САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Максим Чижиков

Юные музыканты из России и Беларуси покорили зрителей в Москве и Минске

Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр в рамках проекта Союзного государства с успехом дал концерты в двух столицах

Девяносто юных музыкантов из России и Беларуси сыграли на сцене Большого зала Московской консерватории.
Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru


БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ – БОЛЬШОЙ ЗАЛ


Для юного музыканта сыграть на сцене Большого зала Московской консерватории, все равно что начинающему футболисту - на главной арене «Лужников». Запомнится на всю жизнь. Еще бы: сотни музыкантов идут к этой вершине порой почти всю карьеру, а у девяноста ребят из России и Беларуси - это только начало их большого пути. С другой стороны, большому кораблю и положен большой зал.

А в оркестре собраны лучшие из лучших. Отбор был непростой. География участников– от Бреста до Комсомольска-на-Амуре, считай - все Союзное государство на сцене. Возраст музыкантов в основном от 17 до 22-х лет. Хотя самому молодому – скрипачу Григорию Шпунту – всего 15. Он еще учится в музыкальной школе при Алтайском государственном музколледже.

Молодежный симфонический оркестр Беларуси и России возродился в прошлом году. Тогда коллектив под руководством Юрия Башмета дал два ноябрьских концерта: в Москве и Минске. Но в российской столице выступать пришлось в Малом театре – на не самой приспособленной под концерты классической музыки сцене. Ребята тогда жаловались, что зал – «глухой», звук не летит, его занавес «съедает». Зрителям было сложно услышать, как звучат, например, медные инструменты, особенно валторна.

В Большом зале Консерватории такого быть не может, в принципе. Акустика тут потрясающая. Как и сама атмосфера в зале. И вот ребята расселись на сцене и замерли. Ждут маэстро - легендарного дирижера Юрия Башмета. Он выходит на сцену. Улыбается, приветствует зал, и концерт начинается.

- Программа красивая, но очень сложная. Конечно, оркестр сборный, поэтому за несколько репетиций невозможно добиться какого-то идеального качества, но они молодые, поэтому впитывают в себя мгновенно и очень стараются. Хорошо готовились, репетировали. Может, и будут какие-то ошибочки, но трагедийного ничего не может быть. Главная цель - объединение молодежи наших стран классическим искусством, музыкой, - рассказывал за полчаса до начала представления его руководитель.

ОТ «ПЛЯСОК» ДО ВАЛЬСА


Открывается концерт с «Половецких плясок» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь». А дальше концерт № 3 ре минор для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова – один из наиболее технически сложных в исполнении. Но справляется и оркестр, и солист – в Москве это лауреат международных конкурсов пианист Алексей Мельников (в Минске – солистка Белгосфилармонии Елена Науменко). Звучат овации, крики «Браво», и первые скрипки получают первые в жизни букеты на сцене Московской консерватории. Приходится еще и на «бис» играть.

В перерыве встречаю в фойе члена Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Николая Арефьева. Ему концерт очень нравится.

- Чувствуется классное исполнение, - признается он.

Второе отделение тоже не дает расслабиться. Сюиту №2 Сергея Прокофьева из музыки к балету «Ромео и Джульетта» сменяют два вальса – из оперы «Дикая охота короля Стаха» Владимира Солтана (маленький островок белорусской музыки, тут и дирижирует белорус Владимир Сосновский) и из спектакля «Маскарад», написанный Арамом Хачатуряном. А завершает концерт его же адажио из балета «Спартак». История любви знаменитого гладиатора и Фригии равнодушными не оставила никого в зале.

Сразу после московского концерта музыкантов ждал Минск. Коллектив выступил на сцене Белорусской государственной филармонии.

ТАЛАНТЫ

ФЕЙРВЕРК ЭМОЦИЙ

Чтобы попасть в оркестр, приходилось пройти непростой отбор.


Антракт, и юные музыканты переводят дух за сценой. Агния Вяткина – та самая первая скрипка, получившая букет за исполнение, и еще девушка – концертмейстер оркестра. Она – из Казани. В оркестре уже второй год.

- Было два тура, - вспоминает Агния процедуру отбора. - Сначала педагоги приезжали в Казань. А потом второй этап прослушивания, уже финальный, проходил в Москве. Я решила попытать удачу и с успехом прошла.

Перед этим концертом у них было пять дней репетиций.

- За такое маленькое количество времени нужно сделать очень крутую и красивую программу. Мы все должны сконцентрироваться и заниматься музыкой. И оркестр, на самом деле, очень нас сближает. Несмотря на такие сложные условия, мы, наоборот, поддерживаем друг друга, - говорит Агния.

Особых ритуалов у ребят в коллективе пока не появилось: просто пожелать друг другу удачи, перекреститься и на сцену.
У первой скрипки из Беларуси 20-летней Марии Аракелян – очаровательные веснушки. Она учится на втором курсе Белорусской госакадемии музыки. По возрасту она еще два года может выступать в оркестре.

- У нас замечательный педагог, который очень тактично, очень профессионально проводит наши групповые репетиции. Знаете, просто не осталось шансов сыграть что-то не то, - делится она впечатлениями от репетиций.
Эмоции ее так и переполняют.

