и угнетением.
В общем, сюда можно и стоит прийти ещё ни один раз.