Народная артистка России Елена Цыплакова: Слова назидают, а примеры влекут!
Актриса и режиссер говорит, что 2023 год был для нее актерским. И теперь появилось новое амплуа – «бабушка с характером».
Назвать артистку бабушкой в реальной жизни язык не повернется, а вот стойкий характер достался ей от отца, прошедшего войну, получившего инвалидность, но не утратившего жажду жизни. Ведь, как говорил Эрнест Хемингуэй : «Человека можно уничтожить, но победить его нельзя!».
В интервью «Союзномму Вече» Елена рассказала о наставлениях отца, связях с Беларусью и отношению к SHAMANу.
- Елена, недавно мы отметили 80-летие со дня снятия блокады Ленинграда. Это ведь ваш родной город. Как часто удается бывать в Санкт-Петербурге?
- Я довольно много работаю в Питере, снимала там три своих сериала. Поэтому я периодически подолгу живу в Санкт-Петербурге. Вообще, очень люблю этот красивый город, я там выросла.
В городе на Неве у меня много друзей, даже еще со школы. Но когда много работаешь, общаешься с людьми не так часто.
- Ваш папа, о котором вы нередко упоминаете в своем интервью, рассказывал вам о блокаде Ленинграда?
- Папа не был в блокадном городе. Он ушел на фронт в 16 лет и вернулся оттуда в 20. Тетушка уезжала из Ленинграда, а мама у меня из Новгородской области, поэтому в Питере она появилась только после войны.
В такой праздник смотришь интервью людей, которые выжили, это совершенно удивительные личности, сохранившие в себе искренность. Но, видимо, пережитое и сформировало их.
У нас в школе была традиция ездить на Пискаревское кладбище. Ребята и сейчас посещают его, отдают дань памяти пережитому.
- Что, на ваш взгляд, отличает уроженцев Санкт-Петербурга от других жителей России?
- Я вчера ездила в такси, и меня вез бывший питерец, приехавший в Москву работать. Он говорит, что люди там намного мягче, лиричнее. Я тоже так считаю.
А сколько в Санкт-Петербурге жило поэтов, писателей. Когда читаешь питерскую литературу разных времен, то понимаешь, что это оставляет свой отпечаток. Вообще, сейчас сложно что-то сказать про ленинградцев, поскольку много людей приехало и из других городов.
- Но в юности вы все-таки уехали в столицу…
- Когда я уезжала из Питера в Москву учиться, отец написал мне письмо, которое с юмором назвал «Послание к поколению». Но тем не менее, там были удивительные фразы, которые я помню до сих пор. Например, такая: «Не отпусти радости труда, чтобы не обрести бремени существования».
Отец вообще был невероятный трудоголик. Они с мамой работали дома, были промышленными графиками. Мы вставали - они трудились, мы ложились спать – они работали.
Когда работа не приносит радости, человеку очень трудно жить. Ведь мы тратим большое количество времени на рабочем месте.
Сейчас я работаю режиссером, и у меня двенадцатичасовой рабочий день шесть дней в неделю. Но если не любить эту работу, то, по-моему, можно сойти с ума.
- Над чем вы работаете сейчас?
- Сейчас отдыхаю, этот год был у меня актерским. И у меня теперь новое амплуа – «бабушка с характером». Я снялась в двух шестнадцатисерийных сериалах. Один из них – детективный сериал «Лютик и Анютик», где мы с Ирочкой Розановой играем довольно забавную парочку - двух нескучающих пенсионерок.
- Вы Лютик?
- Да. Фамилия моей героини – Лютая, она уволенный директор школы, персонаж Ирины уволена из администрации. Но мы не скучаем, а расследуем всякие дела. Сериал вроде бы с юмором, но нельзя сказать, что это комедия, потому что в фильме расследуются убийства и всякие жизненные ситуации. Но я очень надеюсь, что все получится симпатично.
И второй сериал – «Свет в окне». Это семейная сага, где я играю очередную бабушку с характером и всех наставляю на путь истинный. В последних трех сериалах, которые я снимала сама, я тоже играла роли. «Несломленную» снимала в Калининграде и играла одну из главных ролей.
В Питере также снимали шестисерийную социальную драму «Когда закончится февраль» и 16 серий «Дорога к счастью», премьера которого прошла недавно.
Зрители очень хорошо принимали их, там замечательный актерский состав. Уже больше двадцати лет я снимаю для «России – 1».
