Кто поможет музыканту?
В «Меркурий-клубе» Центра международной торговли на Краснопресненской набережной поговорили «О поддержке музыкальной культуры в России».
Председатель правления клуба, президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков предложил обсудить, что могут сделать государство и бизнес для развития музыкальной культуры в России. Примаков заметил, что ни в коем случае нельзя допускать коммерциализации культуры, что не мешает перенимать все позитивное из-за рубежа. Худрук и главный дирижер Оркестра имени Ю. Силантьева Александр Клевицкий сказал, что необходимо развивать и государственно-частное партнерство в музыкальной деятельности. «Мировая практика не знает стран, отказывающихся от системы мер по поддержке культуры, и мы должны идти по этому же пути. Речь всегда идет о бюджетных ресурсах, о разных способах распределения «усилий» между бюджетом и частным финансированием в форме спонсорства, меценатства или иных видов благотворительности», – заметил он.
Ректор Московской консерватории им. П.И. Чайковского Александр Соколов отметил, что две главные консерватории России – как московская, так и петербургская – должны иметь статус университетов, это «особо ценное наше достояние». Председатель Комиссии по культуре Совета Федерации ФС РФ Александр Дзасохов определил нынешнюю ситуацию в российской культуре как «период турбулентности». И припомнил, что во время войны на фронте прошло более 1 млн 600 тысяч концертов, в которых принимали участие и выдающиеся деятели культуры. «Нынешние культурологи не могут себе подобное даже вообразить», – сказал А. Дзасохов. И подчеркнул, что понятия «культура» и «работа Министерства культуры» отнюдь не тождественны.
Худрук и главный дирижер Российского симфонического оркестра кинематографии, народный артист России Сергей Скрипка заметил, что людям недоступна симфоническая музыка. Ее не услышишь по радио, телевидению, мало концертных залов в стране. Непросто выжить и оркестрам, особенно нечасто выступающим. 9-13 тысяч рублей в месяц – это не заработок для музыканта, особенно в Москве.
Ректор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Сергей Стадлер, в частности, отметил, что из-за тенденции к сокращению бюджетов учебных заведений педагогам приходится искать заработок «на стороне», что негативно сказывается на качестве подготовки студентов. «Но консерватория на самоокупаемости – это недопустимо, – заявил он. – Вложения в культуру по определению должны быть долгосрочными. В мире ценят наших музыкантов, но чтобы удержать позиции, нужно иметь правительственную программу, направленную на сохранение и развитие нашей музыкальной культуры. Не забудем, от этого зависит престиж государства, это составляет гордость нашего народа».
Дмитрий НЕРАТОВ