Никита Михалков работал не напрасно
46-й Карловарский международный кинофестиваль сложился для российского кино удачно. Почетный приз «Хрустальный Глобус» за вклад в мировой кинематограф в этом году был вручен
Никите Михалкову.
Никите Михалкову.
В знак уважения к оскаровскому лауреату из России зал встал и долго аплодировал. А молодой иранский режиссер Фардин Замани, удостоившийся специального упоминания жюри за свой конкурсный фильм «Есть вещи, которых мы не понимаем», даже сказал, что для него большая честь – получать свою скромную награду в присутствии мэтра, на картинах которого он воспитывался.
Накануне Михалков показал зрителям свою последнюю работу «Утомленные солнцем – 2. Предстояние». Премьера состоялась в самом большом фестивальном зале, где не оказалось ни одного свободного кресла. Несколько лет назад организаторы Карловарского кинофорума решили, что художникам, привозящим на фестиваль свои работы, будет небезынтересно узнать мнение о них в первую очередь молодых зрителей. С этой целью на фестиваль стали звать студентов чешских вузов. Ребята приезжают в Карловы Вары, разбивают палатки на специально отведенном для этой цели футбольном поле и с утра до вечера пропадают в кинозалах: их пускают на свободные места.
Так вот молодые чехи фильм Михалкова приняли, хоть кто-то и признавался после просмотра, что им еще надо осмыслить увиденное в «Предстоянии», поскольку они не все поняли, ведь память о Второй мировой войне в Европе хранят – увы! – не столь свято, как у нас. Не менее многолюдной была пресс-конференция Никиты Сергеевича, на которой мэтр появился в своей фирменной капитанской фуражке. Михалков рассказал, что до сих пор получает письма людей, попавших в «магнетическую сферу» его трехчасовой картины. «Не верю, что мы снимали ее напрасно», – заявил режиссер и рассказал о 20-минутной овации, которой наградили «Предстояние» на Каннском кинофестивале.
Мэтр не скрывал, что резкие критические отзывы о фильме на родине его задевают, но они и подняли его боевой дух. «Я не настолько талантлив, чтобы быть беззащитным», – предупредил режиссер. В Карловы Вары Никита Сергеевич приезжал в компании исполнительницы главной женской роли в «Предстоянии» – дочери Нади, которую считает «перспективной актрисой и человеком».
В конкурсе Россию представлял фильм Дмитрия Мамулии «Другое небо». Тягучее артхаусное произведение о несчастной судьбе среднеазиатского гастарбайтера, явившегося в столицу в поисках сбежавшей жены. Но это внешняя сторона истории. Неслучайно исполнитель главной роли полтора часа ходит по экрану, не меняя выражения лица. Оно остается каменным даже в момент, когда он узнает о гибели десятилетнего сына, которого отправили трудиться на лесоповал. Безучастно смотрит на человека, пришедшего к нему с «извинениями» и протягивающего пару мятых тысячерублевок… Нормальный отец в подобной ситуации способен убить, а у этого никакой реакции! Почему? По мысли автора, герой уверен, что в действительности, не дающей человеку ни единого шанса разглядеть свет в конце тоннеля, выживают только мертвые. Такая вот философия. Согласиться с этим трудно. Но картина, по решению жюри, в котором Россию представлял лауреат Берлинского кинофестиваля, режиссер Алексей Попогребский, удостоилась специального упоминания, а также получила награду экуменического жюри.
Бессменный арт-директор Карловарского кинофорума профессор Эва Заоралова в этом году сосредоточилась на проблеме семейных ценностей. Родители не понимают детей, супруги – друг друга, все орут, заводят случайные связи, не приводящие ни к чему хорошему. Атмосфера сумасшедшего дома господствует в испанской комедии Агусти Вильи «Москитная сетка», ставшей обладателем главного приза – «Хрустальный Глобус». Пятнадцатилетний сын выражает протест отцу, который постоянно его шпыняет, притаскивая в городскую квартиру подобранных на улице кошек и собак. Целая лающая и мяукающая свора мотается по комнатам под нецензурные вопли обнаглевшего попугая.
А в доме дедушки и бабушки, напротив, царит тишина, но от этого не легче, ведь бабушка постоянно молчит, десятилетиями игнорируя дедушку как пустое место. В этой небольшой роли появилась культовая актриса испанского кино, любимица Луиса Бунюэля, дочь легендарного Чарли Чаплина – Джеральдина Чаплин. Конечно же, в конце концов семья сохранится, все даже соберутся за общим обеденным столом. Ведь вместе им жить тесно, а врозь – скучно. Да что там скучно, просто невозможно. Вопрос, увы, в том, надо ли сохранять такую семью?
Чехию в конкурсе представлял фильм Яна Сверака «Куки» – детская картина, где наряду с игрушечным анимационным медвежонком Куки действуют живые актеры. По сюжету, мальчишка заболел и не уследил, как родители выбросили на помойку его любимую игрушку. Без нее самочувствие паренька ухудшилось. И Куки пришлось проделать полный опасностей путь домой, чтобы болезнь хозяина отступила. Анимация в картине старомодная, кукольная, после голливудских спецэффектов «Гарри Поттера» мало впечатляющая. Но в фильмах оскаровского лауреата (Сверак получил статуэтку за мелодраму «Коля») есть особое очарование, что не укрылось от жюри, присудившего картине спецприз. Радость режиссера разделил сын Онджей, исполнивший главную роль. Правда, на фестиваль строгий папа его не взял, чтобы мальчик не зазнался.
За восемь фестивальных дней на 413 сеансов было продано
126 808 билетов. В Карловых Варах состоялось 29 мировых и 10 европейских кинопремьер. Впечатляющая статистика, позволяющая организаторам смотреть в будущий год с оптимизмом.
Марина ПОРК
Карловы Вары