- Фейерверк эмоций, когда ты приезжаешь в такой коллектив, где у всех людей огонек в глазах. И просто невозможно расслабиться ни на секунду. Прожив в этом графике целую неделю, сейчас на сцене я ощущаю просто невероятное тепло, счастье и радость от того, что могу подарить людям абсолютно невероятные эмоции, - признается юная скрипачка.

ГЛАЗАМИ МАЭСТРО

ЮРИЙ БАШМЕТ: У НАС ОДИН НАРОД, ОДИН МИР

Знаменитый дирижер признается, что с Синеокой у него связи и благодаря музыкантам, и через музыкальные предметы.


О МУЗЫКЕ


- Нас с Беларусью ничего не раздирает. И в политическом смысле, и в музыке. У нас единое музыкальное мышление, менталитет и одна общая школа. В Беларуси всегда были очень сильные педагоги и молодежь. Поэтому у этого оркестра огромная перспектива.
Другое дело, что сверхзадача нашего коллектива - ротация. Мы сейчас собрались, еще может быть в следующий раз этим же составом соберемся, а уже через два года получится, что нужно делать большую замену. Молодежь подрастает, учится, и им нужно давать возможность общаться между собой благодаря великой музыке, учиться друг у друга. Они очень довольны, что вместе: один народ, один мир.

У нас президенты дружат. Я ежегодно бываю в Минске и всегда получаю приветствие от Президента Беларуси. Даже когда фестиваль у нас укоротился до одного концерта, потом снова стал расширяться, он все равно сохранялся (с 2006 года в Минске проходит Международный фестиваль имени маэстро - прим. «СВ»). Пауз не было. Ну, собственно, как и в наших отношениях.

О ЗАЛЕ


- Я очень рад, что мы покажем оркестр в таком зале, в котором мечтают выступить все. Так же, как в Карнеги-Холле в Америке или в Музикферейн в Вене. Но для меня сегодня важнее, конечно, да и всегда был, этот зал – Большой зал Московской консерватории. Тут огромные традиции. И я здесь играл исторический концерт впервые на альте соло. В общем, он для меня нервный зал, но при этом самый важный.

О КОНТАКТАХ С СЯБРАМИ


- В Минске когда-то в консерватории преподавал доцент (Михаил Маркович Гольдштейн – прим. «СВ»). У него была хорошая скрипка, все об этом знали. А у меня в тот момент был период, когда я играл двойные концерты с моим другом Олегом Каганом, и поэтому мне пришлось взять в руки скрипку. После 35 лет, в течение которых я не дотрагивался до нее, так как играл на альте.
И пианистка Виола Михайловна Ерохина, дочь этого доцента, с которой я работал на сцене, увидев афишу, позвонила мне и говорит: «Юрочка, я увидела на афише двойной скрипичный концерт Баха. У тебя скрипка-то есть? А то я собралась продавать папину скрипку». Короче, я ее купил и играл на ней. А сегодня на ней играет мой внук. Связи и через предметы, и благодаря музыкантам.
Я в общежитии жил с пианистом из Минска, моим тезкой, Юрием Гильдюком, который уже много лет художественный руководитель Белгосфилармонии.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Смирнов рассказал о мародерства ВСУ в курском приграничье
  2. Сенатор высказалась о переходе главы МИД Венгрии на русский язык
  3. С 1 января в Беларуси увеличится базовая ставка бюджетников
  4. Захарова указала на ненужность беженцев с Украины в Швейцарии
  5. За участниками СВО рабочие места будут сохраняться на весь срок контракта
  6. Вячеслав Володин напомнил, какие законы вступают в силу в ноябре
  7. Беларусь и Россия представят концепцию безопасности Союзного государства
  8. Лукашенко рассказал, что в 2022 году ему звонили украинские генералы, чтобы остановить бои под Киевом и сдаться в плен
  9. Сергей Лавров исключил возможность окончания украинского конфликта ничьей
  10. Сергей Лавров: Беларусь не направляла Украине приглашение на Минскую конференцию
  11. Лавров назвал «формулу мира» тупой, а «план победы» Зеленского шизофреническим
  12. Владимир Путин обсудил с Маратом Хуснуллиным строительство жилья и дорог
  13. Лавров: Беларусь и Россия завершают подготовку двустороннего межгосударственного договора о гарантиях безопасности
  14. Российская армия взяла под контроль Ясную Поляну в ДНР
  15. Олег Гайдукевич подал документы в ЦИК для выдвижения кандидатом в Президенты Беларуси

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

Константин Сивков: 5 ноября США будут выбирать между глобалистами и антиглобалистами

Военный эксперт, политолог, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков о схватке глобалистов и антиглобалистов накануне выборов в США.

МНЕНИЯ

Преднамеренное злодейство

Павел Родионов

Сербы в очередной раз показали, что помнят, кто освобождал Европу от нацизма

Клин клином вышибаем

Олег Зинченко

Когда франко-англосаксоны угомонятся, весь западный мир окажется должным России денег

Западу не нравится «Грузинская мечта»

Анатолий Заусайлов

Вот он и раскачивает лодку протестов в Тбилиси


ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также