Это Память моя и твоя
Ровно два года назад, 22 июня 2008 года, в день начала Великой Отечественной войны, киногруппа телерадиовещательной организации «СОЮЗ» начала съемки военно-патриотической драмы «Брестская крепость». 22 июня 2010-го Брестская крепость принимала новый фильм.
«СОЮЗ» начала съемки военно-патриотической драмы «Брестская крепость». 22 июня 2010-го Брестская крепость принимала новый фильм. Эта кинолента, по сути, вызов тем странам постсоветского пространства, которые стали забывать уроки Второй мировой и тяготеют к пересмотру исторических событий Великой Отечественной. Свидетельств этому много: снос памятников советским солдатам-освободителям, пренебрежение к останкам погибших советских солдат, вбивание в головы молодого поколения скепсиса по поводу освободительной миссии Советского Союза во Второй мировой войне.
Государства и народы не должны забывать свою историю в угоду сиюминутной конъюнктуре. Такое мнение высказал Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 июня после завершения предпремьерного просмотра белорусско-российского художественного фильма «Брестская крепость» в минском кинотеатре «Центральный». «Надо помнить об одном: отношения между государствами, народами измеряются не кубометрами газа и тоннами нефти, пошлинными или беспошлинными. Надо помнить, что мы вместе защищали», – подчеркнул он и назвал киноленту «Брестская крепость» очень своевременной. «Хотел бы, чтобы массовый зритель быстрее увидел это прекрасное кино», – добавил глава государства, отметив, что и далее готов принимать участие в создании подобных фильмов. Все это, конечно, стоило определенных денег. «Но это ничто по сравнению с той темой, которую удалось поднять спустя многие годы», – убежден глава белорусского государства. Это первый подобный проект, созданный в рамках Союзного государства Беларуси и России. Обращаясь к председателю ТРО Союзного государства Игорю Угольникову, Александр Лукашенко попросил как можно быстрее передать этот фильм руководству России.
Белорусско-российский полнометражный художественный фильм «Брестская крепость» снят по заказу Телерадиовещательной организации Союзного государства компанией «Централ Партнершип» (Россия) и республиканским унитарным предприятием «Национальная киностудия «Беларусьфильм». Жанр киноленты – патриотическая драма. Премьерным показом фильма «Брестская крепость» у Тереспольских ворот легендарной цитадели начался ночью 22 июня нынешнего года День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны. Выход фильма в широкий прокат в Беларуси и России запланирован на ноябрь 2010 года.
Брестская крепость сегодня – самый тихий и уютный уголок пограничного города над Бугом. Но каждый год на заре самого длинного дня в году сюда приходят, приезжают из разных уголков бывшего Советского Союза тысячи людей. Чтобы вспомнить, как небольшой гарнизон цитадели стоял здесь насмерть в первые часы и дни войны, которую потом назовут Великой Отечественной. Чтобы поклониться подвигу защитников цитадели. На этой священной земле никогда не затянутся раны, которым уже почти 70 лет. Именно на этой земле остро ощущаешь, насколько хрупким может быть мир, насколько сильным может быть человеческий дух, насколько крепкой должна быть наша память. Нынешней июньской ночью память обрушилась на пришедших в крепость кадрами фильма «Брестская крепость».
…Все почти как в реальности. Крепость. Лето. Мирный субботний день 21 июня. В городском саду танцы под духовой оркестр. В гарнизонный клуб молодой киномеханик Колька доставил фильм «Волга-Волга». В военторг завезли холодную минералку… Как же будет не хватать живительной влаги бойцам, раненым, детям спустя всего несколько часов, когда на крепость лавиной полетят бомбы, снаряды, огонь.
На огромном экране, установленном у Тереспольских ворот, где наши бойцы штыками отражали первые атаки фашистов, снаряды рвутся, будто совсем рядом с нами, заставляя вздрагивать и пробуждая острое желание забиться в угол. И будто совсем рядом с нами плавится кирпич, в кровавой мясорубке гибнут дети, женщины, бойцы… И из этого кромешного ада в глубоком тылу врага в эфир идут и идут позывные: «Я – крепость. Держим оборону, ждем поддержки…»
…Три часа ночи. Титры. Мы все будто вернулись с войны. Актеры, прекрасно воплотившие образы главных организаторов обороны крепости, спускаются к Бугу, чтобы наполнить фляги и отнести к монументу «Жажда» – через много лет наполнить каску застывшего в бетоне солдата, который погибал здесь за глоток воды. С ними – ветераны, гости, руководители города и области.
