Изразцы белорусских мастеров украшают старинные московские церкви
Раньше специальные керамические плитки были монохромными или двухцветными, а белорусские мастера привнесли в Россию пятицветие.
МАСТЕРА «ОГНЕННЫХ» ДЕЛ
Улица Гончарная на Таганке называется так не случайно. Все из-за Гончарной слободы, которая была здесь с XVI по XVIII век. Мастера сначала работали на это улице, а потом их «переселили» подальше от жилых районов - чтобы избежать возможных пожаров, которые в то время были не редкостью. Сообща трудились не только мастера, которые занимались гончарным искусством, но и котельники, и кузнецы. Все, чья работа была связана с огнем. Кстати, и сейчас на этой улице отрывают современные гончарные студии.
Среди больших сталинских высотных домов и фешенебельных магазинов и по сей день можно увидеть маленький, но очень красивый храм – Церковь Успения Богородицы в Гончарах. С голубыми куполами и стенами, украшенные причудливыми изразцами. Их можно рассматривать часами!
Немного углубимся в историю. В 1654 году царь Алексей Михайлович отправился в поход на Речь Посполитую. Он хотел вернуть утерянные территории и укрепить контроль над западной частью Руси. Он победил, мы вернули себе Смоленск и многие другие города. И в 1654–1655 годах белорусы стаи массово переезжать в Москву и ее окрестности.
Их считали иностранцами и селили отдельно. Так в столице появилась Мещанская слобода: слово «мещане» использовали для обозначения белорусов, у которых город назывался «место». Позже появилась Гончарная слобода.
ВОПЛОЩЕНИЕ СВЯЗИ ВРЕМЕН
В 1654 году во время войны с поляками Алексей Трубецкой привез в Москву белорусского мастера Степана Иванова. Обосновавшись в Гончарной слободе, он собрал вокруг себя других умельцев и организовал мастерскую. Впоследствии его произведения украсили множество храмов и монастырей. В столице его стали называть Полубесом. Прозвище, не совсем совместимое с православной верой, он получил за талант, который не поддавался разумению современников.
И именно его творения - на стенах храма на Таганке. Полихромные изразцы украшают придел и трапезную Храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. На северном фасаде они образуют широкий фриз, а южная сторона украшена отдельными вставками. На главе придела Тихона Амафунтского размещен один из излюбленных сюжетов Полубеса — четыре евангелиста. Панно отлично сохранилось, а работа поражает мастерством.
- Керамика очень многогранна. Например, Витебская майолика – до сих пор один из брендов нашего города. В XVII Веке, эта технология получила широкое распространение на нашей территории и благодаря нашим мастерам стала очень популярной и в России, - рассказала художник-керамист из Витебска Людмила Ковальчук.
Затейливый растительный орнамент на изразцах церкви на Таганке называется «павлинье око» за сходство с глазком на ярких «нарядах» этой птицы. Перья словно оживают под руками мастера, переплетаются в огненном танце красок и форм, создавая уникальные композиции. Оторвать взгляд невозможно, хочется разглядывать каждую деталь. И вблизи хорошо видно, насколько это тонкая работа.
- Я и сейчас делаю изразцы «павлинье око». Они вдохновили меня, и я хотела бы, чтобы в Витебске их могли увидеть не только в музее. Чтобы ими можно было украсить любую усадьбу или еще какое-то здание. И чтобы они стали воплощением связи времен, - пояснила художница.
Кстати, с судьбой мастера связана очень грустная легенда. Полюбив чужую жену, Степан залез на украшенный им храм, оглядел собственное творение и сорвался на землю.
СПРАВКА «СВ»
Раньше изразцы были монохромными или двухцветными, а белорусские мастера привнесли в Россию пятицветие. Сначала Степан делал керамику для Новоиерусалимского монастыря, куда пригласили работать и сябров. Они научились делать цветную керамику, добавляя олово в глазурь, что по-немецки звучит как zinn. Такие изделия ценились выше зеленоватых муравленых, в глазурь которых добавляли свинец.
ЧУДОМ СОХРАНЕННЫЙ ХРАМ
На Большой Полянке есть церковь, которую украшают девять тысяч изразцов с фирменным «павлиньим оком». Это Храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах.
Сначала на этом месте была деревянная церковь, а потом появилось и каменное здание. Оно чудесным образом уцелело во время пожара в 1812 году, когда Наполеон вторгся в Москву. И в богоборческом ХХ веке его удалось спасти от разрушения.
А изразцы, которые до сих пор сияют яркими красками, изготовил тоже Степан Полубес, вместе с другими белорусскими мастерами.
Царь Алексей Михайлович получил несколько образцов в подарок от Степана, и они настолько пришлись ему по душе, что он попросил его украсить строящийся храм Григория Неокесарийского. Сябры создали контрастный, яркий фриз, похожий на райский сад.
УСЛАДА ДЛЯ ГЛАЗ
Талантливому мастеру удалось поработать и на столичном Крутицком подворье. Вместе с другим белорусом, Игнатом Максимовым из Косыпи, он занимался фасадами Крутицкого теремка. Согласно преданию, из окон этого теремка архиереи благословляли собравшийся на площади народ, любовались видом Москвы и раздавали милостыню нищим.
Двухэтажный домик был покрыт узорами как ковер, и даже колонны отделали цветными изразцами. Всего их здесь около двух тысяч. Редко можно увидеть так много керамических элементов на внешней части зданий. Именно из-за них туристы вереницей тянутся на Крутицы. После реставрации они просто услада для глаз.
ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА – СИМВОЛ ХРИСТА
Недавно переехавшие из монастыря в Орше монахи и монахини разместились и в Новодевичьем монастыре в Москве, куда их пригласил Патриарх Никон. Он был рад приезду православных из Речи Посполитой.
Иконостас украшенный виноградной лозой, сделали белорусские мастера под руководством Клима Михайлова. И этот элемент декора имеет особое значение. Лоза - это символ Христа, источника жизни для людей. Есть еще одно толкование: лоза – это Церковь, ее члены – ветви. Виноградные грозди, которые клюют птицы, символизируют причащение и жизнь во Христе. Ветхий Завет ассоциируется с землей обетованной, а Новый Завет - с раем. Кисть винограда, состоящая из множества ягод, символизирует знания, которые человек получает в жизни.
КСТАТИ
Шедевры Степана Полубеса украшают Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря, храм Покрова Богородицы в Измайлово, Солотчинский, Новоиерусалимский монастырь.