С гопаком на пьедестал
Это уже после того, как стали известны результаты, актеры, вернувшись в родной театр, свободно сидели в креслах, шутили и вспоминали курьезы поездки. Но по дороге в Екатеринбург белорусской пятерке было не до веселья. Ехали с новыми номерами. Как примет их зритель? Оценит ли жюри? Волнений было немало. А в конкурсе белорусские артисты участвовали не первый раз и еще никогда не возвращались без наград.
Лучшие театральные деятели мира выбирают среди конкурсантов самых талантливых артистов музыкальных театров в Екатеринбурге с 2006 года. Актеры музыкальных театров, по сути, универсалы, которые должны одинаково хорошо и петь, и читать, и танцевать, а при необходимости даже показать цирковой трюк. Именно это оценивало жюри конкурса во главе с «королем русского мюзикла» Александром Журбиным.
Вторую премию в номинации «Мюзикл» минские актеры между собой уже называют «нашей». Завоевывают третий год подряд. На этот раз премию получили белорусские вокалисты Илона Казакевич и Алексей Гриненко. Артистка балета Рина Ивакири, исполнив женственный японский танец, завоевала третье место в номинации «Хореографическое искусство». А Григорий Круковский, покорив екатеринбургского зрителя гопаком, принес в копилку Белорусского музыкального театра первую «танцевальную» премию. Конкуренты из других театров перед выступлением уговаривали Григория отказаться от исполнения танца – мол, классика никому неинтересна. Но невероятные прыжки, присядки и вращения белорусского артиста заставили ахнуть самых равнодушных. Один из членов жюри так прокомментировал выступление Круковского: «Такого исполнения гопака я не видел с 69-го года!»
Приз достался даже внеконкурсному участнику белорусской артистической команды – ее худруку, главному балетмейстеру Белорусского музыкального театра Дмитрию Якубовичу. Четыре года назад он сам выступал в конкурсе и становился лауретатом. В этот раз приехал поддержать друзей и помочь в постановке номеров. И как было не заметить актера, который появлялся в каждом белорусском выступлении и при этом не претендовал на приз?! Якубовичу вручили премию имени народного артиста России Александра Маренича как лучшему партнеру конкурса. Премия престижная, в узких актерских кругах ее называют «театральным Оскаром».
Солисты Музыкального театра едут на конкурс с номерами, с которыми не выступали в родном театре. Готовят специальные постановки, переводят зарубежные пьесы, мало знакомые зрителю, даже маленькие отрывки стараются рассказать запоминающимся театральным языком. И это им удается. Настолько, что на следующий год на сцене екатеринбургского театра появляются номера участников, поставленные по мотивам белорусских выступлений.
– Это нам, конечно, льстит, – улыбается режиссер Белорусского музыкального театра Анастасия Гриненко. – Всегда приятно сознавать, что ты понравился коллегам по цеху. Или слышать, как шепчутся в ожидании белорусского выступления участники конкурса: интересно, что Минск привез на этот раз? Или видеть, как было в нынешнем конкурсе: наш номер еще не закончился, а жюри уже аплодирует.
Иностранные критики, анализируя конкурс, не раз отмечали талант белорусских актеров. И поют, и танцуют одновременно. Немногие так умеют. Например, российский поэт и драматург Юрий Энтин, посмотрев белорусский мюзикл «Приключения бременских музыкантов», песни в котором написаны на его стихи, сказал:
– Чтобы так танцевали и пели, я видел только у Мадонны, но она при этом тяжело дышит в микрофон. А у белорусских актеров голос чистый и звучный.
Сами актеры уверены, что их победа стала возможна благодаря дружному и сплоченному коллективу. «Если бы мы поехали по отдельности, возможно, ничего бы не заняли, – считает вокалистка Илона Казакевич. – У нас очень хорошая команда. Есть Алексей Гриненко, который делает переводы. Есть Дмитрий Якубович, который ставит танцы. А мы, артисты, пытаемся осуществить все их невероятные идеи.
Людмила МИНКЕВИЧ