Обсуждение дипфейков, Бузова под зонтом и фильмы на самые разные темы: чем запомнится 46-й Московский международный кинофестиваль
Рассказываем, как проходил самый знаменитый столичный кинофорум
В эти дни в Москве проходит 46-й Московский международный кинофестиваль. В рамках кинофорума представлено 240 картин из 56 стран: Индии, Бразилии, Ирана, Саудовской Аравии и многих других государств. Кстати, среди них есть и недружественные России. В этом году в Белокаменную приехало 129 гостей, что на одного человека больше, чем в прошлом.
«Еще один человек сошел с ума и решил получить неприятности у себя дома», - пошутил президент ММКФ Никита Михалков. Фестиваль традиционно начинается с брифинга с его участием.
НИКИТА МИХАЛКОВ: «НА НЕЛЮБВИ НИЧЕГО ПОСТРОИТЬ НЕЛЬЗЯ»
Журналистской традицией брифинга уже стало задавать вопросы о судьбах иноагентах и сбежавших артистах. В этот раз представительница одного из СМИ поинтересовалась, что же делать с фильмами с участием «блудных актеров», может, стоит заменить их дипфейками. Никита Михалков сразу же дал нелестную оценку подобным технологиям. (Невольно вспомнился Сарик Андреасян, задумавший «оживить» Юрия Никулина в своем фильме «Манюня: Приключения в Москве». Но Андреасян всегда стремится быть в тренде: то снимает фильм про самолет, севший в кукурузных полях, то вспоминает историю Маргариты Грачевой, которая по вине изверга-мужа лишилась обеих рук, то экранизирует «Евгения Онегина», словно демонстрируя всему миру назло – русскую культуры не отменить. Однако мы немного отвлеклись от темы).
- Когда на экране появятся актеры уровня Бондарчука, созданные с помощью дипфейка, и они будут говорить слова, которые не сказали бы в жизни, - это преступление, - сказал Никита Михалков. - Сейчас мы знаем, что 4 миллиарда 200 миллионов людей посмотрели дипфейковые порноролики с участием знаменитостей, не имевших отношение к этим видео. Это разрушение человеческой сущности, семейных отношений, диверсия и вредительство. И если мир, взявшись за руки, категорически не запретит это, то мы можем столкнуться с абсолютно непредвиденными последствиями, какие могут быть после извержения вулкана или цунами, но в нравственном смысле.
Что касается творческих мигрантов, то Никита Сергеевич вспомнил события начала прошлого века, когда на «философском пароходе» Россию покидали писатели, музыканты, ученые, художники. Но, по словам режиссера, имена этих людей были настолько великими, что уничтожить их было невозможно. Поэтому их и выслали. Эти представители творческой интеллигенции потеряли дорогую сердцу страну.
- Но всю свою оставшуюся жизнь они посвятили Родине. Потому что иначе не было бы «Темных аллей» Ивана Бунина, «Лета господня» Ивана Шмелева, не было бы этой великой эмигрантской культуры, которая выпукло показала страну – ту, которую они потеряли и любили. И она является золотым фондом. Я не думаю, что Шмелев писал бы «Лето господне», если бы оставался в России, потому что: «Что имеем не храним, потерявши – плачем.
Никита Михалков напомнил, что современные мигранты сделали свой выбор сами. Они по доброй воле уехали из страны, где их любили и платили большие деньги. Поэтому режиссеру, по его собственному признанию, не жалко этих личностей.
Хотя он признался, что все-таки испытывает жалость, что из России уехал такой талантливый человек, как юморист и шоумен Семен Слепаков* (включен в реестр лиц, выполняющих функции иноагента). Ведь на Родине он был востребован и интересен.
- Все его острые песни, его фильм замечательный «Домашний арест»… Это Гоголь современный! И вот он уехал… Они все думали, что все будет также. А так не получается, потому что того интереса, который испытывали люди, слушая того же Слепакова*, хохотали, аплодировали, потирали ладошки, нет. Там таких людей не так много, - подчеркнул Никита Михалков.
