Композитор Александр Волкотруб: Толстой так и не нашел волшебную палочку
Дух писателя, витающий в Ясной Поляне, вдохновил петербуржца на уникальную сюиту
ОБМАНЧИВЫЕ СНЫ КЛАССИКА
- Почему именно он?
- Прежде всего он мне симпатичен как человек. Уже понюхав пороху, доблестно повоевав - казалось бы, мог и дальше идти по военной линии, - стал писателем. Главное - человек, а потом - художник, вот что важно.
- Неординарных личностей много.
- У него это особенно ярко выражено. Строил сельские школы, учил детей, без всякого расчета, от души. Во мне это очень отзывается. Я бывал в Ясной Поляне, хотелось побыть в этой атмосфере. Там дух Толстого и сейчас витает.
- Трудно передать характер не словами, а нотами?
- Будучи человеком многогранным, многосторонним и, можно сказать, временами противоречивым, Лев Николаевич - благодарный материал для контрастной, динамичной, захватывающей музыки. Он очень фактурный, монументальный. У меня одна часть сюиты называется «Война», второе название - «Богатырская». Он же обращался и к эпосу, у него такие душевные образы богатырей, которые боролись с врагами и побеждали.
- Ну да, в белой рубахе, в поле, косил, сеял, сапоги тачал. А другая часть сюиты - «Сон Толстого». Вы же не знаете, что ему снилось!
- Второе название «Сна» - «Грезы о зеленой палочке». Максимилиан Волошин писал стихи о грезах. Это что-то недосягаемое, о чем ты можешь помечтать, но в жизни не найдешь. У Льва Николаевича тоже были грезы, да еще какие! В его автобиографической трилогии, в книге «Детство» он описывал, как мечтал о муравейном братстве, о всеобщей дружбе. О том, что, найдя зеленую палочку, можно изменить мир, и он станет прекрасен и гармоничен. Он ее так и не нашел… Я посчитал, что состояние сна близко к грезам, это тоже уход от реального мира в вымышленный. Сон как предлагаемые обстоятельства, где любая фантазия, переживания спокойно разворачиваются в ярких, странных образах и ничто им не мешает.
ЗРИТЕЛИ ВСПЛАКНУЛИ
- Насколько современные люди готовы к такой музыке?
- Музыку можно разную написать.
Я учитывал, что у многих молодых людей сформировалось клиповое мышление. Обратите внимание, у меня каждая часть в среднем около двух минут, чтобы быстро менялось восприятие. Учитывал и формальные законы композиции: акцент, пауза, акцент. В музыке должны быть и тема, и мелодизм, чтобы она стала доступна.
- И как зрители реагировали на премьере?
- В «Колизее» незнакомцы подходили: «Какая музыка! Отзывается! Мы на этой теме даже всплакнули!» Я радостно этому удивился. Спрашивал: а вы, случайно, не знакомые знакомых, не друзья друзей? А то друзья нальют елея в уши! Но мне ответили: «Нет, мы вообще-то на Андрея Петрова пришли (после «Льва Толстого» звучали песни Петрова. - Ред.), а тут какой-то Волкотруб оказался!» Меня искренне тронуло, что сюиту оценили, значит, моя музыка услышана.
- А летом сюита звучала и в Ясной Поляне?
- Только тогда в камерном исполнении секстета, а сейчас уже большая премьера с Губернаторским симфоническим оркестром Петербурга.
- В Беларусь на гастроли не хотите приехать?
- Если пригласят - почему нет? Люблю эту страну, бывал проездом пару раз по дороге в Крым, лет десять назад. А родители в пансионатах отдыхали когда-то, говорили, что все так чистенько, уютно, аккуратно.
ОТ ЖИВОПИСИ К МУЗЫКЕ
- Окончили художественную академию Штиглица, бывшее Мухинское училище, а стали композитором. По профессии не работали?
