Когда музыка льется из сердца
В честь Дня независимости Беларуси Камерным составом Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра был дан концерт в Посольстве Беларуси в Риме. Основной состав оркестра играл в этот день в Chiesa di S.Stefano во Флоренции.
Отчасти это была экстремальная ситуация, но художественный руководитель и главный дирижер Молодежного оркестра, заслуженный деятель искусств России Александр Якупов – человек опытный, и он заранее готовил в Москве отдельную программу с Камерным составом оркестра. Александр Николаевич задумал ее как вечер серенад. В эту группу из 14 человек также вошли юные музыканты из Беларуси и России.
Накануне выступления в Риме нам довелось услышать их репетицию в отеле Miro в Монтекатини Терме. Эти минуты были настоящим услаждением слуха. Мы с детства знаем, что серенада (от итал. serenata – вечерняя песня) – это песнь любви, полная очарования, тайн, меланхолических переходов от forte к piano, и музыка эта должна исполняться с тончайшим соблюдением оттенков.
И вот прозвучала «Серенада для струнных» Чайковского – настоящая 30-минутная симфония. Ребята играли так, словно перед ними был зал, полный слушателей. «Маленькая ночная серенада» Моцарта. Кто знает эту музыку, заранее улыбнется, потому что это настоящий спектакль – с взаимными признаниями в любви, кокетством, ветреным «нет», которое, по сути, «да», с поклонами, реверансами и наконец – с венчающим все поцелуем. В программе были еще «Серенада» Эдварда Элгара и «Пассакалья» Генделя в обработке бывшего педагога ЦМШ Сергея Асламазяна.
Перемена планов сказалась и на концерте основного состава во Флоренции. Дирижировать всей программой предстояло белорусскому дирижеру Андрею Галанову, поскольку А.Н. Якупов уезжал с ребятами в Рим, а потом, через день – в Милан. Там, в старинном городке Казале Монферато под Миланом, у Камерного оркестра в рамках фестиваля «Гармония» был запланирован еще один концерт.
* * *
Но в этот последний «совместный» день организаторы турне, уже после экскурсий в Пизу, Флоренцию и Венецию, подарили школьникам полдня на пляже. На знаменитом курорте Виареджо на Лигурийском море. Это были чудесные часы. Вечером оркестрантов ждали два ответственных концерта, и, видимо, это придавало эмоций в купании. Перекличка в автобусе, которую проводили куратор проекта из Международного культурного центра Алина Ахметова и заведующая по воспитательной работе ЦМШ Светлана Катешченко, никогда не звучала так ответственно.
Концерт в Риме, по отзыву Якупова, прошел отменно. Специально для концерта сняли роскошный замок на окраине столицы Италии. И весь дипкорпус Европы пожаловал слушать музыку ребят. Прилетел поболеть за подопечных Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. «Нам было важно показать, что музыканты готовы вместе с Комитетом Союзного государства участвовать в таких торжественных мероприятиях, – рассказывает Александр Якупов. – И мы показали дипкорпусу Европы, да, собственно, всему миру, цивилизованное лицо белорусской и российской молодежи. Начали концерт с Гимна Беларуси. А когда сыграли программу, нас долго просили играть на бис. Выступление ребят впечатлило гостей. К П. Бородину подходили несколько человек и говорили: «Такой состав надо везти в Америку!» Павел Павлович возмутился: «Да почему же в Америку?! Конечно, и в Америку тоже, но вначале мы покажем наши коллективы у себя на Родине, и в Европе покажем, ну а хватит времени – покажем и в Америке».
На подъеме прошел и концерт во Флоренции. К счастью, церковь Сан-Стефано (XII в.), гораздо меньшая по объему по сравнению с Сан-Доминиканской в Перудже, не грозила сложностями в акустике. Ребята, конечно, волновались, но Андрей Игоревич сразу дал всем понять, что они для него сейчас не школяры, а музыканты. И позволил себе импровизировать, в чем-то отступая от привычных трактовок. Но неслучайно этих ребят называют «ансамблем солистов, умеющих играть в оркестре». Возможно, не сразу, но они преодолели свою растерянность, восприняли манеру дирижера и совершенно блистательно сыграли Торжественную увертюру П.И. Чайковского «1812 год».