– Это все равно, что каждый день получать одну и ту же газету, причем одного и того же числа. Если первые высланные из России, воспевали ее, то существование этих людей определяется только тем, как они свою страну хают. Но на нелюбви ничего построить нельзя.
КТО БЛИСТАЛ НА КРАСНОЙ ДОРОЖКЕ 46 ММКФ
После брифинга стартовала самая гламурная часть кинофестиваля – красная дорожка. Настроение и прически наших актрис, пришедших на кинофорум на других посмотреть и себя показать, не испортили даже начавшийся ливень и девятибалльный ураган, обрушившийся на столицу 19 апреля. Многие артистки понимали, что после такого дождя их волосам может грозить апокалипсис, поэтому предусмотрительно собрали их в пучок.
Например, так поступили актрисы Екатерина Климова, Ольга Кабо, телеведущая Юлия Барановская, теледива Ольга Бузова, которая также блистала на красной дорожке фестиваля. Временами зонтик над ней держал ее пиар-директор Антон Богославский.
Хотя в руки папарацци Ольга отдавалась без своего верного помощника, но держа зонтик в руках. Кстати, Бузова снова сумела стать одной из самых обсуждаемых персон мероприятия. Так, ее блестящее черное платье в Интернете не раскритиковал только ленивый, сравнив наряд с мусорным мешком. Но Ольга как всегда не обратила на сплетников никакого внимания, а по красной дорожке она проходила с гордо поднятой головой.
Также не испугались стихии и появились перед журналистами актрисы Елена Лядова, которая, кстати, входит в жюри основного конкурса, Агата Муцениеце, Настасья Самбурская, Екатерина Гусева и многие другие.
Что же касается мужской части звездных гостей, то на скользкую от дождя дорожку ступили актеры Евгений Миронов, впервые показавший широкой общественности своего сына Петра, Дмитрий Дюжев, Милош Бикович, музыканты Николай Расторгуев, Сергей Жуков с детьми и другие знаменитости.
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: «ЗНАМЕНИТОЕ «ВЕРЮ» СОСТОИТ ИЗ ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИХ ВЕР»
После красной дорожки гости устремились в зал, на церемонию открытия. Ведущим церемонии стал актер Сергей Безруков.
А через некоторое время к гостям вышел и сам президент 46-го ММКФ Никита Михалков, отметивший, что всех приехавших на кинофестиваль отличает большое мужество. Это именно те люди, для которых искусство важнее всего остального и которые, по словам Никиты Сергеевича, понимают, что: «мы правы».
Также Никита Михалков выразил благодарность председателю жюри основного конкурса – режиссеру из Исландии Фридрику Тоуру Фридрикссону и подарил ему золотую цепь.
Кроме того, с приветственной речью на фестивале выступила и официальный представитель МИДа Мария Захарова, которая зачитала поздравление Министра иностранных дел Сергея Лаврова.
Почетную награду им. Константина Станиславского «Верю» за покорение вершин актерского мастерства также получил народный артист России Евгений Миронов.
- Вот это знаменитое «Верю» состоит из очень маленьких вер: веры родителей в тебя, что ты можешь, веры в самого себя, что я смогу, веры учителя в тебя. «Ведь можешь же, Женька», - говорил мне Олег Павлович Табаков», - А у него был учитель Василий Осипович Топорков – замечательный артист и педагог. А у Топоркова учителем был Константин Сергеевич Станиславский. Так что все правильно! - отметил Миронов, получая награду.
РАЗНООБРАЗИЕ ТЕМ ФИЛЬМОВ 46-ГО ММКФ
Финальным аккордом церемонии открытия стал показ фильма «Открытое небо» режиссеров из Мексики Марианы и Сантьяго Арриага, снятый ими по сценарию своего отца – мексиканского писателя и кинодраматурга Гильермо Арриага.
Лента начинается с того, что отец и сын путешествуют на своей машине по мексиканским ландшафтам, но попадают в аварию. В итоге мужчина гибнет. Спустя два года подросток, находившийся в автомобиле, и его старший брат принимают решение отомстить виновнику аварии и отправляются на его поиски по маршруту своего отца. Они берут с собой свою сводную сестру Паулу. (За два года мать парней успела выйти замуж за другого мужчину, у которого есть дочь). Во время этого путешествия молодые люди должны испытать весь спектр чувств и эмоций, чтобы измениться самим и попытаться изменить окружающий мир вокруг себя.
