Ушел из жизни «Доктор шлягер», автор тысячи хитов, композитор Вячеслав Добрынин
«СВ» вспоминает, за что его любят и помнят.
«МНЕ ПОВЕЗЛО В ЭТОЙ ЖИЗНИ»
Вячеслав Добрынин скончался...
Думаю, миллионы людей,как и я, услышав эту новость, осознали, что значит выражение «как обухом по голове»». И полезли в интернет: а сколько же ему лет?! Всего 78? Мало по нынешним временам. Ну вот так сложилось, так карта легла. Три инсульта не шутка...
А затем в моей голове само собой зазвучало-закрутилось: «Все, что в жизни есть у меня,все, в чем радость каждого дня...»
А затем: «На теплоходе музыка играет,а ч одна стою на берегу...», «Не сыпь мне соль на рану, она еще болит...», «Синий туман похож на обман...»
И еще,и еще, и еще... По кругу.
Настоящий концерт в голове.
Его песни словно записаны на подкорку с детства. Мелодии - нотка к нотке, запоминаются сходу.
В 26 лет он написал «На Земле живет любовь» на стихи Леонида Дербенева, которую исполнили «Веселые ребята», один из самых популярных коллективов 1970-х. В 28 лет - «Прощай» и «Кто тебе сказал», через год - «Все, что в жизни есть у меня» и «Ты мне не снишься».
И пошло-поехало.
Его песни исполняли «Веселые ребята», «Самоцветы», «Поющие сердца», «Лейся, песня», Юрий Антонов, Михаил Боярский, Алла Пугачева, Лев Лещенко, Валерий Ободзинский, Роксана Бабаян, Иосиф Кобзон, Маша Распутина, Ольга Зарубина, Валентина Легкоступова, Евгений Осин... Какое известное имя ни назови, у всех найдется в репертуаре песня Добрынина.
По опыту все знали: что вышло из-под клавиш рояля этого музыканта - беспроигрышно.
Писал и саундтреки к фильмам и сериалам, из недавних - «Люба, дети и завод…», «Счастливы вместе». В комедии «Американский дедушка» даже сыграл небольшую роль. С такой-то внешностью мог и вообще актером стать.
Но выбрал музыку. Больше тысячи песен - и все хиты. Это вам на фунт изюма! Когда он создал свою группу «Доктор Шлягер», поклонники и его самого стали так называть, народное «звание» приклеилось навсегда. Ведь в точку же!
- Мне 75 лет, а люди до сих пор поют эти песни, - удивлялся маэстро три года назад. - А вот что будет через сорок лет? Будут эти песни звучать? Вопрос сложный, а ответ на него простой…
Мне почему-то кажется, что будут петь и спустя годы. Потому что - да, они ложатся на слух. Как будто отвечают базовым потребностям человека в мелодичности, красоте, позитиве. Потому и слушают из уже больше сорока лет. Слушали, слушают и слушать будут.
— Мне повезло в этой жизни, - считал музыкант. - Я был настолько не обделен друзьями, исполнителями. И любовью, и женщинами. Но особенно — большими поэтами, они засыпали меня стихами. Эти люди избаловали меня и сделали Доктором Шлягером.
«Я ВЫРОС НА РОК-Н-РОЛЛЕ»
Как ему удалось писать мелодии, которые один раз услышишь - не забудешь?
Ответ: повезло родиться с талантом, не каждому такое дано. Но есть же поговорка: «таланту надо помогать, бездарности пробьются сами».
Добрынину помогли... Битлы! Сама того не зная, ливерпульская четверка помогла раскрыться молодому музыканту в далекой советской России.
- Я вырос на музыке Beatles,- часто вспоминал Добрынин. - Если бы они, я бы не стал заниматься музыкой. Я битломан.
В числе его кумиров также Элвис Пресли, Rolling Stones и другие первопроходцы, благодаря которым очень и очень многие стали музыкантами,а не инженерами и архитекторами, как собирались.
Добрынин с друзьями слушали ВВС, «Голос Америки», «Радио Свободы». Вот тогда «мы заразились этой бациллой» рок-н-ролла, как шутил артист, и «больны ей до сих пор».
Добрынин признавался: запретная в те годы зарубежная музыка оказала на него такое влияние,что вся жизнь выстроилась вокруг этой мечты. Захотелось и самому творить что-то такое, что покорит сердца.
Но как водится, пришлось и побиться головой об железный занавес, тогда он еще не опустился.