В Музыкальных иллюстрациях Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», когда дошла очередь до «Военного марша», Галанов, задав духовикам и ударникам ритм, спустился в зал и, сев на стул, спокойно стал слушать пьесу. Флорентийцы, великие ценители искусств, были столь же эмоциональны, сколь и их земляки из других городов. Условно говоря, «сцена» была устроена ступенькообразно, на этих трех огромных ступенях и расположились музыканты. Итальянцы, как и везде, после окончания произведения вскакивали с мест, бежали к сцене с порывом обнять посланцев Беларуси и России. Слова «Чайковский», «Россия – Беларусь» так и трепетали на устах. Как везде, ревниво обсуждали игру 15-летнего пианиста Олега Худякова, победителя российских и международных конкурсов, стипендиата фонда «Новые имена», солирующего в «Голубой рапсодии» Гершвина. Еще бы, «мальчишка и – наша Rhapsody in blue!..» Восхищались, но были и те, кто с его трактовкой не соглашался. Запомнилась одна дама, весьма сурово качавшая головой. На бис Олег сыграл «Этюд» Шопена. А Якупов уже в Москве показал мне энциклопедию, где сказано, что Джордж Гершвин происходит из семьи еврейских эмигрантов Гершовичей из Одессы. Значит, тоже скорее «наш», чем «их».
* * *
Следует сказать, что концертный сезон Молодежного оркестра ежегодно начинается 2 апреля – в День единения Беларуси и России. После концерта разъезжаются по домам, продолжают учебу, а в конце апреля начинают репетировать гастрольную программу. Идея создания Молодежного оркестра, как все помнят, появилась после успешных международных мастер-классов для одаренных детей под девизом «Союзное государство – молодым талантам XXI века» (Москва, 2008 год). Организаторами проекта стали крупные продюсерские центры Москвы и Минска – Международный культурный центр и Белорусская государственная филармония. Такие «смешанные» оркестры возникали и раньше. Еще во времена «холодной войны» был организован Российско-американский оркестр. Известны Славянский молодежный оркестр и Молодежный оркестр стран СНГ. Напомним, что в Молодежном симфоническом оркестре Союзного государства собраны учащиеся элитных музыкальных школ Беларуси и России – Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской академии музыки и Центральной музыкальной школы при Московской консерватории им. П.И. Чайковского. А легко ли превратить одаренного ребенка во всемирно известного музыканта, вам доступно расскажет Александр Якупов, обладающий уникальным опытом дирижера, педагога и менеджера.
На гастроли в Италию поехали фактически с тремя программами. Кроме основной и программы Камерного состава, в запасе были еще «Маленький триптих» и «Время, вперед!» Георгия Свиридова. Якупов с Молодежным оркестром работает круглый год, разучивать гастрольную программу берутся месяца за 2-3 до гастролей. А на сводные репетиции отводится и того меньше – по несколько дней. Но результат, как видим, превосходит все ожидания.
Примерно так работают и белорусы. Когда я спросила заместителя директора Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской академии музыки Дмитрия Журавского, кто звезды в белорусском составе, он ответил – «все». И мы знаем, что это правда: в Молодежном оркестре все 77 человек – звезды, почти две трети россиян – лауреаты национальных и международных конкурсов, стипендиаты фондов «Новые имена» и В. Спивакова. В белорусской группе играли 10 стипендиатов Спецфонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. За 14 лет существования фонда около 300 юных музыкантов отмечены его наградами. На гастроли в Италию поехал дирижер Государственного симфонического оркестра Беларуси Андрей Галанов, в прошлом главный дирижер Музыкального театра Ростова-на-Дону и Национального театра оперы и балета в Минске. В составе своего оркестра и в качестве приглашенного дирижера Галанов объехал с концертами Европу, выступал в Эмиратах, США, на Ближнем Востоке. А собственно подготовка к гастролям в Италии проходила в течение двух месяцев на субботних репетициях в колледже.
«Сам проект вызывает уважение, – сказал Дмитрий Журавский. – Возможность собрать лучшие молодые силы музыкантов двух государств, которые так долго стремятся к единению, и продемонстрировать, несмотря на политические моменты, кроме профессиональных навыков единство эмоциональных взглядов – это здорово. Ребята играли одухотворенно, это было действительно музицирование, когда музыка льется из сердца. Это завораживало публику, создавало особую ауру».
* * *
Гастроли были четко организованы руководством Международного культурного центра, и прежде всего директором Владимиром Линчевским. Очень разумным было то, что базой избрали Монтекатини Терме – тихий городок в Центральной Италии. Оттуда легко было путешествовать, а осуществлено было 8 трансферов. Транспорт работал безупречно, а пешие переходы к концертным площадкам с инструментами на плечах ребята вынесли с достоинством. Свободное время проводили в основном на территории внутреннего дворика отеля. Там был бассейн с джакузи!.. Собственно, все время они были под контролем заведующей по воспитательной работе ЦМШ Светланы Катешченко, директора оркестра Виктора Скорокиржи и кураторов проекта из Культурного центра, главных экспертов отдела международной деятельности Алины Ахметовой и Марии Линчевской.