Петра Павловича Котельникова можно считать прототипом юного героя киноленты Сашки Акимова, от имени которого ведется рассказ в фильме. На глазах воспитанника музыкантского взвода разворачивались страшные события июня 1941 года.
– В то время я проходил службу воспитанником 44-го стрелкового полка. Конечно, мы, подростки, не должны были принимать участие в боевых действиях, но обстановка сложилась так, что мы оказались в гуще всех событий первого дня войны. Мы, 12-15-летние мальчишки, принимали посильное участие в обороне Брестской крепости. То, что я увидел на экране и прочувствовал сегодня, – это правда. Сказано о том, что действительно было на войне: и переживания, и радость, и любовь…
…Евгений Иванович Старосветский воевал под Сталинградом, но каждый год рассвет 22 июня встречает в Брестской крепости – приходит сюда поклониться памяти и защитников цитадели, и своих погибших однополчан.
– Это самый правдивый фильм о Брестской крепости, – не скрывает ветеран эмоций и не стесняется набежавшей слезы. – Здесь началось разделение на живых и мертвых, здесь началась закалка мужества и героизма нашего советского народа. Здесь начиналась защита и Москвы, и Сталинграда, и всех городов-героев.
– Перед нами стояла единственная задача – сохранить историческую правду, – отмечает главный консультант фильма, директор мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Валерий Губаренко. – Задача прежде всего режиссера и актеров. Когда исполнитель роли лейтенанта Кижеватова Андрей Мерзликин приступал к работе над фильмом, я посоветовал ему прочесть книгу Сергея Смирнова «Брестская крепость», чтобы обрести верный образ своего героя. К его чести, книгу он не только прочел – прочувствовал, впитал сам дух Брестской крепости. И мы увидели на экране настоящий актерский талант, который никого не оставил равнодушным. А как мощно Александром Коршуновым передан образ майора Гаврилова!.. Большое спасибо всей творческой группе за то, что историческая правда в кинофильме выдержана.
…И снова пронзительная предрассветная тишина в крепости. И звуки метронома. На площади церемониалов на митинг-реквием собрались тысячи брестчан и гостей. «Поезд Памяти» привез ветеранов и школьников из разных стран СНГ. Многие в форме военных лет, в руках – зажженные свечи.
На площадь вносится знамя Брестской крепости. По традиции, в эти первые минуты начала войны пограничники Бреста опускают венки с зажженными свечами в воды Буга у Тереспольских ворот. Руководители министерств и ведомств Беларуси, Украины, России, представители дипломатического корпуса, ветераны, руководство города и области, делегации из России, Украины, Молдовы, Польши с корзинами цветов направляются к Вечному огню.
– 69 лет отделяют нас от одного из самых трагических дней в истории нашего народа, – говорит председатель Брестского облисполкома Константин Сумар. – Казалось бы, столько лет прошло и боль должна притупиться. Но каждый раз, встречая рассвет 22 июня в Брестской крепости, мы вновь и вновь переживаем чувство единения с защитниками Брестского гарнизона, чей мирный сон был прерван грохотом снарядов. Только спустя 8 часов весь мир узнал о начале войны, а в крепости гибли люди, с честью выполняя свой воинский и патриотический долг. Сегодня, переживая вместе с героями киноленты «Брестская крепость» события героической обороны цитадели, мы не перестаем удивляться мужеству и стойкости воинов гарнизона, отваге их жен и детей. И как бы далеко в прошлое ни уходил 1941 год, в памяти нашего народа этот день навсегда останется рубежом, который в один момент разделил жизнь на мир и войну, превратил личные планы в одну общую цель – выстоять и победить. Как свидетельствуют документы противника, его потери были так велики, что немецкое командование к вечеру 22 июня приказало прекратить штурм крепости. Это, по сути, был первый приказ об отступлении, отданный германским войскам с момента начала Второй мировой войны.
Ударная группировка гитлеровских войск за несколько часов окружила Брестскую крепость, в которой на тот момент, по оценкам историков, находился гарнизон количеством более 8 тысяч человек. Защитники крепости, не владея достаточными средствами связи, не знали, что основная группировка немецких войск уже обошла крепость и пошла дальше. Предполагая, что советские войска где-то рядом, и рассчитывая воссоединиться с ними, большой армейский контингент Брестской крепости сделал попытку прорваться через узкие Северные ворота крепости и попал под шквальный немецкий огонь: с земли и воздуха…
Уцелевшая часть гарнизона – около 3 тысяч человек – приняла кровопролитный неравный бой с 18-тысячной немецкой дивизией. Беспрецедентная по своему героизму оборона Брестской крепости продолжалась в течение длительного времени – по некоторым свидетельствам, до начала августа
1941-го. Умирая от ран, голода и жажды, советские пограничники продолжали сражаться. Именно тогда защитниками крепости были сделаны надписи на стенах цитадели: «Умрем, но из крепости не уйдем», «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина» и дата – 20.07.41 года.