Это картина о взрослении, к которому мы все часто приходим через страдания. Но порой душевные терзания делают нас добрее, заставляют по-иному посмотреть на жизнь и увидеть в ней скрытые смыслы.
Ну а после церемонии открытия началась рабочая часть кинофорума – просмотр фильмов. Всего на кинофестивале представлено 18 разных программ: основного конкурса, конкурса документального кино, проекта «Русские премьеры», конкурса короткометражек и т.д.
Палитра фестивальных тем самая разнообразная. Например, фильм российского режиссера Владимира Котта «Мужчина и женщина», отсылающий нас к одноименному шедевру Клода Лелуша, представляет собой альманах из семи частей, рассказывающий о любви самых разных людей, об одиночестве человека в этом мире, о попытке стать счастливым, невзирая на все превратности судьбы.
Фильм Григоре Бекета «Выжить в Мо…» совместного производства России, Молдавии и Румынии основан на реальных событиях и описывает историю друга режиссера, который приезжает в Москву из Молдовы в надежде устроиться в больницу, но в итоге попадает на работу в морг. Комичность ситуации состоит в том, что парень очень боится мертвецов, однако ему постоянно приходится преодолевать свой страх.
По словам продюсера картины Анжелы Гусевой, из-за небольшого бюджета проекта в роли трупов побывала практически вся съемочная группа, за исключением оператора.
Главную роль – циничного врача, благодаря которому главный герой Дамиан, постоянно видящий смерть, проходит школу жизни, сыграл Борис Бекет – отец режиссера. Трагизм ситуации заключается в том, что он ушел из этого мира до премьеры ленты. И сыну приходилось монтировать фильм, когда отец уже остался запечатленным только на экране.
Как поясняет Анжела Гусева, известный молдавский актер Борис Бекет запомнился съемочной группе как человек, напрочь лишенный звездного чванства. На съемках он подружился с исполнителем главной роли Каталин Лунгу, а объединила их большая любовь и знание поэзии. Они часами по телефону могли цитировать друг другу стихи.
Картина «Мартин читает Коран» режиссера российского происхождения Юрия Сауле, но живущего сейчас в Германии, поднимает злободневную тему терроризма и экстремизма и показывает, к чему может привести неосторожная трактовка священной для мусульман книги. По словам Юрия, цель картины – показать, что мусульманство имеет тот же дух, что и христианство.
В процессе работы над лентой режиссер и сам вплотную занялся изучением Корана, а помогал ему в этом профессор исламского университета в Берлине.
Одно из самых мощных высказываний на тему трагедии Донбасса – документальный фильм «Я иду домой». В центре киноповествования – история командира разведвзвода, который в 2014 года потерял родных людей – отца и сына – и теперь участвует во взятии Бахмута, выводя мирных граждан из-под обстрелов.
Фильм снимался на самом переднем крае, во время ожесточенных боев за город. По словам режиссера картины Владислава Рыткова, все бойцы, принявшие участие в съемках ленты, - герои. И он уверен, что в случае обстрелов закрыли бы киношников своими телами.
Еще на брифинге, размышляя о предпочтениях зрителя, Никита Михалков подчеркнул, что наша аудитория ждет не фетиша, а то, что ей близко и понятно.
- Я однажды сказал в «Бесогоне», что даже самый последний бомж, который никогда в жизни не читал Достоевского, все равно человек Достоевского, потому что сам Достоевский этого человека знал. Мы все равно одного корня. С одной стороны, мы можем украсть, а с другой, - отдать незнакомцу последнюю рубашку. Мы так устроены. И от него нам нельзя уходить, - сказал Никита Сергеевич.
По словам Никиты Михалкова, успех у зрителя заключается только в одном. Зритель должен понимать, кого любит тот, кто делал картину, и кого он сам, киноман, должен полюбить. И если исходить из этих критериев, то у фильмов 46-го Московского международного кинофестиваля есть все шансы на успех.