Олег Басилашвили: Я рабочая лошадка
Народному артисту - 90! Что сам Олег Валерьянович говорит о себе, о своем долголетии и «больших маленьких радостях» - в материале «СВ»
РОЖДЕН ДЛЯ СЦЕНЫ И КИНО
Никогда не забуду одну давнюю встречу с Олегом Валерьяновичем. Это было на съемочной площадке одного из фильмов с его участием, какого, уже не вспомнить, их число давно перевалило далеко за сотню. Правда, за последние годы всего в пределах десятка, почему - отдельный разговор.
Приезжаю на площадку где-то в Ленобласти. Лето, старинная усадьба, много деревьев, свежий воздух - красота!
Перерыв. Готовят новую локацию. Суетятся осветители, звуковики, тянут провода, устанавливают софиты... Актеры разбрелись со стаканчиками кофе в руках. Ждут команды режиссера к началу работы.
Спрашиваю кого-то из помрежей:
- А где Олег Валерьянович?
- Посмотрите внутри дома.
Иду по опустевшим просторным комнатам с остатками старинной мебели. Так и вижу тени тех, кто когда-то обитал в этих бывших изысканными интерьерах.
И в дальнем помещении с большим окном, сквозь который красиво пробиваются лучи солнца, в дряхлом кресле сидит кумир миллионов. С книгой в руках. В полном уединении от остальных. И так органично смотрится в этой старинной усадьбе, будто и родился тут, в дворянской семье.
- А как еще проводить время в ожидании? - актер с сдержанно улыбается. - Актерская профессия требует терпения, что еще делать в паузах? Читать. Книги со мной всю жизнь.
И дальше мы поговорили о том, что без чтения он не мыслит своей жизни. Об актерской профессии. О том, что зритель видит на экране только красивую картинку, считает, что артисту нужно только «посветить лицом», а дальше - купаться в лучах славы. Не жизнь, а малина! А на самом деле за каждым мгновением на экране - бесконечные часы, дни, месяцы рутинной подготовки. И только выходя на площадку в кино или на сцену в театре, актер концентрируется и... и вот уже перед нами другой человек! Его герой.
Олег Валерьянович настолько органичен, что кажется, перевоплощение дается ему без труда.
Он был рожден для театра и кино. Для того, чтобы в него влюблялись не только героини фильмов, но и миллионы поклонников.
А ведь он мог выбрать и другую профессию! Отец не одобрил его выбор, считая актерство несерьезным занятием для мужчины.
- Отец хотел, чтобы я поступил в Бауманское училище в Москве, - рассказывал актер. - Сказал: «хочешь красить себе губки - крась, но не за мой счет!» И только когда увидел меня в спектаклях БДТ на гастролях в Москве, сказал: «Я свои обвинения снимаю, ваш театр делает нужное дело».
Как представить Олега Басилашвили математиком, которым бы он стал после Бауманки? Учитывая, что математику в школе едва вытягивал. Или музыкантом? В детсве его отдали в консерваторию по классу виолончели, потому что отдавать детей «на музыку» в те годы было принято. Бабушка таскала за внуком огромный инструмент. Конечно, эта история закончилось пшиком. Не увидели мы афиш «Виолончелист Басилашвили», зато бежим в кино или театр, если в актерском составе есть его имя.
А однажды мама отвела 6-летнего сына на спектакль «Синяя птица».
— Меня поразило Царство Ночи, с Ужасами, которые вырывались из пещер, Призраками, бродящими в полутьме,- рассказывал актер в автобиографии. - Помню, как заколотилось сердце, когда распахнулась стена, засияло голубое небо и птицы… тысячи птиц замелькали белым в этом небе!
Так мама, сама того не подозревая, невольно определила будущее сына.
ЖИЗНЬ КАК КИНО
Про него говорят: ни одной проходной роли!
«О бедном гусаре замолвите слово», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Осенний марафон», «Мастер и Маргарита»... Басилашвили как будто играет сам себя, но в то же время разный.
Фактура такая, узнаваемая. Интеллигент, мечется, влюбляется, проявляет слабость и сам же страдает, иногда карьерист... Некоторые даже подумали, что сценарий написан про него.