45-я немецкая дивизия, штурмовавшая крепость, также несла тяжелые потери. Генерал Гальдер 25 июня 1941 года докладывал начальнику генерального штаба: «Большие потери вызваны сильным сопротивлением фанатичных защитников Брестской крепости». Даже враг признавал героизм и мужество защитников цитадели. То, что смогли сделать защитники Брестской крепости, не укладывается в представление о человеческих возможностях: полуживые солдаты, без пищи и практически без воды наводили ужас на отборные полки вермахта.
По свидетельствам историков, Гитлер не поверил в рассказы немецких командиров о стойкости брестского пограничного гарнизона и не только сам приехал на место боев, но и привез своего союзника – Бенито Муссолини. Чтобы своими глазами увидеть цитадель, которая так надолго задержала полки вермахта.
В тот сентябрьский день, когда Гитлер с Муссолини приехали в Брестскую крепость, генералы Генштаба устроили своего рода «театральную постановку». Гитлер никак не мог понять, почему его элитная 45-я австрийская дивизия, к которой у него были особые чувства и на которую он возлагал особые надежды, «застряла» в Брестской крепости так надолго.
И ведь действительно факт взятия Брестской крепости за все годы войны так и не был подтвержден. Так вот, один из офицеров Генштаба сапогом расчистил камни на развалинах, и Гитлер увидел останки женской руки и сказал Муссолини: «Здесь воевал женский батальон-смертниц». Полнейший абсурд… Но провал операции Гитлеру надо было как-то оправдать.
Брестскую крепость плечом к плечу защищали бойцы 33 национальностей, интернациональным был и командный состав обороны.
Военные историки утверждают, что точка отсчета Великой Победы – Брестская крепость.
Игорь Угольников, председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства, автор идеи и генеральный продюсер фильма:
«Одна из самых принципиальных задач, которую решал этот фильм, – дать полную картину первых дней Великой Отечественной и показать на конкретном историческом примере – обороне Брестской цитадели – героизм белорусского и всего многонационального советского народа. Показать высокую позитивную роль интернационализма, что особенно важно с учетом нарастающей в мире межнациональной и межконфессиональной розни.
Главный документальный материал фильма – архивы мемориала, белорусские и российские архивы, архивы ФСБ и факты из недавно открытых архивов Германии. И, безусловно, воспоминания свидетелей тех событий, защитников Брестской крепости.
Фильм «Брестская крепость» – достаточно камерная картина. Это история про людей, которые поставлены перед выбором – как поступить? Пойти сдаться или, как майор Гаврилин, спрятаться и неделю ждать, чтобы что-то предпринять. Или, как персонаж, о котором мало кто знает (немцы называли ее «фрау мит автомат») – достаточно мистический персонаж, – вести в одиночку по ночам снайперскую стрельбу из немецкого автомата.
Эта картина патриотична по самой сути. Мы создали такой фильм, чтобы понятие патриотизма не было понятием виртуальным. Чтобы молодые люди выходили из кинотеатра с осмысленным выражением лица. Чтобы исчезла вся идеологическая шелуха голливудских фильмов. С молодежью можно и нужно говорить серьезно на эмоциональном, доказательном языке кино. Я сам был свидетелем, когда на первых кадрах теперь уже известного российского фильма «Гости из будущего» в кинотеатре шуршали обертки от жвачки, молодежь хихикала, а из кинотеатра вышла, как говорится, «с опрокинутым лицом». До молодежи – дошло.
Средства от проката картины пойдут в первую очередь на реконструкцию мемориала «Бресткая крепость». Хотя мемориал в хорошем состоянии – в Беларуси о нем заботятся все, и в первую очередь Президент Александр Лукашенко. Фильм финансировался из союзного бюджета и станет первой собственностью Союзного государства».