- Вы читаете отзывы на свои работы?
- Мне просто присылают их на Whatsapp или в Контакт, но специально я никуда не залезаю и ничего не вычитываю. Когда я провожу встречи со зрителями, то слышу много добрых слов в свой адрес. Недавно выступала в клубе «Московское долголетие» - перед бабулечками.
Незадолго до вашего прихода я разговаривала со своим другом Сергеем с позывным Поляк, который скоро поедет «за ленточку».
Так вот, мы собираем все для наших воинов, и бабульки очень помогают нам в этом. Они вяжут носки, делают браслеты спасения, сухие души, собрали письма от детей. А корпорация «Сибирское здоровье» тоже присылает свои препараты. Я послала две коробки маленьких «Евангелий». «Жизнерадостная газета» отправила ребятам две коробки протеиновых батончиков, о которых они просили.
Их легко можно положить в карман: в любой момент можно подкрепиться, появятся какие-то силы. Все это уже отправили «за ленточку».
- Вы уже упоминали вашего отца. Я читала, что он советовал вам держаться подальше от «Золотой молодежи». Почему?
- Когда я приехала в Москву, то уже снималась в кино. И у нас сформировался свой круг «золотой молодежи». И папа написал мне, что, мол, не прилипай к ним прочно, потому что все это похоже на стремительный спуск с горы - весело и дух захватывает, а в гору опять придется подниматься в одиночку.
Папа достаточно назидательно обо всем говорил и вообще, был строгий человек по жизни. Он прошел войну, получил инвалидность. У него была открытая форма туберкулеза и только за последние годы 26 легочных кровотечений.
Но несмотря на все обстоятельства, отец жил, потому что у него была совершенно фантастическая воля к жизни. Я его бесконечно уважала, всегда вспоминаю его высказывания. Например, такое: «Вводи себя в каждый новый день осмысленно и ново, и тогда жизнь не будет скучна. Постоянно расширяй свое сознание».
Батя был домашним философом, у него были прострелены ноги, легкие. На отдыхе он садился на кухне пить крепкий черный чай и при этом философствовал. А ушами были мой старший брат и я. Он так мыслил, интересовался вопросами совершенства сознания и в эти периоды небольшого общения пытался что-то вкладывать в нас.
- Он рассказывал вам о войне?
- Люди, прошедшие войну, по-другому относятся к жизни. И я жалею, что то поколение мало рассказывало. Я, как и все пионеры, спрашивала батю, мол, как там на войне, на что он отвечал: «А что я тебе буду рассказывать, как я сидел с друзьями и спустя 15 минут выскребался из оставшихся от них кусков мяса?».
Или вот мама выросла на станции Лычково Новгородской области. Там случилась страшная история. Перед началом блокады туда привезли 12 вагонов питерских детей – из детских садов, детских домов, школ. Их расселили на нашей станции по домам, а потом вдруг сказали: «Собираемся и едем дальше». Они сели в вагоны, а их разбомбили немцы. 12 вагонов детей! И когда я спрашивала маму об этом, она отвечала: «А что я тебе буду рассказывать, как мы собирали руки и ноги, головы по деревьям и потом захоранивали все это?».
Есть потрясающая история о том, как выжила одна девочка. Местные ребята разгребали кучи тел, и один мальчишка увидел игрушку. Он потянулся за ней и, оказалось, эту игрушку держала ручка. А девочка находилась под грудой тел. Он потянул ее и в результате девочку освободили. Эта женщина до сих пор жива. Поэтому то поколение предпочитает не говорить о войне.
А сегодняшнее поколение разное. Есть те, которые идут и защищают Родину. Это осознанное поведение. Они жертвуют собой ради того, чтобы мы могли здесь жить.
Расскажу еще одну историю. Друг моего брата Сергей Поляк с 2014 года – доброволец на Луганщине. В 2015 году он по делам приехал в Питер, и когда мы встретились, я повесила на него медальон Спас нерукотворный. Он сделан из серебра, где-то полтора миллиметра толщиной. Мне пришло это свыше – повесить на него этот медальон.
Через месяц Сергей позвонил мне и говорит: «Ты знаешь, рядом разорвался снаряд, осколок пробил бронежилет и ударил в медальон. Причем не в лик Иисуса, а в молитву. Он выгнулся, как скорлупка от яйца. Было сломано два ребра напротив сердца». В итоге Сергей остался жив. Недавно он получил звание героя России.
