Аскар Абдразаков: Фестиваль - словно Олимпийские игры
Заслуженный артист России, звезда мирового масштаба рассказал «СВ», за что он любит конкурсы и Беларусь.
- Я уже второй раз приеду на этот фестиваль-конкурс в Витебске, - говорит Аскар. - В прошлом году выступал с артистами Большого театра и симфоническим оркестром. Встретил много друзей, коллег по оперной сцене, с удовольствием пообщались. Так что такие события - не только для работы, но и для общения. И зрители очень тепло приняли оперную классику, там живут люди, тонко чувствующие музыку, духовно богатые, красивые и внешне, и внутренне.
- Второй раз будет еще лучше.
- Когда меня пригласили вновь, с радостью согласился. Многие мои друзья уже купили билеты, тоже приедут на фестиваль. Тем более что 11 июля у меня юбилей - 55 лет, и так получилось, что в этот день буду в Витебске. Вот и отметим.
- Совместить полезное с приятным - идеально.
- В прошлом году пробыл в Витебске всего полдня, но удалось пройтись по одной из улочек. Там продавали картины, белорусские народные изделия из дерева, расписные ложки, вышитую одежду. Видел много красивых и счастливых людей - и детей, и взрослых. Все радовало глаз! Надеюсь, в этот раз получится побыть подольше, так что воспринимаю это не только как работу, но и как отдых, лучше и не придумаешь!
- Какую программу готовите?
- Она будет состоять из нескольких частей, примерно на час или чуть больше. Исполню песни из репертуара Муслима Магомаева, уже ставшие классикой русские народные, военные, оперную классику.
УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ
- Как вам сама идея такого фестиваля и одновременно конкурса для молодых певцов?
- Очень важна, это объединяет братские народы и дает возможность послушать хорошую музыку. А конкурс - как Олимпийские игры для спортсменов, важно поучаствовать и показать свое вокальное мастерство. Даже если не выиграешь, получишь уникальный опыт.
- Расскажите о критериях для оценки вокалистов.
- Разные. Конечно, на первом месте владение голосом, школа, это самое важное. Правильно выбирать партии, подбирать репертуар, который подходит именно к твоему голосу.
- У вас бывали неудачные партии?
- Нечасто, и я быстро уходил от них. Например, сейчас редко исполняю партию Захарии (первосвященник Иерусалима. - Ред.) в опере Верди «Набукко». Она считается одной из сложнейших в мировой опере.
ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ?
Ответ на этот вопрос - главное для начинающих исполнителей.
- Дайте совет молодым исполнителям.
- Выйти на сцену и показать, чему тебя научили педагоги. А если что-то не получилось, не впадать в отчаяние, а сделать выводы. Важно также задать себе вопрос: для чего ты выходишь на сцену?
- И для чего?
- Это общение со зрителем. Ты делишься с ними своим взглядом на то или иное произведение, своими чувствами, эмоциями, мыслями через свой голос. Для этого нужно понимать, что ты хочешь им сказать. Если сказать нечего, то и выходить не стоит. Поэтому вокалисту все время нужно расти, учиться не только вокально, но и в общечеловеческом плане.
- Вы учитесь?
- Конечно! Все время читаю, хожу в музеи, картинные галереи, смотрю фильмы. Постоянно занимаюсь самообразованием. Это работа твоей души. Это обязательно должно быть.
- И какую книгу сейчас читали?
- Недавно закончил автобиографию Андрея Кончаловского. Сейчас читаю о Лучано Паваротти. Сам знал его прекрасно, не раз выступали на одной сцене, общались. Но по прошествии времени интересно посмотреть со стороны.
- А упражнения для голоса?
- Каждый день занимаюсь. Распевки, вокальные упражнения - это своего рода гимнастика для вокалистов.
СЦЕНА НЕ ПРОЩАЕТ СОМНЕНИЙ
Путь к славе был тернистым.
- И все-таки, в чем секрет успеха? Почему одни достигают вершин, а другие - тоже талантливые - нет?
- Думаю, тут играет роль и везение, и характер. Некоторые достигают определенного потолка и успокаиваются на этом. Выучились, поступили на работу в оперный театр. На этом их развитие заканчивается. Больше им ничего не надо.
А мне, например, хочется раскрыться шире. Для меня важна популяризация классики. Поэтому готовлю концертные программы, исполняю и популярные арии, и песни советских лет, редко звучащие. И камерные произведения - романсы, народные песни.
- Не учились в музыкальной школе, значит, можно без этого обойтись? В любом возрасте начать?
- Можно тогда, когда захочешь, по-разному бывает. Я наверстал упущенное на подготовительном отделении в институте, за два года все освоил, сдал сольфеджио в шестнадцать лет. После института стажировался в Московской консерватории у Ирины Архиповой. Участвовал в конкурсах, мечтал выйти на мировой уровень. И все удалось. Главное - не останавливаться, идти только вперед.
- И не было сомнений в выборе профессии?
- Пока учился в институте, работал монтировщиком сцены, как студенты обычно подрабатывают к стипендии. Петь любил всегда, у нас вся семья поющая, а ко второму курсу окончательно убедился, что сцена - мое призвание. Сцена сомнений не прощает. Нужно быть очень преданным своей профессии, чтобы добиться успеха.