Это сейчас он мэтр, а тогда:
- Нас запрещали, закрывали, нам не давали ничего делать, не давали записывать песни... - рассказывал Вячеслав Григорьевич.
Песню «Все, что в жизни есть у меня» три года не пропускали на худсоветах! Пять раз артисты проходили эту унизительную процедуру, и каждый раз слышали от тогдашних мэтров, вершителей судеб:
- Это непрофессионально! Это самодеятельность!
Странно, да?
Представляю себе молодого Славу Добрынина: красивый, харизматичный, с роскошной шевелюрой и обаятельной улыбкой. Одет как стиляга, ведь уже в 14 лет носил брюки-дудочки, яркие галстуки и пестрые рубашки.
И он такой весь яркий стоит перед худсоветом, в котором - да, тоже хорошие музыканты. Но из другой эпохи. А тут эти патлатые-лохматые, с гитарами наперевес и явственно ощутимым «тлетворным влиянием загниваюшего Запада». Ну не вписывались в советскую идеологию.
Это была музыка молодых - для молодых. Вспоминаю уроки истории: хрущевская «оттепель» уже закончилась в середине 1960-х, наступил брежневский «застой». Стало труднее, но впереди все же уже веяло духом горбачевских перемен... К чему они привели, другой вопрос, но вожжи немного отпустили. И песни Добрынина были уже из нашего времени, поэтому мы их сейчас и слушаем с удовольствием.
Одним словом, вся жизнь и творчество Добрынина - это ответ на вопрос, который мы, журналисты, любим задавать артистам: в чем секрет успеха? Верить в себя. Делать то, к чему душа лежит.
По поговорке: собаки лают, а караван идет.
Вячеслав Григорьевич и сам это хорошо объяснил:
- Мы ведь были профессиональными музыкантами. Но там сидели старперы такие… Короче говоря, мы пробились и стали тем, кем мы стали. Мы теперь тоже классики.
Вот такой портрет на фоне эпохи.
БЕЗОТЦОВЩИНА
Сегодня мы складываем пазл его жизни. Так проявляется грусть.
Складываем воедино все кусочки мозаики, чтобы создать портрет, осознать этоит феномен под названием «Добрынин»..
Вот картинка: маленький мальчик стоит в комнате перед репродуктором, таких сейчас уже и не осталось. Ему три года. В руках гармошка. Прислушивается к песням, звучащим по радио, и подбирает на слух мелодию. И очень точно подбирает!
- У него с детства абсолютный слух, - говорят друзья.
Так что,вспоминая, как его отфутболивали «старперы», он говорил это с юмором, потому что уважал советские песни, это - его детство. Просто сам стал писать другие, когда подрос.
Конечно, мама не могла не заметить способностей сына и отдала его в музыкальную школу по классу баяна. Позднее парень освоил и гитару.
Славе 22 года. Он играет на электрогитаре в рок-группе «Орфей». Ребята выступают в кафе, их приглашают на свадьбы. Зарабатывают первые деньги. Приобретают первых поклонников.
И в это же время он... поступает в МГУ, что тоже престижно. К тому же серьезная школа №5, которую он окончил, располагала к дальнейшему получению академического образования, отсюда и МГУ. Добрынин гордился тем, что учился с детьми академиков, сидел за одной партой с сыном знаменитого физика, Нобелевского лауреата Льва Ландау. Был капитаном баскетбольной команды, которая выигрывала на районных соревнованиях.
Но так принято было и в те годы, да и сейчас: получить надежную профессию, твердо стоять на ногах, а уж творчеством заниматься в свободное от работы время. Отсюда МГУ. Уровень подготовки позволял. Выбрал факультет истории искусств, это все же ближе к тому, что просила душа.
Окончил и аспирантуру! Написал несколько научных статей по искусствоведению. А вот кандидатскую защищать не стал к тому времени она была уже не нужна. Но ведь мог со временем стать академиком!
Но музыка победила. Параллельно юноша занимался в музыкальном училище баяном и на дирижерско-хоровом отделении. И в конце концов от научной карьеры отказался.
Только представьте, как это все успевал!
И вот Славе 24 года. Его приняли гитаристом в знаменитый оркестр Олега Лундстрема. Это было, что называется, круто. Сам пишет музыку.
Когда через два года «выстрелила» его песня на стихе Леонида Дербенева «На Земле живет любовь» и про него заговорили, решил сменить фамилию.
