При полных залах
Казалось бы, само название фестиваля ставит его в определенные рамки. На самом деле охват тем здесь гораздо шире и картины не ограничиваются религиозной тематикой.
Известный киновед Кирилл Разлогов на фестивале в Казани не впервые. В этот раз он приехал с лекцией «Судьба иранской волны», которую прочел в Казанском университете культуры и искусств, а также участвовал в «круглом столе» на тему «Место мусульманского кино в современном кинопроцессе». Вопрос о нише мусульманского кино в мировом кинематографе чаще всего задавали Кириллу Эмильевичу. «Уже с первого фестиваля было ясно, что это должны быть фильмы, созданные в мусульманских странах, или авторы их должны быть мусульманами, – сказал К. Разлогов. – Но со временем выяснилось – это мало что определяет. На самом деле следует отбирать картины, принадлежащие к исламу как к культуре, а не как к религии. В них должна быть представлена совокупность идей, ценностей, обычаев той территории, где мусульманство наиболее распространено».
В этом году кинематографисты из 28 стран показали в конкурсе 51 картину. Зрители этот фестиваль уже приняли и полюбили. Залы были полны и днем – на показах документального, короткометражного и анимационного кино. Как сообщила председатель оргкомитета фестиваля, министр культуры Татарстана Зиля Валеева, сеансы посетили более 9000 человек.
В этом году в фестивальный конкурс была возвращена анимация, показали 10 мультфильмов. Кстати, классик российской анимации, изобретатель «игольчатого экрана» Александр Алексеев родом из Казани. На фестивале состоялась ретроспектива его фильмов, посвященная 110-летию со дня рождения режиссера. Приз получил мультфильм из Сирии – «Жасминовые птицы».
Любопытной оказалась программа короткометражного кино. Короткий метр – сложнейший жанр, за 20-30 минут нужно рассказать внятную историю, расставить все акценты. Отмечу фильм режиссера из Иордании Хазима Битара – «В чреве кита». Он повествует о жизни людей в секторе Газа. Это острая зарисовка о жизни и смерти, о несправедливости войны, об огромном желании человека жить. А фильм «Брелок» снят в России режиссером Ильдаром Ягафаровым. История вне политики, общечеловеческий сюжет. Взрослый, солидный мужчина узнает о смерти отца, которого видел-то всего один раз в жизни. На память о нем и об этой встрече остался у него брелок с олимпийским мишкой. Узнав печальную новость, Марат – так зовут героя – вспоминает эту мимолетную встречу, а также эпизоды из детства. В 22 минуты режиссеру удалось вместить очень многое. Фильм сделан с душой, в нем точно переданы приметы времени, его дух (действие происходит в 1982 году).
Приз за лучший сценарий получили Айдар Акманов и Владимир Чернышов («Ловец ветра»). Снял картину Айсыуак Юмагулов из Башкортостана. Фильм имел огромный успех у зрителей. …В далекой деревне живут пожилые люди, не тронутые цивилизацией. И вот деду Ахмату приходится ехать в город, чтобы исполнить последнюю волю умирающей – перед смертью старушка хочет повидаться с внуком Русланом (Марат Башаров). А внук давно оторвался от уклада жизни предков, да и представление о порядочности у него изменилось. Он банкир, и ему совершенно не хочется ехать в деревню к бабушке. Он пытается откупиться, но не тут-то было: дед настаивает на своем. И в результате парень оказывается втянутым в водоворот невероятных событий, комических и трогательных. Картина динамична, и в то же время ей присуща добрая старомодность, приятная для зрительского глаза, подуставшего от бешеных ритмов.
Главный приз фестиваля жюри под председательством актера из Казахстана Ментая Утепбергенова присудило фильму Юрия Феттинга «Бибинур» (Татарстан). Актриса Фирдаус Ахтямова, сыгравшая Бибинур, получила награду за лучшую женскую роль. Приз вручил ей известный американский актер Эдриан Броуди («Пианист»), почетный гость церемонии закрытия фестиваля. На вопрос о том, как отнесся к приглашению на фестиваль, Броуди ответил: «Подумал, что получил возможность услышать голос ислама. Думаю, что фестиваль позволяет передать мысли о терпимости и уважении друг к другу, к другим культурам».
Еще одним почетным гостем церемонии закрытия стал художественный руководитель МХТ имени Чехова Олег Табаков. Так совпало, что в эти дни МХТ приехал в Казань на гастроли. Олега Павловича чествовали и поздравляли с прошедшим юбилеем.
Казань – удивительно гостеприимный город. Организаторы кинофорума делают все для того, чтобы гостям и участникам фестиваля было комфортно. Огорчают, правда, показы фильмов с DVD – на международных фестивалях это недопустимо. Есть проблемы с местами в кинозале, а на ступеньках кино смотреть неудобно. Но все эти огрехи устранимы, а в целом фестиваль оставляет положительное впечатление.
Александра ИВАНОВА
Казань – Москва