САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Под знаком Гоголя

Сентябрь в Киеве был полон культурными событиями. В первую очередь благодаря проводимому в четвертый раз в столице Украины ежегодному международному мультидисциплинарному фестивалю современного искусства ГОГОЛЬFEST.

Сентябрь в Киеве был полон культурными событиями. В первую очередь благодаря проводимому в четвертый раз в столице Украины ежегодному международному мультидисциплинарному фестивалю современного искусства ГОГОЛЬFEST.

В этом году фестиваль переехал на Киностудию им. А. Довженко. Территорию Художественного арсенала, которую было обжил ГОГОЛЬFEST в предыдущие годы, забрали под предлогом крупно- масштабного ремонта. Как бы то ни было, но в очередной раз фестиваль доказал собственную жизнеспособность, когда вопреки препятствиям и отсутствию финансовой поддержки со стороны государства он не только продолжается, но и набирает силу.
В прошлые годы в распоряжении фестивальных участников и публики пребывали помещения одного здания – громады Арсенала (бывшего военного завода), что обеспечивало компактность и быстроту перемещения от одного арт-проекта к другому. Теперь же фестиваль на неделю освоил практически всю территорию киностудии, которая, к слову, занимает площадь более 17,5 га и впервые за свою 80-летнюю историю открыла двери для широкой публики. В результате жадный до искусства зритель и слушатель вынужден был побегать между съемочными павильонами, выполняющими функции театральных и концертных площадок. Но такие пробежки стояли усилий – программа была невероятно насыщенна, ведь рассчитана была изначально на двадцать дней, а в результате ее пришлось уместить в восемь. Как и раньше, фестивальная программа в зависимости от «дисциплины» была разделена на блоки: театр, музыка, кино и визуальное искусство.
Театральная феерия
Учитывая, что отец ГОГОЛЬFESTа – главный выдумщик и организатор, театральный режиссер Влад Троицкий, то традиционно театральная программа на фестивале очень сильная и со стороны принимающей стороны, и со стороны приглашенных гостей. Напомним, ГОГОЛЬFEST – фестиваль современного искусства, поэтому приглашаются театры новаторские. В этом году фестиваль открывался на главной площади страны – Площади Независимости – совместным выступлением знаменитого испанского урбанистического театра La Fura Dels Baus и театра «Дах», руководимого самим Троицким. Проект назывался Multiverse (название можно перевести как «множественная вселенная») и являлся грандиозным шоу, специально задуманным под открытие ГОГОЛЬFESTа. Телетрансляция проводилась на одном из украинских телеканалов. Данный перфоманс был заявлен в программе как событие года и рекламировался в сити-лайтах по городу отдельно от остальной программы. Честно сказать, он и впрямь оправдал ожидания. В постановке было задействовано почти 100 участников. Среди «фирменных» элементов La Fura Dels Baus – сетка из человеческих фигур, висящая высоко в воздухе, огромное колесо, в котором, как белки, передвигаются акробаты, и 10-метровый манекен, управляемый  артистами театра с земли – все это происходит под музыку, созданную специально для шоу. Финальной точкой является фейерверк.
Настоящим событием фестиваля стало и выступление Театра атлетического танца Kataklo из Милана с представлением «Антология» – обзором хореографических стилей из широкого репертуара театра, смесью простого, доступного языка и невероятных телодвижений, танцевальных шагов, акробатических трюков, ритмической гимнастики и комических пантомим.
Кроме театров заморских на фестивале были представлены главные новаторы российской театральной сцены. Здесь и Центр драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина со спектаклем «Жизнь удалась»; и московский хит «Копы в огне» – блестящая пародия на все американские боевики вместе взятые, результат взаимодействия театральной культуры и современной музыки; и уличный необыкновенно зрелищный перфоманс под загадочной аббревиатурой KSCMDF от московского LIQUID Theatre, который получил в 2009 году на родине премию «Золотая маска» в конкурсе «Эксперимент».

