САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Снежный шторм в Перудже

Музыканты Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра вернулись из недельных гастролей по Италии. Они участвовали в XII Международном Флорентийском фестивале молодежных симфонических оркестров.

Музыканты Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра вернулись из недельных гастролей по Италии. Они участвовали в XII Международном Флорентийском фестивале молодежных симфонических оркестров. Это вторые зарубежные гастроли молодых артистов, участников успешного проекта Союзного государства. Как и поездка в Германию в прошлом году, гастроли в Италии профинансированы Постоянным Комитетом Союзного государства и организованы Международным культурным центром во главе с директором Владимиром Линчевским. А главным куратором коллектива можно назвать Госсекретаря Союзного государства Павла Бородина – благодаря ему Молодежный оркестр, которому всего 4 года, стал визитной карточкой нашего общего государства.
Стать визитной карточкой, знают все, непросто, массу усилий приложил к этому художественный руководитель и главный дирижер оркестра, директор ЦМШ при Московской консерватории, заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения, профессор Александр Якупов. С первых минут путешествия в самолете Александр Николаевич был очень внимателен к своим воспитанникам. Летели, к слову сказать, самолетом «Аэрофлота», а выбрали его потому, что за провоз виолончели, в отличие от «Итальянских авиалиний», наши требовали один, а не два дополнительных билета. А виолончелей в оркестре – 8. На гастроли отправились в основном старшеклассники московской и минской музыкальных школ, были первокурсники консерваторий и даже контрабасист из «большого» оркестра. Всего – 77 человек в возрасте от 14 до 20 лет, 20 из них – из Беларуси.
Сложности управления таким огромным количеством молодых энергий с Якуповым призваны были разделить дирижер Национального академического симфонического оркестра Республики Беларусь Андрей Галанов, заместитель директора Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки Дмитрий Журавский и директор Молодежного оркестра Виктор Скорокиржа.
Приземлившись в Риме и остро прочувствовав итальянские 35 градусов по Цельсию, музыканты на двух автобусах отправились в Монтекатини Терме, курортный городок в 52 км к северо-западу от Флоренции. По сторонам автобуса возникали необозримые зеленые пространства из кипарисов, магнолий и пальм, оливковых рощ, привычны были разве что липа и американский клен. Горы в голубой дымке были похожи на холмы. С итальянской стороны группу сопровождали колумбийка Хемина, живущая во Флоренции, скульптор и переводчица (с итальянского на английский), и наша бывшая соотечественница из Фрунзе Юлия Кныш, пейзажистка.

