Когда у картин легко дышится
На стенах – деревенские пейзажи, романтичные закаты и восходы, сельское бездорожье, весенние проталины, золотые купола соборов и беззаботные дети, весело разрисовывающие обои своей квартиры. Директор белорусского музея Владимир Прокопцов назвал выставку «Союз русских художников. Новое время» «глотком свежего воздуха». И дело не только в аномальной жаре, томящей наши страны. В последнее время Минск пестрит афишами, завлекающими на выставки авангардного искусства. Эксперименты удивляют, но от арт-унитазов и кровавых глаз начинаешь быстро задыхаться.
И кто решил, что зрительский интерес к реалистическому искусству угас? Может, нам попросту не то показывают? «Реалистическое искусство сегодня очень популярно, – уверяет председатель Союза русских художников Юрий Герасимов. – Не слушайте тех, кто твердит, будто оно немодно или архаично. Среди моих знакомых – много крупных коллекционеров. И все они в голос заявляют: мы у себя дома, в спальнях детей никогда не повесим авангардную картину. Истинное искусство – это реалистическое искусство. Таково мнение всех членов Союза русских художников, воссозданного три года назад. Одноименная организация существовала в России в 1903-1923 годах. В нее входили мастера начала ХХ века: Василий Суриков, Апполинарий Васнецов, Василий Переплетчиков, Станислав Жуковский, Константин Юон. В картинах художники пытались передать впечатление от пережитого. Воссозданный Союз объединил приверженцев русской реалистической школы живописи, верных высоким художественным идеалам».
Выставка Союза в Беларуси – уникальное событие, потому что вывезти свой проект за пределы России их знаменитым предшественникам не удалось. В нынешней экспозиции – более 70 произведений живописи и графики, 35 авторов, среди которых – как лауреаты премии Союзного государства Алексей и Сергей Ткачевы, Валентин Сидоров, так и молодые художники, например 28-летний Андрей Дроздов. Представленные в Минске полотна нигде не выставлялись – таковы правила Союза. Так что белорусы стали первыми ценителями картин, порой написанных много лет тому назад.
В белорусскую столицу приехали и сами авторы. Причем большинство из них в Беларуси не впервые. «Для меня большая радость – выставляться в Беларуси среди друзей и коллег, – рассказывает заслуженный художник России Николай Зудов, яркие подсолнухи которого издалека привлекают внимание. – Я был здесь два года назад на пленэре. В Беларуси располагающая для творчества атмосфера. Сразу полюбил эту страну». Николай Зудов в Союзе с самого начала. Говорит, что организация помогает творчеству. Одно дело работать в одиночку и совсем другое – вместе с единомышленниками и друзьями. «Их мнение для меня очень важно, наверное, даже больше, чем искусствоведов и зрителей», – признается мастер.
Художников Беларуси и России объединяет многое – территория, дружеские связи, схожесть художественных идеалов. А белорусского художника Олега Ткачева, племянника народных художников СССР Алексея и Сергея Ткачевых, с «русскими реалистами» связывают еще и кровные узы. Живопись братьев Ткачевых, яркая и пронзительная, понятна каждому. Незамысловато и в то же время красочно и живо передают они деревенские будни. Кажется, подойдешь ближе к картине – и сам очутишься среди этих людей. «Время сейчас для реалистического искусства сложное, – говорит Олег Ткачев. – Забывается традиционная школа, теряет цену профессиональное мастерство. Влияние формального искусства Запада все ощутимее. Мне, патриоту реалистической школы, больно на это смотреть. И я очень порадовался, узнав, что в России вновь появился Союз русских художников, а сейчас еще и приехал к нам с выставкой. У этих авторов есть чему поучиться».
По мнению специалистов, творчество Союза русских художников – лучшее, что сегодня есть в русском реалистическом искусстве. А значит, белорусам неслыханно повезло. По планам, в следующем году «русские реалисты» снова приедут в Беларусь и уже вместе с белорусскими художниками устроят тур по Беларуси. Реального «свежего воздуха» должны глотнуть как можно больше зрителей.
Людмила МИНКЕВИЧ