* * *
Очень разумным в организации гастролей было и то, что ребятам показали Италию. Для юных музыкантов это было необычайно важно. Та инъекция красоты, которую получили они, безусловно, отзовется в их будущем творчестве. Первая экскурсия была в Пизу. От автостоянки привычно длинной вереницей идем к Piazza dei Miracoli (Площади Чудес). И вот через арку – вход в средневековую Пизу. По прямой выстроились три шедевра – Крестильня, один из самых огромных в мире – Кафедральный собор и за ним – Падающая башня. Все строения огромные, белые, кружевные. В сочетании с зеленым ковром на земле – сказочной красоты. Фасад собора с четырьмя ярусами белоснежных колонн – настоящая многоголосая фуга, если смотреть глазами музыканта. Сочетание элементов западной архитектуры и орнаментальных восточных положило начало романо-пизанскому стилю, по всей Италии стали строить такие соборы.
И вот мы в соборе. В полумраке виднеются ряды колонн, позолоченный потолок, ряды скамеек со спинками и где-то вдали алтарь с длинными свечами в подсвечниках. Под куполом на керамическом панно – Создатель.
Слева от алтаря главная достопримечательность собора – пульпит работы Джованни Пизано, сына знаменитого скульптора Николо Пизано. Круглая в основании кафедра, с которой читали проповеди, украшена колоннами, поставленными на львов. Они поддерживают панели со сценами из жизни Христа – от Рождения до Распятия. К нам обращена панель с царем Иродом, по приказу которого избивают младенцев. Скульптурная группа полна динамики, страсти.
Перед алтарем висит огромная Лампа Галилея – по преданию, на ее примере ученый изучал законы движения маятника. Мы обходим собор по периметру, останавливаясь у ниш с надгробиями. Скульптурные композиции, живописные полотна. В Крестильне пульпит еще более ценный – его делал сам Николо Пизано, предтеча всех великих скульпторов Италии, в том числе Донателло и Микеланджело. Он еще не владел теми способами обработки камня, который до филигранности отточили его последователи. Но он указал им путь. Его скульптуры словно преодолевают мощное сопротивление материала, наполовину оставаясь в камне. Разве что за исключением Геркулеса, который еще не обрел красоты пропорций микеланджеловского «Давида», но уже обладает его мощью. Служитель Крестильни, рассказал Александр Николаевич, время от времени демонстрирует туристам особенности купола. Встав под ним и подняв руки, он начинает петь, слегка растягивая слова – ля-а, фа-а диез, ре-э, а под куполом звучит полноценный аккорд.
И вот мы у Башни. Фотографируем едва ли не через шаг. Кружевная красавица становится все крупнее, и вот уже только первый из восьми ярусов запечатлен в кадре. Действительно, есть наклон, но он так мощно укреплен, что башне «падать», на наш взгляд, еще несколько веков. Архитекторы, похоже, все продумали.
* * *
Субботу проводим на родине итальянского Ренессанса – во Флоренции. Утверждают, что из тысячи художников, творивших во втором тысячелетии, треть приходится на Флоренцию. Убеждаемся в этом, едва отойдя от вокзала. Уличный художник, не обращая ни на кого внимания, рисует на асфальте боттичеллиевскую Венеру. Несколькими метрами дальше его коллега воспроизводит «Мону Лизу». И Леонардо да Винчи, и Боттичелли, и Данте, и Микеланджело – флорентийцы. С этим городом связаны Донателло и Рафаэль, Перуджино и Боккаччо, Джотто, Россини, Галилей. Макиавелли и Америго Веспуччи. И даже автор «Приключений Пиноккио» Карло Коллоди – в этом почетном списке.
В городе кроме галереи Уффици более 80 музеев, десятки дворцов, церквей, мостов – шедевров архитектуры. Чтобы увидеть все это, и недели не хватит. Но кто не видел Уффици, не видел Флоренцию. Мы выстаиваем огромную очередь. И видим воочью «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи, «Тондо Дони» Микеланджело, «Венеру» и «Весну» Боттичелли. Шедевры Рафаэля, Перуджино, Тициана. Открываю для себя много новых имен, и прежде всего Филиппа Липпи. Встреча с шедеврами Уффици убеждает в том, что к великому искусству Ренессанса нельзя относиться как к чему-то прошлому. Шедевры следует включать в свою жизнь, особенно в жизнь детей, и стремиться существовать с ними в одном пространстве, не выпадая из него ни на час.