Алексей Дударев, автор сценария фильма «Брестская крепость»:
«Я смотрел фильм два раза и оба раза не мог сдержать слез. Рядом со мной сидел Президент Беларуси, я видел, как он тоже подносит к глазам платок. Получилась поистине героическая, эпохальная вещь, сопряженная с общечеловеческими переживаниями, любовью, страстью. Там показана правда, то, что на войне было больно, хотелось спать, хотелось есть. Представьте, каково это – отправлять своих близких, сестру, дочку в плен, чтобы у них был шанс выжить! Настоящая картина. Люди, посмотревшие ее, станут духовно богаче. Ее можно поставить рядом с военной классикой, созданной в СССР: «Летят журавли», «Белорусский вокзал»... Это не «войнушка» и не «стрелялка». Это фильм, созданный в лучших традициях ответственного, человеческого, советского кино. Об этом режиссер Котт заявлял еще на худсоветах. Меня это сразу успокоило. У него все в порядке с сердцем: когда он снимал, ему самому было страшно и больно. В фильме много любви, что понятно только славянскому человеку, пережившему этот кошмар. Несмотря на то что в картине много ужаса, крови и страданий, зритель косвенно понимает, что 9 Мая будет. И не потому, что он об этом знает. Просто надеждой, любовью пропитан каждый кадр».
Геннадий Давыдько, заслуженный артист Республики Беларусь, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и СМИ:
«Это фильм-памятник и фильм-реквием. Я считаю, что это настоящее событие в нашей жизни. Картина имеет большое политическое и социальное значение, не говоря уже о ее непревзойденной художественности. Мы постоянно ищем национальную идею, то, что может объединить наш народ. Так вот, этот фильм, то чувство гордости, которое испытываешь при просмотре, оно как нельзя лучше демонстрирует, что должно составлять эту самую идею. Картина сильно воздействует на психику. Порой тяжело сдержаться, хочется просто рыдать. Этот фильм необходим нам всем, и на него пойдут, я уверен. Чего в нем только нет: дорогие спецэффекты, искусная операторская работа, любовь в конце концов. Но это не просто экшн, это станет классикой, вот посмотрите. Не думаю, что фильм будет масштабно представлен на зарубежных фестивалях. В нем мы настаиваем на своей победе, и это будет многим неприятно. Так что идеологически некоторым странам он будет чужд. Хотя в Японии почему бы не показать?»
Антон Сидоренко, кинокритик:
«Это очень хороший пример батального жанра. Я не сказал бы, что это советская, это скорее голливудская школа. Этими батальными сценами фильм мне напомнил «Перл Харбор» Майкла Бэя, а по композиции – «Титаник» Джеймса Кэмерона. Это фильм-катастрофа. Мирные люди внезапно оказываются в состоянии войны. Фильм впечатляет – и с технической точки зрения, и тем, как расставлены акценты. Он сильно воздействует на эмоции. Эстетически – это один из лучших фильмов на постсоветском пространстве на военную тему. У «Крепости» больше шансов окупиться, чем у «Утомленных солнцем – 2» Никиты Михалкова. Особенно хочется отметить актерскую работу Александра Коршунова, Андрея Мерзликина, Павла Деревянко. Мне очень понравилось, что люди покрываются копотью, звезд и нашивок становится не видно. Показано, как все равны перед трагедией – и командиры, и простые солдаты. Спецэффекты сделаны на очень высоком уровне. Это реализм, но не натурализм. Мне понравилось, что там нет мата, чем грешил, по-моему, Михалков. Нет «невзоровщины», кишок на гусенице танка. Есть кровь, страдания, тем не менее этот фильм можно показывать детям. Не столько в силу патриотической составляющей, сколько для того, чтобы они поняли: мир надо беречь».
Сергей Маевский, продюсер киностудии «Беларусьфильм», ставшей главной технической базой кинопроекта «Брестская крепость»:
«Брестская крепость – это святыня Беларуси. О ее защите в первые дни Великой Отечественной создано только два фильма: в 1956 году по сценарию Константина Симонова и в 1993-м – по сценарию Бориса Васильева. Собственного художественного продукта по такой теме киностудия «Беларусьфильм» не имела, кроме детского фильма «Дочь командира».
Сегодня, по истечении 69 лет после начала Великой Отечественной, появляются новые факты, открываются архивы, и многие события уже трактуются совершенно по-другому. Не так, как сразу после окончания войны. Фильм «Брестская крепость» сделан на показе исторической правды: в нем нет сумасшедших немцев и ненормальных русских. В нем – правда войны: потери, подвиги, предательство. Это самый масштабный художественный проект за всю историю «Беларусьфильма».