В ритмах классики
и авангарда
Музыкальная программа была тоже и плотной, и пестрой – здесь и worldmusic, и джаз, и современный академический минимализм, и инди-рок, и трип-хоп.
Джазу был посвящен отдельный вечер, в рамках которого публику угощали выступлением белорусского коллектива The Outsiders с композициями его основателя и саксофониста Павла Аракеляна, чем он особенно гордится. Его авторская музыка представляет собой джаз с изрядной долей авангарда, и хоть исполнение джазовых стандартов всегда прочит успех у публики, но смелость автора была вознаграждена в Киеве очень теплым приемом. Во второй части вечера выступал украинский квинтет Lush Life, вдохновляющийся творчеством французского музыканта Джанго Рейнхарда, с т.н. «цыганским джазом». Легкая, радостная авторская музыка звучала вперемежку с джазовыми стандартами, блестяще исполненными молодой вокалисткой Дианой Овсянниковой.
Музыкальным событием ГОГОЛЬFESTа стала демонстрация новой оперы современного российского композитора и музыкального теоретика Владимира Мартынова «Дети выдры». До Киева опера была пока что показана только в Перми, где состоялась ее премьера. Основу оригинального творческого проекта составляют авангардная музыка Мартынова, тувинский фольклор, горловое пение и «сверх-повести» Велимира Хлебникова «Дети выдры» и «Зангези». Вслед за Хлебниковым Мартынов тоже пытается «сочетать несочетаемое», только уже не в литературном, а музыкальном тексте, и, на мой взгляд, ему это вполне удается. В Киев представить свое произведение приехал сам автор.
Вейся, кинолента
Кинопрограмма была тоже насыщена до предела, но, часто пересекаясь с событиями других программ, проигрывала им, ибо кино – искусство задокументированное и оставляет надежду на будущие просмотры. Здесь важными событиями явились показы лучших фильмов от Международного кинофестиваля документального кино о правах человека Docudays UA; программа культового российского киноклуба «Сине Фантом», с середины 90-х объединяющего независимых кинематографистов России, и общение с его членом – режиссером Андреем Сильвестровым, а также допремьерный просмотр его нового фильма «Дом на Фурманном», рассказывающий об арт-сквоте в Фурманном переулке в Москве. Также интересным пунктом кинопрограммы явилась представленная программа российского Фестиваля видеопоэзии «Пятая нога». Видеопоэзия – новый жанр синтетического искусства, перевод стихотворения на язык видео, до ГОГОЛЬFESTа-2010, думаю, немногие знали о таком явлении, а если и знали, то вряд ли видели все из привезенных в Киев работ.
В рамках ГОГОЛЬFESTа уже традиционно прошли ретроспективные показы. В этот раз зритель мог посмотреть документальные фильмы знаменитой француженки Аньес Варда, документальное кино Армении классиков жанра – Артура Пелешяна и Атома Эгояна, а также специальный показ фильма Александра Довженко «Арсенал».

Под открытым небом
Визуальная программа, объединяющая в себе все существующие жанры и направления современного искусства, была также обширна, как и прочие, но она в этом году скорее стала интерьерной частью, окантовкой ГОГОЛЬFESTа. Начать надо с того, что знаменитый яблоневый сад, посаженный по просьбе самого Довженко на территории киностудии, стал местом большой инсталляции «100 стахановцев» Глеба Косорукова – огромных фотографий шахтеров, расставленных на траве посреди яблонь. Глядя на эту поляну с «постерами», на душе становилось умильно, думалось, что хоть где-то эти герои нашли покой и отдохновение.
В общем, все имеющееся на киностудии пошло в дело у молодых художников, получивших как свои задания от куратора визуальной программы, так и полную творческую свободу в средствах их исполнения. Кто-то из художников украсил старые клумбы композициями из керамических цветов, кто-то высадил в неработающем фонтане осенний огород, кто-то прикрепил на плечи и голову памятнику Тарасу Шевченко каменных голубей, днем и ночью, по велению шутника, не слетающих с классика. Эта обновленная композиция открыла целую аллею Шевченко, где несколько молодых художников импровизировали с памятником культовой фигуры украинской культуры. Кстати, очень знаково, что аллея не вызвала критики, хотя и носила юмористический, а подчас и ироничный характер. Возможно, эта спокойная реакция – свидетельство взросления украинского общества, которое уже способно без болезненного пафоса смотреть на своих героев.
Также очень ценным объектом в визуальной программе была выставка «Видение» из коллекции Марата Гельмана, находящаяся сейчас в возглавляемом им Пермском музее современного искусства. Коллекция состоит из работ как классиков видео-арта, так и наших современников.
В целом, надо сказать, что ГОГОЛЬFEST остался верен себе и идее своего создателя Влада Троицкого, состоящей в живом диалоге людей небезразличных к искусству – творцов и зрителей, свободе творчества и общения, кооперации молодых художников и мэтров, продолжающих создавать искусство ради удовольствия, а не ради денег.

Елена БОЛДЫРЕВА,
соб. корр. «СВ» в Киеве
Фото автора

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

США-то про ИГИЛ* фуфло толкали

Олег Зинченко

С государством покрывающим террористов, теперь надо говорить только на блатном сленге, так как человеческой речи они не достойны

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также