* * *
Освоившись в отеле Miro в Монтекатини Терме и выдержав несколько громких футбольных сражений в бассейне, музыканты назавтра же отправились на свой первый концерт в Перуджу. Трансфер в 200 км уже никому был не страшен, автобаны в Италии хороши, а водитель нашего автобуса Геннадий, тоже бывший соотечественник – с Украины, был настоящим маэстро в своем деле. Главное было настроиться и провести акустическую репетицию, организовать доставку контрабасов, которые из Москвы и Минска, естественно, не повезли.
Что сказать о старинных городах Италии? Они в тысячу раз прекрасней своих изображений в альбомах. И с завидной любовью хранимы итальянцами. Улицы этих городов вымощены камнем, а Перуджа – город на горе, и, гуляя по нему, вы одолеете огромное количество ступеней, и тротуары будут причудливо прилегать к проезжей части. Двери бесчисленных магазинов и кафе распахнуты, и в вечернее время, когда жара спадает, хозяева самолично улыбками и жестами будут предлагать вам зайти. Культурный шок может настигнуть вас за каждым углом. Например, добравшись до Basilica di San Domeniko, где должен был состояться концерт, и неспешно осматривая крохотную круглую площадь перед церковью, мы услышали чей-то возглас: «Смотрите!» И на стене дома напротив увидели огромный керамический венок и мемориальную доску, на которой латинскими буквами было начертано – Джордано Бруно…
Концерт в Сан-Доменико начинался в 21.30. Церковь, построенная в XIV веке, была прибежищем доминиканцев, иезуитов Папы, пустивших побеги своей религии по всему миру, в том числе и в России – под именем «вольных каменщиков». Эта ветвь религии жива и сегодня, и скамейки в необозримых размеров храме заняли в основном прихожане. Встречались и туристы, которых привлекла афиша, обещавшая познакомить с оркестром, представляющим Россию и Беларусь. Между тем репетиция показала, что акустика церкви требовала предельной собранности от ребят, потому что у звуков в этом сооружении было слишком длинное эхо, они не успевали угаснуть, наслаивались один на другой, и музыкантам было трудно услышать себя со стороны и понять, как же они «звучат». Но благодаря умению Александра Николаевича обуздывать эхо оркестранты сориентировались в пространстве церкви и уже в первом отделении покорили зал умением играть русскую классику.
Концерт открывался увертюрой к опере М. Глинки «Руслан и Людмила», и было удовольствием наблюдать, как на ваших глазах оркестр становился единым организмом, который жил и дышал по мановению палочки дирижера. Взмах палочки – и чудесным образом рождается музыка. Взмах – и она становится шепотом, едва различимыми звуками, еще взмах и взмах – и нарастает буря, звуки которой способны передать любую из человеческих эмоций. Тайну рождения музыки не удалось расшифровать никому. Все знают – в оркестре мало играть чисто, строго по нотам и мало даже играть слаженно, большие музыканты всегда владеют этим умением. Рождение музыки начинается там, где она льется из души. По утверждению Александра Якупова, уникальность Молодежного оркестра в том, что плюс ко всем умениям ребятами в унисон переживается музыка. «Вы знаете, в какой-то момент эмоции так переполняют их, что они словно приподнимаются над землей и куда-то летят вслед за музыкой, которую исполняют. И вместе с ними лечу я», – говорит Александр Николаевич.
Вот этот полет юных музыкантов и сразил слушателей в Перудже. Вначале они слушали с любопытством – не будем забывать, каких композиторов чтят итальянцы в земляках и какие оркестры перевидали на своем веку, а тут дети из славянских холодных стран. После «Половецких плясок» А. Бородина любопытство сменилось удивлением, а когда грянула Торжественная увертюра П.И. Чайковского «1812 год», на лицах появилось недоумение – как такую мощь, силу, одухотворенность в звучании способны воспроизводить школьники?!. После первого отделения аплодировали долго и с чувством, многие вскакивали с мест, норовили пожать руку дирижеру и музыкантам. И итальянское «Брависсимо!» бушевало в полную силу.
Во втором отделении едва прозвучали первые звуки Музыкальных иллюстраций Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», как мой седовласый сосед, очень сдержанный в эмоциях господин, прошептал: «Harmonya…» И не стало никаких рамок и языковых преград в этом зале – великий Свиридов неслышно рассеял их в пушкинской метели, в этом «Snow-Storm», бушевавшем в благолепной итальянской ночи, юные музыканты со своим учителем-дирижером смогли донести до сердец эту пронзительную красоту. К слову сказать, я особенно ревниво следила за восприятием «Метели» перуджианцами и даже сообщила соседу, что «Romance» – это «my favorite music», но, похоже, народ, живущий на щедро одаренной Богами земле, органически неспособен к невосприятию красоты. Вот говорят – «глух к красоте». У итальянцев на красоту абсолютный слух. Конечно, они полюбили свиридовскую «Метель» так же, как и я. После «Романса» мы обменялись с соседом говорящими взглядами…
Программа была продуманной. Музыкой белорусского классика Евгения Глебова дирижировал Андрей Галанов, объехавший с концертами всю Европу, – прозвучал микс из красивейшей музыки композитора к балетам «Тиль Уленшпигель» и «Маленький принц». Кроме того, белорусский дирижер представил вариации к симфонии англичанина Эдварда Элгара «Энигма». Публика уже не сдерживала своих эмоций, и когда зазвучала «Голубая рапсодия» Джорджа Гершвина, слушатели реагировали так, словно состоялась встреча закадычных друзей. Покачивали головами, подпевали, закрывая глаза, улыбались друг другу. Пианиста-солиста, 15-летнего Олега Худякова вызывали не раз, как настоящего маэстро. Но по тому, как ребята смотрели на своего дирижера, было очевидно, кто здесь настоящий маэстро. Это был триумф Александра Якупова.

* * *
Эмоции зрителей повторились на втором концерте, который прошел в Монтекатини Терме – в роскошных интерьерах бальнеологического курорта XIX века Терме Тентуччо. Здесь на водах лечились многие известные люди, в частности композиторы Верди, Леонкавалло, Масканьи, Пуччини написал III акт оперы «Богема». На второй концерт также пришли местные жители и клиенты «терм» из разных стран. На сей раз сценой стала площадка под открытым небом среди колонн и фонтанов, декоративных прудов и настоящей галереи живописи художника-керамиста XIX века Галилео Чини, в окружении многоуровневого парка необычайной красоты. На этот раз публика была в экстазе. «Голубую рапсодию» потребовали на бис. «Когда я слушала, как играл пианист в «Голубой рапсодии», думала, упаду в обморок», – сказала парикмахер Лючия Паньи. Она пришла на концерт с мужем Сандро, коллегой по профессии, и его братом Джулиано, приехавшим с женой в гости к родственникам из Канады. «Вы были великолепны, – сказала Лючия, – мало того что ребята так талантливы, они все еще очень красивы! В Монтекатини каждый год приезжают оркестры, но такого исполнения не припомню. Приезжают, конечно, оркестры, как в Большом театре, но это дорогие музыканты, а здесь студенты. Удивительно! Белиссимо! Мы в восторге! Прекрасны и дирижеры, и музыканты. Спасибо за Гершвина и Чайковского – это один из моих любимых композиторов». «Надеемся услышать этих музыкантов вновь. И мечтаем получить диски с записями их музыки», – добавил Сандро. А Джулиано кивнул головой в знак согласия.
Ведущая этого концерта, итальянка Иллария, партнер по организации гастролей с итальянской стороны, отчитываясь перед руководством о концерте в Монтекатини, назвала его «грандиозным»…

Нина КАТАЕВА,
наш спецкор
Монтекатини Терме – Перуджа – Флоренция – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также