Снежный шторм в Перудже
Музыканты Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра вернулись из недельных гастролей по Италии. Они участвовали в XII Международном Флорентийском фестивале молодежных симфонических оркестров.
Стать визитной карточкой, знают все, непросто, массу усилий приложил к этому художественный руководитель и главный дирижер оркестра, директор ЦМШ при Московской консерватории, заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения, профессор Александр Якупов. С первых минут путешествия в самолете Александр Николаевич был очень внимателен к своим воспитанникам. Летели, к слову сказать, самолетом «Аэрофлота», а выбрали его потому, что за провоз виолончели, в отличие от «Итальянских авиалиний», наши требовали один, а не два дополнительных билета. А виолончелей в оркестре – 8. На гастроли отправились в основном старшеклассники московской и минской музыкальных школ, были первокурсники консерваторий и даже контрабасист из «большого» оркестра. Всего – 77 человек в возрасте от 14 до 20 лет, 20 из них – из Беларуси.
Сложности управления таким огромным количеством молодых энергий с Якуповым призваны были разделить дирижер Национального академического симфонического оркестра Республики Беларусь Андрей Галанов, заместитель директора Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки Дмитрий Журавский и директор Молодежного оркестра Виктор Скорокиржа.
Приземлившись в Риме и остро прочувствовав итальянские 35 градусов по Цельсию, музыканты на двух автобусах отправились в Монтекатини Терме, курортный городок в 52 км к северо-западу от Флоренции. По сторонам автобуса возникали необозримые зеленые пространства из кипарисов, магнолий и пальм, оливковых рощ, привычны были разве что липа и американский клен. Горы в голубой дымке были похожи на холмы. С итальянской стороны группу сопровождали колумбийка Хемина, живущая во Флоренции, скульптор и переводчица (с итальянского на английский), и наша бывшая соотечественница из Фрунзе Юлия Кныш, пейзажистка.
* * *
Освоившись в отеле Miro в Монтекатини Терме и выдержав несколько громких футбольных сражений в бассейне, музыканты назавтра же отправились на свой первый концерт в Перуджу. Трансфер в 200 км уже никому был не страшен, автобаны в Италии хороши, а водитель нашего автобуса Геннадий, тоже бывший соотечественник – с Украины, был настоящим маэстро в своем деле. Главное было настроиться и провести акустическую репетицию, организовать доставку контрабасов, которые из Москвы и Минска, естественно, не повезли.
Что сказать о старинных городах Италии? Они в тысячу раз прекрасней своих изображений в альбомах. И с завидной любовью хранимы итальянцами. Улицы этих городов вымощены камнем, а Перуджа – город на горе, и, гуляя по нему, вы одолеете огромное количество ступеней, и тротуары будут причудливо прилегать к проезжей части. Двери бесчисленных магазинов и кафе распахнуты, и в вечернее время, когда жара спадает, хозяева самолично улыбками и жестами будут предлагать вам зайти. Культурный шок может настигнуть вас за каждым углом. Например, добравшись до Basilica di San Domeniko, где должен был состояться концерт, и неспешно осматривая крохотную круглую площадь перед церковью, мы услышали чей-то возглас: «Смотрите!» И на стене дома напротив увидели огромный керамический венок и мемориальную доску, на которой латинскими буквами было начертано – Джордано Бруно…
Концерт в Сан-Доменико начинался в 21.30. Церковь, построенная в XIV веке, была прибежищем доминиканцев, иезуитов Папы, пустивших побеги своей религии по всему миру, в том числе и в России – под именем «вольных каменщиков». Эта ветвь религии жива и сегодня, и скамейки в необозримых размеров храме заняли в основном прихожане. Встречались и туристы, которых привлекла афиша, обещавшая познакомить с оркестром, представляющим Россию и Беларусь. Между тем репетиция показала, что акустика церкви требовала предельной собранности от ребят, потому что у звуков в этом сооружении было слишком длинное эхо, они не успевали угаснуть, наслаивались один на другой, и музыкантам было трудно услышать себя со стороны и понять, как же они «звучат». Но благодаря умению Александра Николаевича обуздывать эхо оркестранты сориентировались в пространстве церкви и уже в первом отделении покорили зал умением играть русскую классику.
Концерт открывался увертюрой к опере М. Глинки «Руслан и Людмила», и было удовольствием наблюдать, как на ваших глазах оркестр становился единым организмом, который жил и дышал по мановению палочки дирижера. Взмах палочки – и чудесным образом рождается музыка. Взмах – и она становится шепотом, едва различимыми звуками, еще взмах и взмах – и нарастает буря, звуки которой способны передать любую из человеческих эмоций. Тайну рождения музыки не удалось расшифровать никому. Все знают – в оркестре мало играть чисто, строго по нотам и мало даже играть слаженно, большие музыканты всегда владеют этим умением. Рождение музыки начинается там, где она льется из души. По утверждению Александра Якупова, уникальность Молодежного оркестра в том, что плюс ко всем умениям ребятами в унисон переживается музыка. «Вы знаете, в какой-то момент эмоции так переполняют их, что они словно приподнимаются над землей и куда-то летят вслед за музыкой, которую исполняют. И вместе с ними лечу я», – говорит Александр Николаевич.