* * *
В воскресенье едем в Венецию. После осмотра площади San Marco с одноименным собором сказочной красоты и беломраморного Дворца Дожей все время посвящаем прогулкам по городу. От площади Бартоломео «тропой туриста» идем мимо бесчисленных лавочек с масками, зонтиками, веерами, с сервизами из венецианского и муранского стекла, с карнавальной амуницией и постоянно слышим русскую речь. Немало соотечественников и среди продавцов. Мы весело улыбаемся друг другу и не наблюдаем ни одного негатива, который так тиражируется в прессе в связи с туристами из России. Через каждые два-три дома наша «тропа» пересекается улицами-каналами, над которыми устроены смотровые площадки. В мареве палящего солнца в нескольких метрах от себя мы видим простирающееся водное пространство, гондолы и гондольеров, а там, где «река» пошире, – двери и окна домов, смотрящие прямо на воду. Среди туристов встречается много парочек. Венеция – город романтиков и экстерьер для всевозможных действ в театре, кино и на живописных полотнах. Сюда нельзя приезжать на три часа, здесь нужно провести несколько дней и ночей. А нам остается разве что отыскать кафе «Флориан» и выпить кофе за 10 евро, утешая себя тем, что его пили за ту же цену лорд Байрон, Казанова и Хемингуэй, восседая на тех же скамьях, обитых красным бархатом…
* * *
В Рим из Монтекатини приезжаем в пять вечера. До восьми – время на отдых. Но мы с ударниками Вадимом Яшиным и Кириллом Яковенко отправляемся осматривать Колизей. Забавно, что на метро до него 5 минут, а пешком – 20. Едва выходим, он заслоняет перед нами полнеба. Когда видишь это сооружение, простоявшее 20 веков, твое сознание начинает работать, как компьютер, и, выстраивая иерархию веков, точно вписывает тебя и твой город, который моложе этого на 20 веков, в нужную клеточку. И ты на все вокруг, и на себя в том числе, начинаешь смотреть по-другому. Мы медленно обходим Колизей, зияющий через множество арок голубыми просветами. В глазах у встречных туристов явно читается вопрос: «Вижу, что ты ЭТО видишь, а ты видишь, что ВИЖУ я?!.» Все обращали внимание на отверстия в камне, похожие на норы. Не следы ли это бомбежек?.. Скорее всего, это следы солнца, ветра, дождей, это же только сказать легко – «стоит 20 веков».
Мы осматриваем арку Константина в честь одной из великих римских побед и обращаем свой взор на знаменитые римские развалины – огромное пространство огорожено высоким решетчатым забором. Это так называемые римские форумы – у каждого императора был свой, что-то вроде городской площади с правительственными зданиями, дворцами и фонтанами. Форумы так и назывались – Цезаря, Августа, Траяна. Уровень «тех» площадей ниже нашего на высоту трехэтажного дома. И там, если внимательно все рассмотреть, можно увидеть место, где в 8 в. до н.э. был основан город. Можно проследить, как он развивался дальше.
Недавно в Риме издали книгу «Рим с реконструкциями», где можно увидеть, как выглядел Вечный город во времена Римской империи. Трудно поверить, что такие роскошные дворцы и в таких огромных количествах существовали на этом месте. Впрочем, колонны, кое-где сохранившиеся во весь «рост», свидетельствуют, что все так и было. Особенно впечатляют куски колонн, которыми усеян «пол» форумов. Частично сохранились статуи и барельефы, фрагменты зданий. И это зрелище переключает компьютер вашего сознания совершенно в новый режим работы.
Мы доходим до Капитолийского холма, фотографируемся на фоне Капитолия и бронзовых патрициев, которые стоят прямо на автобусной остановке, и пешком возвращаемся в отель. Во время ночной прогулки по лестнице, спроектированной Микеланджело, мы поднимаемся на площадь перед Сенатом и осматриваем колонну, которую венчает легендарная волчица, вскормившая своим молоком Ромула и Рема.
Назавтра мы поклонились собору Santa Pietra в Ватикане и посетили Ватиканский музей. Увидели шедевры из мрамора, живописные полотна, гобелены, уникальные карты, составленные, например, Леонардо да Винчи, оценили «Станцы» Рафаэля и Сикстинскую капеллу, где свод и сцена Страшного суда на алтарной стене расписаны Микеланджело. Невозможно поверить, что столько может сделать один человек. Мы увидели малую толику из работ гения, но теперь хорошо представляем, кого называли «титанами» в эпоху Возрождения. Тысячу раз прав Папа Бенедикт XVI, когда говорит о «необычайной ответственности, возложенной на Ватикан, с точки зрения христианского послания тем тысячам человек, которые ежедневно посещают ватиканские музеи».
Поездка в Италию обновила наши чувства, освежила ум и как людям творческим дала огромный импульс в движении вперед. Хотела бы я послушать, как будут исполняться новые программы оркестра. В музыке ребят, на мой взгляд, обязательно должен обнаружиться «итальянский след».
Нина КАТАЕВА, наш спецкор
Монтекатини Терме – Пиза – Флоренция – Венеция – Виареджо – Рим – Москва