Ни сантиметра без ностальгии
В Витебском арт-центре Марка Шагала презентовали книгу председателя Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимира Счастного «Художники Парижской школы из Беларуси». Сегодня их произведения продаются на аукционах по рекордным ценам.
Но тогда не принято было говорить о гениях, покинувших родину, в частности о Шагале. В Витебске не издавалась литература о Парижской школе. Единственную книгу – «Люди. Годы. Жизни» Ильи Эренбурга – Счастный прочел с большим интересом. Став работником Министерства иностранных дел (с 1995-го по 2000 год Владимир Григорьевич был послом Республики Беларусь в Великобритании), он объездил многие города мира и везде интересовался представителями Парижской школы. В Нью-Йорке купил книгу о Хаиме Сутине: судьба художника потрясла дипломата, в белорусской газете «Голас Радзімы» появилась первая статья о Сутине, родившемся в бедной многодетной семье в Смиловичах. В Беларуси заговорили о феноменальных художниках, покоривших Париж, а значит, и весь мир.
В своей книге Счастный собрал материал о 14 мастерах Парижской школы белорусского происхождения и выстроил эссе в хронологическом порядке. Для него были важны малейшие детали в биографиях художников, но особо интересовали их пристрастия.
– Их эксперименты, как и сама жизнь, порой шокировали, – пишет Владимир Григорьевич. – Но тем самым они спасали искусство от рутинного академизма, от пошлости и слащавости.
Парижская школа зародилась в начале ХХ века и связана с появлением так называемого «Улья», в сотах-мастерских которого обитали художники. «Ульем» стала «Вилла Медичи», которую в 1902 году приобрел скульптор Альфред Буше в переулке Данциг в центре Парижа. Странное строение крыши напоминало китайскую шляпу, и сегодня оно привлекает взоры любознательных туристов. Здесь, в прежних мастерских художников, заваленных подрамниками, ждущими холстов и красок, никаких признаков богемной жизни. Париж в начале ХХ века стал Меккой для Пикассо, Леже, Сутина, Модильяни, Шагала. Среди первых обитателей «Улья» из России – скульптор Александр Альтман.
Марк Шагал, арендовавший здесь в 1912 году одну из самых больших и светлых студий на верхнем этаже, впоследствии скажет: «В «Улье» можно было либо умереть, либо уйти оттуда знаменитым». Автор книги подробно рассказывает об основных жизненных вехах знаменитого художника, о деятельности Дома-музея Шагала в Витебске. Шагал писал в 1934 году: «Звание «русский художник» значит для меня больше, чем любая международная слава. В моих работах нет ни одного сантиметра, в котором не было бы ностальгии по родине».
По-разному складывались судьбы творцов. Хаим Сутин был десятым ребенком в семье смиловичского портного (Смиловичи – в 30 км от Минска). Он рисовал углем на печи, пока не стащил две сковороды и не выменял их у старьевщика на карандаши. Отец отправил мальчика в Минск постигать азы сапожного дела, но шурин Сутина определил его в ученики к фотографу. А когда в 1906 году в Минске открылась рисовальная школа, судьба будущего художника была предрешена. В Париже Сутин сдружится с Амедео Модильяни, с которым они будут эпатировать публику. После смерти Модильяни Сутин создал картину «Пирожник в голубом колпаке», которая принесла ему мировую известность. В Беларуси о Сутине заговорили совсем недавно. В Смиловичах открыли музей, о котором известный художник-эмигрант Борис Заборов сказал, что это самое большое доказательство перемен, наступивших в Беларуси.
Михаил Кикоин родился в Гомеле. В парижском «Улье» он пробыл 15 лет, пока его картины не стали успешно продаваться в галереях и салонах. Он умер в своей же мастерской на улице Брезэн в Париже в 1968 году. Оскар Мещанинов родом из Витебска, выходец из купеческой семьи, начальное художественное образование получил в рисовальной школе Юрия Пэна. Его скульптурные работы экспонировались в 1915-1916 годах в Петрограде. Он путешествовал по Бирме, Сиаму и Камбодже. Умер в Лос-Анджелесе в 1956 году. Надежда Ходасевич родилась в деревне Осетищи Докшицкого района. В начале Первой мировой войны эвакуировалась в Тверскую губернию. В 1921 году она поступила в Варшавскую академию искусств, позже посещала академию живописи Фернана Леже. В 1952 году вышла за него замуж. В 1970-м художница посетила родную Беларусь и передала в дар некоторые свои произведения.
– Собрать материал о художниках было самой сложной работой, – говорит Владимир Счастный. – Я встречался с их родными, знакомыми, чтобы по крупицам восстановить биографические данные, создать путеводитель Парижской школы.
Безусловно, автором двигали патриотические чувства, он хотел, чтобы в Беларуси узнали как можно больше о Парижской школе. А значит, и о скромных выходцах из Беларуси, ставших великими художниками.
Светлана ДЕДИНКИНА