Привет, я гамлет
Россия, Италия, Великобритания, Бельгия, Сербия – 16 разноцветных шаров с названиями стран мира развевались в руках необычно одетых молодых людей, которые разъезжали по Минску на велосипедах. Гости фестиваля и волонтеры прокатились на двухколесном транспорте от «Минск-Арены» до Дворца профсоюзов, где их ждала перформанс-акция «Чудаки-БУМ» при участии группы Grig – percussions.
«Тэатральны куфар» проводится в белорусской столице
в 7-й раз. В этом году он собрал около 200 участников, которые представили 19 спектаклей, несколько мастер-классов мировых знаменитостей и три невероятных проекта. «МоноК» из Боснии и Герцеговины приехал со спектаклем «Арто играющий», обозначенным авторами в жанре «моно-хорео-драмы». Проект Koufar-to-Stage – это премьера латвийского спектакля «Женщины Бергмана» Валкского городского театра, результат сотрудничества белорусского драматурга Николая Рудковского и режиссера театра Айварса Икшелиса. Белорусские зрители увидели третий вариант этой пьесы – после постановок студенческого театра «На филфаке» и Белорусского театра драматургии. А руководитель проекта Koufar-in-Motion английский режиссер Эдвард Льюис поставил оригинальное сценическое действо с участием активных минчан и молодых актеров из разных стран.
– Наш девиз – «Традиция. Поиск. Эксперимент», – говорит арт-директор фестиваля Сергей Турбан. – Зрители увидели остросоциальную итальянскую драму, российскую постановку чеховской «Чайки», португальский этно-спектакль и польский эксперимент «без слов». Символично, что началась конкурсная программа «Ромео и Джульеттой» Шекспира и закончилась необычной трактовкой классического спектакля этого же автора – «Привет, я Гамлет».
«Куфар» играет важную роль не только в жизни студенчества разных стран, но и в театральной жизни вообще. Значение белорусского фестиваля оценили на международном уровне. В 2012 году в Минске ожидается Конгресс международных студенческих театров AITU-IUTA. Это масштабное мероприятие проводится раз в два года. На него собираются известные театральные деятели со всего мира, в рамках конгресса проводятся лекции, мастер-классы и «круглые столы» для молодых актеров.
– Для нас важно привлечь к анализу театральных постановок молодых людей, – рассказывает директор фестиваля Екатерина Солодуха. – Ведь «Куфар» в первую очередь студенческое мероприятие. Как и в прошлом году, мы организовали Клуб молодых зрителей, мнение которых на этом фестивале – главное.
Каждый может поставить спектаклю свою оценку. Именно зрители определяли, кому достанется Гран-при. Остальных победителей выбирало жюри. И если поначалу организаторы фестиваля сомневались, смогут ли белорусы адекватно оценить спектакли, поставленные на оригинальных языках, то вскоре эти сомнения рассеялись. Язык театра намного шире того, на котором мы говорим. Чтобы убедиться в этом, стоило посмотреть хотя бы «Ромео и Джульетту» студии «Млечный путь» Орловского института искусств и культуры. В спектакле почти не было слов. Любовь, ненависть, жестокость, страх актеры выражали с помощью невероятной пластики и жестов. А еще – игры с тканью, каплями воды и шпагами. Российские актеры удивили зрителей невероятными актерскими способностями.
Людмила МИНКЕВИЧ