Олег Валерьянович утверждает, что все свои роли любит одинаково. А вот эмоции бывают разные.
- Когда впервые вижу свою работу на экране, ничего, кроме чувства удивления, не испытываю, - признается актер. - И это не самокритичность, я просто вижу себя со стороны. Первое впечатление ужасающее, потом привыкаешь...
Он спокойно смотрит фильм со своим участием, если он показывают по телевизору, канал не переключает. Просто отмечает, что можно было бы сыграть и лучше.
Последний фильм с его участием вышел в 2019 году, это был сериал «Не ждали».
Актер объясняет: и зовут уже реже, наверно, из-за возраста, и сам иногда отказывается.
- Ну очень слабый материал, - рассказывает Басилашвили. - Не хотелось бы играть в бездарных сериалах. Среди сериалов, правда, есть хорошие, и кое-что мне нравится. Но то, что мне предлагали и предлагают, меня мало устраивает. Мне это не интересно.
По его жизни тоже вполне можно было бы снять семейную сагу. Самое что ни на есть крестьянское происхождение со стороны отца: село Корби Горийского района Грузии, вполне зажиточные земледельцы, потом лишения, мытарства... Дедушка мамы - священнослужитель, его сын окончил семинарию, но стал архитектором, например, по его проекту еще до революции возвели храм святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине. Родители жены были не слишком довольны, когда к дочери Ирине посватался грузин Валериан Ношреванович. Отец ушел на войну. Семья уехала в эвакуацию в Грузию. Чужбина, грязное тесное жилье. А главное, голод. Однажды мальчик нашел на дороге запыленную конфету. Бабушка срезала грязь бритвой,конфету поделили на три части - ему, бабушке и маме, и пили с этим убогим угощением чай.
Врачи обнаружили у школьника голодный туберкулез.
С тех пор он живет с диагнозом.
- Это последствия голодного военного детства, - объяснял мне Олег Валерьянович.
Время от времени, во время обострений, актеру приходится ложиться в больницу. Но сила воли помогает все преодолевать.
Басилашвили даже коронавирус перенес дважды, но выкарабкался. После детских болезней организму уже ничего не страшно.
В эвакуации тихий интеллигентный мальчик даже драться научился!
- Среди местных ребят было обычным делом бить тех, кто помладше и послабее, - рассказывает в автобиографии Басилашвили. - Причем побитый обязан был стать слугой, рабом, исполнять любое приказание. А я был маленький и слабый...
Столичному мальчугану предложил защиту местный верзила, за это мальчик таскал для своего «телохранителя» помидоры с огорода. Мама посадила их на благодатной грузинской почве ради витаминов для семьи. Но однажды, увидев слезы бабушки, юный Басилашвили решил: с него хватит. И отхлестал троих обидчиков по глазам ремнем, одному разбил голову. Потрясенные хулиганы ретировались.
Но «охранник» не смирился, и однажды Олег вновь застал его за поеданием помидоров...
- Я пошел на него с камнем,- вспоминал актер. - Алая волна мести за все ослепила меня, отупила мозг... Я был готов на все.
Внутренняя сила мелкого мальчугана испугала бугая. Больше на мамины помидоры никто не покушался.
И эту обретенную тогда силу духа актер передает и своим героям. Это еще одна из причин, за что его любят поклонники. Его образы многогранны. Внешне сдержанные, но внутренне мощные.
И в жизни мы знаем, что ради своей семьи Олег Валерьянович готов на все.
ТОЛЬКО ПО ЛЮБВИ
Басилашвили признается: ему всегда казалось, что особых шансов при знакомстве с женщинами он не имеет - излишне робок. И тем нее менее сначала на него обратила внимание первая красавица школы-студии МХАТ Татьяна Доронина, ставшая его первой женой, а затем Галина Мшанская, вторая жена, любовь всей его жизни, как показало время.
С Дорониной он еще долго поддерживал дружеские отношения, даже живя в разных городах. Москвич по рождению, Басилашвили уже стал петербуржцем, пробивался, хотя и с трудом на первых порах, в БДТ, доказывал великому Георгию Товстоногову, что он достоин бОльшего. И доказал!