- Немножко. Например, иконы писал, частные заказы брал. Первые картины нарисовал года в четыре-пять, но это еще были каляки-маляки, зеленые солнышки. С ранних лет родители часто приводили меня к художникам, скульпторам, и мой внутренний мир формировался через призму художественного восприятия.
- Откуда гены музыкальные?
- Дед был очень артистичный, хоть и инженер по образованию. Он жил в деревне на Алтае, недалеко от мест, где родились Михаил Евдокимов, Василий Шукшин. Часто любил что-то душевное спеть и на гитаре играл. И тетя моя любимая талантливым человеком была, трепетную музыку и стихи писала, а еще картины. Может, от них передалось.
В 2015 году я стал одним из победителей в конкурсе, исполнил свою песню о Петербурге.
- То есть музыке вы учились уже взрослым, практически самоучка?
- В девятнадцать начал осваивать гитару, пару лет назад - пианино. Почти окончил вуз по академическому вокалу, вечерний, можно было совмещать с работой. Занимаюсь с педагогами.
- Раз академический вокал, может, в Мариинку возьмут?
- В принципе да, я баритон, действительно помышлял об опере. Но понял, что больше нравится сочинять самому, чем исполнять кем-то написанное.
ПРИТВОРИЛИСЬ ПЬЯНЫМИ НЕМЦАМИ
- В 1942 году мой дед Василий Волкотруб нес дозор на своем бронекатере на Чудском озере, недалеко от Вороньего камня, где произошла битва войска Александра Невского с тевтонцами. Она была в 1242 году, и спустя ровно семьсот лет дед совершил здесь единственный морской таран за Великую Отечественную войну. Символически получилось.
- А подробнее?
- Раннее утро. В дымке выплывают четыре немецких бронекатера. У нас катер один. Ситуация критическая. В команде всегда был человек, который передает сообщения флажками. Дед просит через рубку: показывай им знаки, но, чтобы ни одной буквы непонятно. Типа мы пьяные немцы, своим что-то показываем, дурачимся.
- Прикинулись пьяными немцами?!
- Он гениально оценил обстановку: наш катер был в контражуре, то есть против солнца, оно за его спиной только вставало, и немцы долго не понимали, что происходит. Секунды решали. Он скомандовал идти на сближение, в последний момент открыл огонь и пошел на таран. Въехал в бок первому бронекатеру, сделал брешь. Второй немецкий катер расстреляли в упор. Два оставшихся обошли наш с двух сторон и стреляли друг по другу. А тут из тумана и еще один наш катер показался.
Наверно, немцы подумали, что ребята какие-то дикие и непредсказуемые. И уплыли. Адмирал Кузнецов описал этот случай в книге «Герои и подвиги». У деда несколько серьезных подвигов, за этот он получил Орден Красного знамени.
ПОРТРЕТЫ ИЗ НОТ
- Бродский чем вас привлек?
- С него все и началось. До знакомства с удивительным режиссером и актером Юрием Томошевским я не очень понимал поэзию Бродского. Но услышав, как читает его стихи Юрий Валентинович, проникся. Он проводил международный фестиваль «Город моих друзей» и предложил мне: «Напиши образ Бродского в музыке». Я написал, и этим произведением открылся фестиваль. Бродский - это был как раз дебют. И уже дальше стали другие музыкальные портреты получаться. Портреты людей, которые украсили русскую историю.
- Петр I тоже вдохновил?
- Он совершил, по сути, безумие, решив построить город на болотах. Тоже по-своему благодарный материал, в плане стихийности, славолюбия. Все время что-то кому-то доказывал… Обладал сильным характером.
- Сейчас музыкальный портрет Пушкина пишете.
- У Александра Сергеевича сильные, парадоксальные даже высказывания, да еще в стихах. «И гений, парадоксов друг, и случай, бог изобретатель»… Философский, пронзительный, глубокий дар меня в Пушкине больше всего цепляет.