Вот этот полет юных музыкантов и сразил слушателей в Перудже. Вначале они слушали с любопытством – не будем забывать, каких композиторов чтят итальянцы в земляках и какие оркестры перевидали на своем веку, а тут дети из славянских холодных стран. После «Половецких плясок» А. Бородина любопытство сменилось удивлением, а когда грянула Торжественная увертюра П.И. Чайковского «1812 год», на лицах появилось недоумение – как такую мощь, силу, одухотворенность в звучании способны воспроизводить школьники?!. После первого отделения аплодировали долго и с чувством, многие вскакивали с мест, норовили пожать руку дирижеру и музыкантам. И итальянское «Брависсимо!» бушевало в полную силу.
Во втором отделении едва прозвучали первые звуки Музыкальных иллюстраций Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», как мой седовласый сосед, очень сдержанный в эмоциях господин, прошептал: «Harmonya…» И не стало никаких рамок и языковых преград в этом зале – великий Свиридов неслышно рассеял их в пушкинской метели, в этом «Snow-Storm», бушевавшем в благолепной итальянской ночи, юные музыканты со своим учителем-дирижером смогли донести до сердец эту пронзительную красоту. К слову сказать, я особенно ревниво следила за восприятием «Метели» перуджианцами и даже сообщила соседу, что «Romance» – это «my favorite music», но, похоже, народ, живущий на щедро одаренной Богами земле, органически неспособен к невосприятию красоты. Вот говорят – «глух к красоте». У итальянцев на красоту абсолютный слух. Конечно, они полюбили свиридовскую «Метель» так же, как и я. После «Романса» мы обменялись с соседом говорящими взглядами…
Программа была продуманной. Музыкой белорусского классика Евгения Глебова дирижировал Андрей Галанов, объехавший с концертами всю Европу, – прозвучал микс из красивейшей музыки композитора к балетам «Тиль Уленшпигель» и «Маленький принц». Кроме того, белорусский дирижер представил вариации к симфонии англичанина Эдварда Элгара «Энигма». Публика уже не сдерживала своих эмоций, и когда зазвучала «Голубая рапсодия» Джорджа Гершвина, слушатели реагировали так, словно состоялась встреча закадычных друзей. Покачивали головами, подпевали, закрывая глаза, улыбались друг другу. Пианиста-солиста, 15-летнего Олега Худякова вызывали не раз, как настоящего маэстро. Но по тому, как ребята смотрели на своего дирижера, было очевидно, кто здесь настоящий маэстро. Это был триумф Александра Якупова.
* * *
Эмоции зрителей повторились на втором концерте, который прошел в Монтекатини Терме – в роскошных интерьерах бальнеологического курорта XIX века Терме Тентуччо. Здесь на водах лечились многие известные люди, в частности композиторы Верди, Леонкавалло, Масканьи, Пуччини написал III акт оперы «Богема». На второй концерт также пришли местные жители и клиенты «терм» из разных стран. На сей раз сценой стала площадка под открытым небом среди колонн и фонтанов, декоративных прудов и настоящей галереи живописи художника-керамиста XIX века Галилео Чини, в окружении многоуровневого парка необычайной красоты. На этот раз публика была в экстазе. «Голубую рапсодию» потребовали на бис. «Когда я слушала, как играл пианист в «Голубой рапсодии», думала, упаду в обморок», – сказала парикмахер Лючия Паньи. Она пришла на концерт с мужем Сандро, коллегой по профессии, и его братом Джулиано, приехавшим с женой в гости к родственникам из Канады. «Вы были великолепны, – сказала Лючия, – мало того что ребята так талантливы, они все еще очень красивы! В Монтекатини каждый год приезжают оркестры, но такого исполнения не припомню. Приезжают, конечно, оркестры, как в Большом театре, но это дорогие музыканты, а здесь студенты. Удивительно! Белиссимо! Мы в восторге! Прекрасны и дирижеры, и музыканты. Спасибо за Гершвина и Чайковского – это один из моих любимых композиторов». «Надеемся услышать этих музыкантов вновь. И мечтаем получить диски с записями их музыки», – добавил Сандро. А Джулиано кивнул головой в знак согласия.
Ведущая этого концерта, итальянка Иллария, партнер по организации гастролей с итальянской стороны, отчитываясь перед руководством о концерте в Монтекатини, назвала его «грандиозным»…
Нина КАТАЕВА,
наш спецкор
Монтекатини Терме – Перуджа – Флоренция – Москва