На другого человека с позывным Странник я в 2023 году повесила иконку 90 псалома. Врачи были в изумлении, потому что два осколка сделали дырки в костях на ногах, но не раздробили кость. А третий осколок прошел на шее сзади, не зацепив позвоночник.
С 2016 года я член Союза добровольцев Донбасса, потому что я посылала им помощь еще тогда. Мы молимся за наших воинов.
Недавно я отмечала юбилей – 65 лет, из них 50 лет работы в кинематографе. И в Доме кино на Васильевской проводила творческий вечер.
Я подняла тысячный зал и сказала: «Дорогие друзья, давайте встанем. Давайте пошлем свою любовь, благодарность, помолимся за тех, кто находится на переднем крае. За тех, кто ранен, кто ушел». Весь зал встал!
А еще я видела видео с отцом Михаилом Седекой. Священник говорил, что к нему пришел один раненый и рассказывает: «Мы были разведгруппой, пришли «за ленточку» и нас накрыли. Я потерял сознание от ранения. Вижу, что надо мной склонились ребята и спрашивают меня: «Ты с нами или здесь останешься?».
А я спросил: «С вами – это куда?». Они отвечают: «Мы на небо». Он говорит: «Нет, я здесь». Они сказали: «Ну если здесь, то иди по светлячкам» и исчезли.
Боец говорит: «Я прихожу в сознание и смотрю вокруг меня уже лежат мертвые ребята». Я остался один, раненый и начинаю думать об их словах и вдруг вижу: один светлячок, второй, третий. Я поднялся, как мог, и пошел на их свет, дошел до наших. Те обалдели, потому что связи не было. Я рассказал ребятам, что все погибли. Бойцы удивились и сказали: «А как ты вообще дошел сюда? Ты прошел два минных поля – их и наше». Я признался, что шел по светлячкам». Потрясающая история!
Все наши ребята – герои, потому что они там, а мы здесь. И они нас защищают!
- Вас связывает что-то с Беларусью?
- Я и снималась там как актриса, и снимала сама свой второй фильм «На тебя уповаю» о детском доме, как раз в Минске. Несколько съемочных дней было в Москве, но в основном все съемки проходили в Беларуси. За эту картину я получала разные призы, показывала ее на разных фестивалях. Но в прокат ленту не взяли, потому что был 1992 год. И прокатчики сказали: «Зачем вам такое грустное кино?».
Но, слава Богу, когда я получила призы за эту ленту в Магнитогорске и Швейцарии, через четыре года ее стали показывать по телевидению. Картина воздействует на людей очень серьезно. Там снималась Ирочка Розанова (Ирина играет злобную няньку, у которой там же свой ребенок), а еще Володя Ильин, Дима Певцов, Сережа Баталов. Потрясающий тандем взрослых актеров и пятилетних детишек!
Помню, мне звонит Ирочка и говорит про слова одной ее подруги: «Дочка посмотрела кино, перестала ругаться на ребенка».
Я показывала этот фильм начальным классам, спрашивала: «Знаете, что есть ребята, которые живут без родителей?». Они сказали: «Знаем». После просмотра один мальчик меня так за ноги обнял, стоит, на глазах слезы, говорит: «Мне так их жалко».
Одна девочка тоже взгрустнула. Я их спросила: «А вы сделали для себя какие-то выводы?». А девочка ответила: «Я поняла, что не надо с мамой ругаться».
Я очень люблю свою ученицу Наташу Галузу. Она училась у меня, когда я преподавала в Академии Нестеровой. Она была у меня вторым режиссером на сериале «Женщина без прошлого» и уже режиссером-постановщиком сериала «Кармелита. Цыганская страсть». Очень талантливая девочка и чудесный человек.
У нее двое своих и двое усыновленных сыновей – ватага пацанов. Они с ее мужем Володей – удивительные люди. В Минске руководят кинофестивалем «Киносвет». Володя снимает короткометражки.
Замечательная семья Волчеков – мультипликатор Игорь и его жена Наталья - монтажер. Она как раз и монтировала фильм «На тебя уповаю». Прекрасная семья, с которой мы дружим.
Замечательная страна! Вызывают уважение выступления Александра Лукашенко. Особенно последнее, что видела: «Попробуйте только стрельнуть, я вам отвечу сразу». Настоящий хозяин!