- Я человек застенчивый, интроверт, как говорят психологи, - признается артист. - Мне очень трудно было привыкать к новому коллективу, новому месту. Все казалось, что я не дотягиваю до уровня актеров этого театра...
Дотянули, Олег Валерьянович, еще и многих переплюнули.
Однажды он увидел по телевидению ведущую программы «Телевизионный клуб молодежи». И сказалд себе: я на ней женюсь. Журналист Галина Мшанская, дочь советской оперной певицы Ольги Мшанской, стала его второй женой. Вместе они уже больше шестидесяти лет.
- Что во мне привлекло Галю? - задавался вопросом Олег Валерьянович. - Внешняя стать? Скажу честно, глядя в зеркало, никогда не приходил от себя в восторг. ... Вот так и подмывает сказать, что, дескать, она разглядела во мне талант, который тогда еще не проснулся...
Ну, женщины знают, что им важно разглядеть в мужчине: любовь и надежность. И доброту.
А где все это есть, там крепкий брак, и хорошие дети.
Вы можете себе представить Олега Басилашвили меняющим пеленки дочерям? А это было!
- На меня свалилась гигантская ответственность. Я был кормящим отцом, - рассказал мне Олег Валерьянович, когда я спросила про то, каким он был папой. - Бегал за молоком, гулял с коляской в садике, стирал и гладил пеленки. Приходил домой после спектакля в одиннадцать, и до двух-трех часов ночи я этим занимался. Каждый день. Жену свою освобождал от этой работы.Конечно, главная в воспитании была мама, но и я тоже принимал участие. И когда вторая дочка родилась, так же поступал. Никакого раздражения.
И все это рассказывал охотно и с улыбкой. Дай бог каждому ребенку такого папу, и совсем не важно, актер он или нет. Просто хороший человек.
И разумеется, никогда не кричал на детей и не наказывал.
- Я с ними разговаривал как с равными, - говорит Басилашвили. - Не из каких-то педагогических устремлений, просто так получалось, и все. А как иначе-то? Только так и можно. Видимо, и меня так же воспитывали. Не помню, чтобы я в углу стоял.
Может, это его главная роль в жизни - вырастить детей. И с ней он тоже блестяще справился.
А теперь счастливый дедушка радуется внукам, Маринике, ей 15, и Тимофею, на четыре года младше.
Внуки хоть и живут в Москве, но дедушку часто навещают.
«ПЕРЕЖИТЬ ЭТОТ КОШМАР...»
Он давным-давно отказался от шумихи вокруг юбилеев. Проводит этот день только в кругу близких. И никаких торжеств в театре. Нет настроения устраивать что-то грандизное и сейчас. — Должен признаться, что эта дата, девяносто лет, не вызывает у меня большого энтузиазма, - признается актер.
Десять лет назад, перед 80-летним юбилеем, сказал так:
- Я рабочая лошадь. Подумываю уйти со сцены, устал.
Наверно, тогда было такое настроение, или чувстовал себя не лучшим образом.
Зато сейчас на вопрос об уходе более оптимистичен:
- Мы с Алисой Бруновной играем спектакль «Лето одного года», я даю концерты, работаю и никуда не собираюсь уходить. Вот помру, тогда и уйду!
Чувство юмора ему не изменяет, и это прекрасно.
Басилашвили уверен: между зрителем и актером должна протянуться невидимая нить, сродни электрическому заряду. И пока она есть, надо работать для людей. Ну, а какой же подарок он хочет на юбилей?
- Книгу, - без колебаний говорит актер.
Кто бы сомневался. И почему мы не удивлены?
Олег Валерьянович любит историю, как еще в юности цыганка ему нагадала: проживешь до ста лет. Вот и выполняет наказ свыше!
- Посмотрим, буду ли я нужен, - делится актер.
Нужен, Олег Валерьянович, еще как! И вы это понимаете. Потому и выходите еще на сцену, а мы поздравляем вас сегодня с таким прекрасным юбилеем.