Ведь по паспорту он был Вячеславом Антоновым!
А все потому, что его семейная история - типична для детей послевоенного времени.
- Мать познакомилась с моим отцом Галустом Оганесовичем Петросяном на фронте, там же они и расписались,- рассказывал Вячеслав Гоигорьевич.- Но после войны мама вернулась в Москву, а папа уехал обратно в Армению.
Военно-полевой роман, это же настоящий сюжет жля кино. Медсестра и кадровый военный. Всю войну рука об руку. Но когда вернулись... Родители отца были против русской жены. И пара рассталась.
Мама Анна Антонова еще не знала, что уже беременна. И вырастила сына одна.
Отец и сын никогда не встречались. Лишь после смерти отца в 1980 году Вячеслав посетил его могилу...
Мама скончалась через год. Замуж она больше так и не вышла. Отдала всю свою любовь сыну.
- Меня часто называют «женским композитором», - шутил Добрынин. - И я этого не стесняюсь. Откуда такое понимание женской души? Я воспитывался женщинами — мамой, тетками и бабушкой, был избалован их вниманием. Меня вполне можно назвать «маменькиным сынком».
Так что композитор мог быть Вячеславом Галустовичем Петросяном. А стал Вячеславом Григорьевичем Добрыниным. Отчество сменил на более привычное русскому уху, а фамилию - потому что одновременно с ним начинал выступать и Юрий Антонов. А две звезды с одинаковой фамилией не комильфо.
Так что с 26 лет стал тем, кем мы его все и знаем.
И вот Добрынину 40 лет. На запись его песни «Спасатель» не приехал исполнитель. И Добрынину сказали: пой сам. Он и спел! А чего бояться-то?
Так и пел, пока мог выходить на сцену.
И писал песни до последнего дня... Одна так и осталась незаконченной.
ДВЕ ИРИНЫ
Говорят, история повторяется. Именно так произошло с первой женой Добрынина - Ириной.
Они познакомились в гостях у общего знакомого. Он уже закончил МГУ, она на три года младше. Тоже поклонница Битлз, так что было о чем поговорить. Стали встречаться, через два года поженились.
На песню «На земле живет любовь» начинающего тогда композитора натолкнула именно первая жена. Он сочинил ее под стук собственных шагов, когда спешил на свидание, и сразу же спел любимой.
Но девушка не приглянулась маме Славы, она даже отказалась прийти в ЗАГС.
Так когда-то ее саму не приняли в семью отца мальчика...
Ирина во всем поддерживала мужа и даже продала бабушкино фамильное кольцо, чтобы купить талантливому мужу, будущей звезде, пианино.
В 1978 году Ирина родила мужу дочь Екатерину, и молодой отец был счастлив, завалил палату в роддоме цветами.
Но семейная лодка разбилась о быт, как тоже часто бывает. И вскоре Вячеслав переехал к маме, чтобы ничто не отвлекало от творчества, в которое он уже окунулся с головой. Да и наступающая слава вскружила голову.
— Сейчас понимаю, что поступил тогда слишком эгоистично, - каялся композитор. - Свалил к маме, в покой и тишину...
Ирина Антонова, когда она выходила замуж, Добрынин еще не помеял паспорт, второй раз вышла замуж и уехала с мужем-американцем за океан. Добрынин стал дважды дедушкой. Внучка София окончила Манхэттенскую музыкальную школу, занимается сольной карьерой. Гены сказались.
Добрынину приписывали много романов, не так давно даже заявил о себе внебрачный сын якобы от поклонницы...
Но по факту он был женат всего дважды.
Вторую жену тоже звали Ирина. Когда они встретились, оба еще были в браке. Но вскоре поняли, что созданы друг для друга. Вместе они прожили без малого сорок лет...
Ирине Добрыниной помогают справиться с горем друзья.
Трогательный, сентиментальный, искренний.
Никогда ни о ком не говорил плохо. Умел радоваться чужим успехам. Умел дружить. Никогда не жаловался. Заряжал всех оптимизмом и позитивом.
Такими были и его песни, ведь в них и отражается их автор. За это и любят.
- Я хочу, чтобы помнили не меня, а мои песни, - сказал он как-то.
Так и будет. Мы все будем помнить. И напевать - за столом во время семейных праздников. Просто так, про себя, когда всплывет в голове мелодия. Так мы будем справляться с грустью.
На теплоходе музыка... да, играет!