Звучание тишины
Выставка проходит в Малом Манеже и посвящена 65-летию Великой Победы и Году культуры Беларуси в России. На ней представлено около 150 работ белорусских художников из коллекций Международной конфедерации Союзов художников и Фонда развития образования и искусств.
Предупреждаю, с первых минут обзора у вас возникнет ностальгическое чувство. На выставке представлены работы художников послевоенного поколения, в том числе фронтовиков, а также тех, кто родился после войны, и даже студентов Белорусской академии художеств. И когда вы видели «Здравницу» Михаила Довгялло, написанную в 1954 году по всем законам соцреализма рядовую больничку, или его же огромное мрачное полотно «Дорога на озеро Рица», работу Лидии Эрлер «В детской консультации» (1966 г.) или пейзажи Николая Казакевича, Александра Семилетова, Анатолия Шибнева, вы думали о жизни в «той» стране. В которой мы все были едины. Художники учились в одних школах, у одних учителей, писали картины на одних творческих дачах и выставлялись в одних выставочных залах. Не то теперь – к единению нужно еще прийти, а до этого долго стремиться и преодолевать всевозможные препятствия. Но надежда на то, что духовные основы и идеалы не растеряны, нравственные ценности не претерпели изменений и о перспективах в развитии наших стран мы думаем одинаково, всегда остается. Об этом напомнил в своем приветствии участникам, организаторам и гостям выставки Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин.
Конечно, сразу привлекали к себе внимание посетителей работы лауреата премии Союзного государства, народного художника СССР Михаила Савицкого. Этот художник умеет удивительно писать женщин – кто не знает его «Партизанскую мадонну»?! Мощных красавиц с полотна «Стелют лен» (1962 г., см. фото) в ярких одеждах на фоне ритмично расчерченных полей мне хочется назвать этим же именем – их так легко представить с детьми на руках после работы. От полотна веет оптимизмом и радостью созидательного труда. Другим настроением проникнут холст «За околицей» (1964 г.), на котором родители провожают сына в армию. Пафос этой работы – в родительской надежде, что сын не подведет, станет их достойным продолжением. Фронтовик Виктор Громыко, автор «Яблок 41-го года» и «Портрета Василя Быкова», верен теме войны. Интонацию, которая есть в работах фронтовиков, невозможно приобрести, ее выдает война. Экспрессией привлекают работы Леонида Щемелева, также фронтовика, ставшего в этом году лауреатом премии Союзного государства. Что за дивный цвет разливается в его «Любаньских полях»!.. И на чью это свадьбу прикатили на машине «Гости в хату» на втором его полотне? Вот уж где все в движении – благодаря лошадке с возницей на стоге сена, мчащейся в центре картины. По заснеженному полю разбросаны домишки и оживленные деревенские «саммиты», на которых обсуждается событие. Но главное очарование щемелевского полотна – в веселых деревьях, кроны которых словно взвихрены ветром и раскрашены в разные цвета эмоциями праздника.
Работы, представленные на выставке, очень разнообразны по настроениям. В тревожном, красном свете вы увидите «мадонн войны» в картине Александра Кищенко «Председатель» и пафосную стилизацию «Праздник в коммуне» Владимира Стельмашонка, прелестную «Баньку» Мая Данцига и его же «Портрет В. Кондратьева». А Валерий Шкаруба очарует вас своими полными настроения пейзажами, где ветерок слегка рябит воду, и в ней отражаются невесомые стебельки («Отражение», «Вечереет»).
У Гаврилы Ващенко на выставке несколько работ. Настоящая яблочная симфония «Август», где сборщица яблок, стоящая на фоне огромной яблочной горы, под тяжело склонившейся ветвью с плодами, собирается надкусить яблочко. Триптих – «Логойский тракт. Воскресный день. Вечерний луч». «Соковник» – в переводе, видимо, «Сочельник». И – «Звучание тишины». А звучит она – счастьем. На полотне молодая деревенская пара собирается поужинать. Муж прилаживает на веревке знатную рыбу для сушки. А жена о чем-то задумалась. На столе рассыпаны крупные лисички, стоит крынка с молоком, лежат ломти хлеба, и скатерть собралась в складки. Просто все. Безыскусственно. И значительно. Просто так не ухватишь эту «звучащую тишину»…
Студенты Академии живописи Алеся Скоробогатая и Владислав Петручик достойны мастеров, с которыми оказались рядом. Алесин «Мед» не похож на штудию, натюрморт сообщает зрителю, что художница на «ты» с таким понятием, как «душа вещей». Красиво и с большим настроением рисует городские пейзажи Италии Владислав. Особенно хорош «Миланский собор. Дождь». Студент выбрал правильный маршрут. Окажись эта выставка на аукционе на Западе – раскупили бы вмиг, там сейчас в моде соцреализм. Жаль, что в Москве она экспонируется в дни пика июльской жары. Людям не до искусства.
Нина КАТАЕВА