«Хрустальный аист» над Бугом
Фестиваль стал отчетом белорусских кинематографистов за последние три года. В программе были игровые, документальные, анимационные фильмы – всего 50 работ. Из них 12 картин – 8 полнометражных и 4 телевизионных – представляли художественное кино. В качестве третейских судей были приглашены литовец Альвидас Шляпикас (судил документалистов) и эстонец Пеетэр Симм (игровое кино).
Понятно, что год 65-летия Победы над фашизмом во многом обусловил тематику фестивальных работ. Зритель увидел сразу три долгожданные премьеры: проект Игоря Угольникова «Брестская крепость» (режиссер Александр Котт), белорусский фильм «Волки» Александра Колбышева с участием российских актеров. Вне конкурса был показан новый фильм Геннадия Полоки «Око за око».
Главным событием фестиваля стала премьера «Брестской крепости» в ночь с 21 на 22 июня в стенах легендарной Цитадели. Акцию провели с размахом – возле Тереспольских ворот состоялось мощное шоу. Правда, звезд в Бресте не было. Ожидали Сергея Безрукова с фильмом «В июне 41-го», но привезли только фильм. Зато гостями фестиваля стали Геннадий Полока и звукорежиссер Сергей Чупров, получивший «Нику» и «Золотого орла» за работу в фильме «Стиляги».
Собственно, две из трех главных премьер фестиваля – результат совместных усилий российских и белорусских кинематографистов. «Брестская крепость» – проект государственного масштаба, финансировавшийся из бюджета Союзного государства. За три года работы над картиной случалось всякое, но в итоге получился масштабный фильм. Не все было гладко и у Полоки на съемках «Око за око».
Жюри фестиваля на награды не скупилось. Гран-при и приз за лучшую режиссуру «Хрустальный аист» получил фильм Александра Колбышева «Волки». По сути, тоже плод сотрудничества братских народов. Правда, деньги здесь никто не делил, и, может быть, к лучшему. Предыстория же картины такова. Еще в 60-е годы ХХ столетия, в разгар оттепели Александр Чекменев написал повесть «Волки». Оттепель грела уже не так, как сразу после XX съезда КПСС, поэтому повесть не напечатали. Публикация состоялась лишь в 2003 году в белорусском журнале «Немига». Следует отметить, что Брест для Колбышева не чужой город – семь лет он здесь отработал актером в областном театре драмы и музыки, затем окончил мастерскую Виктора Турова.
Итак, почему же «Волков» некоторые критики считают прорывом в «новом» белорусском кино? В фильме Александра Колбышева видим психологическую драму высшей пробы, мастерски нанизанную на внешне детективный сюжет. Действие происходит вскоре после войны. Из-за снежных заносов в глухом местечке застревает состав с заключенными. Среди них – «враг народа» Кирилл Полетаев (актер Дмитрий Ульянов). Случайно герой узнает, что поезд находится недалеко от его родной деревни Верихи, где, возможно, ждут его жена и дочь. Непреодолимое желание увидеть родных подвигло Кирилла на побег. Его прячет семья, живущая на болотах. Этим людям не так важно, насколько виноват Полетаев перед законом, они уверены, что «своих» надо защищать. Тем временем НКВД организует поиск беглеца. Следователь, а его играет заслуженный артист России Андрей Панин, обладает удивительным нюхом сыщика. Ему забавно, что темные мужики и бабы затеяли с ним игру. В этой опасной игре у доверчивых поселян никаких шансов. В итоге сам староста деревни – в исполнении народного артиста Беларуси Владимира Гостюхина – идет в логово Полетаева, чтобы сказать ему, что спасения нет.
Фильм не педалирует сталинскую тему. Репрессии в отношении бывших пленных – лишь фон, на котором разворачивается нравственная коллизия. И все же следует признать, «Волки» – практически первый в истории белорусского кино фильм, повествующий о социалистическом прошлом времен Генералиссимуса. И если подключить грамотный промоушен, картина бывшего десантника и воина-интернационалиста Колбышева вполне может выйти на международный уровень и взять не только брестского «Хрустального аиста», которого режиссер удостоен по заслугам.
Лучшим телевизионным фильмом признали ленту Александра Ефремова «Снайпер. Оружие возмездия», многие телезрители ее уже посмотрели. Приз «За лучший сценарий» получила картина Ренаты Грицковой «Инсайт», которая была признана и лучшим игровым фильмом. Победа в номинации «Лучший документальный фильм» досталась картине Николая Князева «Сердце Победы». Добрых слов жюри удостоилась и белорусская анимация, которая, нельзя не заметить, сегодня патриотична и пронизана национальным колоритом. Лучшим анимационным фильмом назван цикл «Повесть временных лет», рассказывающий об истории возникновения гербов белорусских городов.
– У нас не хватило дипломов, чтобы отметить всех, – признался Альвидас Шляпикас, вручая призы победителям. – Это говорит о высоком качестве белорусского документального и анимационного кино.
Словом, фестиваль в очередной раз подтвердил: белорусское кино существует, оно развивается. «Мы дождемся времен, когда вырвемся на мировое кинопространство и в полный голос заявим о себе!» – эти слова кинокритика Людмилы Саенковой можно поставить в качестве эпиграфа к отечественному кинопроцессу.
Ирина ОРЛОВА