Как доказать «великость»…
Вместо зрителей партер был занят артистами. Нарядные и воодушевленные, они, подобно школьникам после летних каникул, бурно радовались встрече и поздравляли друг друга с открытием 255-го сезона.
На сцене в этот день трудились министр культуры РФ Александр Авдеев и худрук Малого театра Юрий Соломин. «Культура – самая важная отрасль в стране, – взял слово министр. – Не будет культуры – будем развивать экономику, просвещение, будем сытыми и богатыми, но некультурными. Есть такие страны, где живут хорошо, а жизнь тупая». «Рынок мощно внедрился в культуру, и вы это чувствуете на себе», – посочувствовал Авдеев артистам. Предмет искусства зачастую оценивается не по художественным достоинствам, а по рыночной шкале, и произведения, ей не соответствующие, попросту не замечаются, посетовал министр.
«Ваш театр особенный: существует стереотип, что здесь лучше всех говорят по-русски, но это не только ваша заслуга. Для вас это уже обязанность. Фаза расцвета не вечная. Происходят и застои, а потом может случиться и медленный закат». Государственный чиновник предостерег от «упования на успехи предыдущих поколений» и дал установку: «Каждый сезон – только с белого листа. Каждый раз нужно доказывать свою великость, чего вам искренне желаю».
Юрий Соломин рассказал о гастролях труппы по приволжским городам в рамках проекта «Малый театр – Великой Победе». Он сказал, что коллеги из провинции, узнав, что на сбор труппы придет министр культуры, стали просить о помощи. Российский психологический театр – одно из самых больших достижений отечественной культуры – стремятся уничтожить, считают «на местах». Почему? Кому он навредил? – задал риторический вопрос Соломин. И напомнил, что во 2-й половине 90-х годов появилось много документов, приравнивающих театр к различным учреждениям, таким как бани, прачечные, призванным оказывать услуги населению. Между тем Островский считал, что без театра нет нации, сказал Юрий Мефодьевич и, пользуясь присутствием министра, поднял вопрос о грядущем принятии закона о театре.
Пока закон о театре находится в процессе подготовки, режиссерам и актерам хотелось бы, чтобы в высоких инстанциях обсуждали его совместно с театральными деятелями. «Мы должны создать закон. Люди приходят и уходят, из начальников 250 лет никто не проживет, а вот театр – существует». Четыре месяца назад Союз театральных деятелей собрал цвет своих представителей, пригласил высоких чиновников из Минфина, но от них, сказал худрук Малого, «пришла девочка, представившаяся советником какого-то секретаря». Это вызвало смех в зале, но вместе с тем корифеи театра почувствовали, что чиновники их «оскорбили – своим не присутствием», с горечью отметил Соломин. «Театральная общественность России просит услышать их. К ним присоединяется общественность зрительская».
Министр Авдеев на это жестко парировал: «Я тоже езжу по провинции. Я хочу защитить Минфин и моего товарища, коллегу Кудрина. Они из всех карманов вынимают и дают нам. Нет плохих министерств, нет хороших министерств, а есть общая ситуация в стране. Надо не подменять главное – творческую работу – псевдодискуссиями о Минфине».
Тут Александр Авдеев раскрыл секрет, что борьба за гранты идет «не на жизнь, а на смерть»: «Сейчас подросли другие театры, а грантов ограниченное количество. Теперь они требуют: отберите гранты у тех – они не вечные и дайте нам. Каждую весну мы выдерживаем бой, потому что должны сохранить гранты для ведущих театров, в том числе и для вашего».
В завершение дискуссии Юрий Соломин рассказал о предстоящем сезоне. 11 октября зрителей ждет премьера пьесы К. Гольдони «Влюбленные» на сцене филиала, которую поставил итальянский режиссер Стефано де Лука. Основная сцена к декабрю выпускает спектакль «Дон Жуан» А.К. Толстого (режиссер Александр Клюквин). Владимир Бейлис покажет «Наследников Рабурдена» Э. Золя. Сергей Женовач только начинает работу над постановкой чеховской «Скучной истории» на основной сцене. Поставит свой спектакль и Сергей Соловьев. Название пока держится в секрете. «Оно очень известное, очень мощное. Скажу только, что там будет занята вся труппа», – пообещал художественный руководитель Малого театра.
Ирина СТОВБЫРА