У меня мама всегда говорила такую фразу: «Какой порядок в доме, так и внутри». Удивительный, мощный человек, яркая личность, всегда думает о людях. Белорусы – очень теплая нация, они добродушны и приветливы. Дай Бог всем здоровья и крепости духа в это сложное время.
- Вы ведь работали и на Украине…
- Да. Я работала и в Беларуси, и на Украине. И там есть огромная разница по отношению к людям и к работе. В Беларуси все на подхвате, любой человек поможет, подтащит (например, ребенок захотел на горшок) и неважно, его это дело или нет.
В 2013 году я снимала на Украине сериал «Пока станица спит». Там ты просто так не попросишь что-то сделать стоящего рядом, тебе скажут: «Мне за это не платят».
Мы с мужем пробыли на Украине девять месяцев и за это время мы ни у кого не были в гостях, притом что я знала этих актеров много лет.
В Киеве мы жили напротив Киевско-Печерской Лавры, сходили в местную лавку, увидели там икону Иоанна Кронштадского. Она стояла на полу и словно светилась, «просилась» к нам. Мы с Пашей ее купили, идем мимо Лавры, и вдруг у него, и у меня открывается духовное видение, и мы видим Иоанна Кронштадского на тонком плане. Он стоит напротив Лавры и рыдает! Эта икона сейчас у меня дома.
- Вот вы уже немало сказали о патриотизме. А как относитесь к певцу SHAMAN, который стал символом патриотического направления в музыке?
- Мне он очень нравится, потому что то, что он поет, важно. У нас на каждый роток не накинешь платок. И люди из зависти могут говорить все что угодно. Я, как тонко чувствующий человек, вижу, как SHAMAN отдается своему делу.
Через него идет мощнейшая работа по воздействию на людей, на их чувства, их воспитание. А музыка и пение, как писали еще древние христиане, - это высшая степень прославления Бога. Сочетание слова и музыки!
У этого артиста очень честные тексты. Это человеческая позиция, а не просто развлечение. Я за него обеими руками! Дай Бог ему здоровья и сил, вдохновения, потому что еще Григорий Палама говорил: «Вдохновение – это один из видов энергии Святого Духа».
На мой взгляд, SHAMAN является проводником, потому что то, что он делает, воздействует на людей чисто, светло и правильно. Неслучайно его так любят.
- Он стал для многих кумиром. А вот вы сами в интервью говорили, что поклоняться кумирам не очень хорошо…
- Один мой друг – целитель Виталий Николаевич Воскобойников – сказал очень правильную, на мой взгляд, фразу: «Слова назидают, примеры влекут». Кумира не надо создавать, потому что любой человек несовершенен.
Пример – это одно, а кумир – когда ты ставишь себя ниже. Господь создал нас так, что двух одинаковых людей нет. И в каждом человеке заложена Вселенная.
Философ в моем дипломном фильме «Новый год» говорит, что «живем секунду», а миры вбираем в сознание. Любой человек может расширять свое сознание, замечая окружающий мир. Видишь, как другие работают? Замечательно! И пусть это будет для тебя примером!
- Вы в своем интервью также говорили, что предпочитаете работать с личностями. Вы видите такого человека сразу?
- Это же ощутимо. И потом, я вижу актеров в других работах, и многие раскрываются в них. Когда мне говорят, что духовный мир человека и его сознание – нечто сокрытое, то я могу с этим поспорить. Они видны, как человек стоит в очереди. Мы же проявляемся везде и в любую секунду.
Любой человек стоит перед выбором, как поступать – обмануть или не обмануть, растолкать, помочь или пройти мимо.
«От полноты сердца говорят уста». Если ты хочешь понять, чем ты полон, послушай, о чем ты говоришь. Слова же творят реальность, в которой мы живем.
- Наверное, люди меняются в основном через страдание…
- А кто как, кому как повезет.
- А вы как?
- Мне 65 лет, 50 из которых я в кино. Я работала и в театрах, и с огромным количеством людей. Поэтому я менялась через всё. И негативный опыт зачастую бывает полезнее, чем нейтральный, потому что он формирует твое отношение к чему-либо. Любой наш комментарий – это тоже наш плод и проявление нашей личности.
- Каковы ваши ближайшие планы?
- Я поеду в Ростов. Возможно, приму участие в одном театральном фестивале в качестве представителя жюри. Также собираюсь быть председателем жюри на кинофестивале в Тобольске. Так что дел много!