САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Под стягом Святого Георгия

С 17 по 26 июня в Москве прошел 32-й Московский Международный кинофестиваль. Его президент Никита Михалков дважды встречался с журналистами.

С 17 по 26 июня в Москве прошел 32-й Московский Международный кинофестиваль. Его президент Никита Михалков дважды встречался с журналистами. – Очень хочется, чтобы программы фестиваля привлекли к себе внимание как можно большего числа зрителей, – говорил Никита Сергеевич на первой встрече. – Потому что фестиваль – это все-таки кино. Что скрывать, было время, когда нас волновало, как лучше принять гостей да напоить их так, чтобы не помнили, где были. Сегодня многие фильмы люди могут посмотреть в Интернете. Значит, предлагать им нужно что-то такое, чего они не найдут там или вообще не знают о существовании этого. Экран – это не компьютер, это – «долби», стереосигнал, это – общение через экран с теми, кто сидит рядом, это всегда акция. Почему и важно разнообразие программ, что, кстати, не исключает приемов, праздников, гала-концертов.
И хотя отборщиков и меня будут ругать по определению, хочу напомнить: когда мы начинали поднимать фестиваль, «Цирюльника» я показывал с тридцатью копиями в 36 кинотеатрах, а сегодня их число перевалило за 2 тысячи. Мы перестали болезненно относиться к тому, приедут или нет мировые звезды первой величины, потому что решили, что не будем платить за приезд в нашу страну. Еще вопрос, кто кому должен платить, приезжая в Россию, где существует, скажем, такая литература.
Фестиваль вошел в русло, и теперь мы задумываемся о рынке, а для этого нужно серьезно наладить систему проката. Сейчас 70 процентов населения страны не обслуживается кинематографом, прежде всего малые города. А появится рынок, будет около 100 млн зрителей, которые не по одному разу ходят в кино. Вот уже 3 года на фестивалях я могу смотреть кино или общаться с журналистами, не отвлекаясь на решение организационных проблем. Все звенья фестиваля работают по своим схемам, мое дело все это соединить.


Михалкову задали много разных вопросов. В частности, корреспондент «СВ» поинтересовался, почему никак не становится конкурсным показ программы документального кино «Свободная мысль».
«Для того, чтобы обращаться с заявкой о новом конкурсе в Министерство культуры, мы должны быть уверены, что в ближайшие 3-5 лет фестиваль будет работать. А у нас, вы знаете, тендер проводится за 2-3 месяца до начала ММКФ. Это безумие. Люди должны работать весь год – ездить по миру, налаживать контакты, отбирать картины. И за это они должны получать зарплату. Таким же образом следует подходить к приглашению гостей, заранее узнавать, смогут ли они приехать, то есть в течение года вести эту рутинную работу. У нас же все делается спорадически. Вот и получается все по мосфильмовской пословице: «Что получилось, того и хотели». Проблема серьезная, но, думаю, мы ее решим...»
Никита Сергеевич сказал, что никогда не контролирует работу отборщиков картин и не дает советов жюри. Во-первых, потому, что «не любит делать то, что не делает хорошо», а во-вторых, не хочет получать обратный результат. Однажды, было дело, позволил себе дать совет жюри, и картину так «измордовали», мало никому не показалось. Так что присуждение Гран-при русским фильмам – дело рук исключительно жюри. И Михалков не был бы Михалковым, если бы не рассказал байку про то, как вручаются призы на некоторых международных фестивалях. Русская картина тогда затерялась на таможне, и Никита Сергеевич вступился за нее перед директором фестиваля. Фильм поискали, но не нашли. И тогда директор пригласил Михалкова в потайное помещение, где стояли призы: «Выбирай». И Спецприз жюри фильму соотечественника был обеспечен. На «Мосфильме» выпустили поздравительную «молнию»…


Рассуждая об эксклюзивах программ ММКФ, Михалков отметил, что уровень кино стал ниже во всем мире. «Ушло великое поколение, а молодое еще не набрало вес. Все переживают безвременье. А амбиции у всех схожи – и в Канне, и в Венеции мечтают об азиатском и американском эксклюзиве, об интересных гала-программах, о скандальных лентах. Признание на этих фестивалях дает картине широкую дорогу в прокат. Но с точки зрения качества кино уровень программ нивелировался во всем мире. Мы имеем возможность комплектовать много разных программ, собственно, то же самое показывают в Венеции и в том же Канне. Так, несколько лет назад в Венеции сделали программу «Музыкальное кино России», где среди других показывали фильм «Волга-Волга».


«Не могу сказать, что ММКФ определяет рыночную судьбу картин, для этого должен существовать мощный прокат – целая индустрия с электронными билетами, обслуживающая большинство жителей страны. Конечно, на картине, получившей приз ММКФ, какое-то время фокусируется внимание, но сказать, что она «рванула», мы не можем. Пока это обмен мнениями среди профессионалов. Вот перевалим хотя бы за 5 тыс. экранов – тогда поговорим. А сегодня за перспективный рынок готовы побороться многие. Наши западные партнеры с огромным удовольствием вложат сотни миллионов долларов в создание этой сети. И если у нас не будет достойного кинопроизводства, ее наполнят картинами, которые к нам и привезут, то есть сделают рынок для себя».


«Что касается новой системы финансирования, ложь и неправда то, что деньги распределяю я, а будет ли система перспективной – не знаю… Положительно то, что будут известны имя, отчество и фамилия людей, которым доверили деньги, и они должны будут ответить достойной продукцией. А то, знаете, огромное количество картин запущено, а выхода нет – «творческие неудачи», сплошная коллективная безответственность. И я понимаю, когда государство говорит: «Вы покажите, что вы сделали, а мы сами решим, что это такое». А вот почему возник такой скандал вокруг артхауса, мне непонятно, в Минкульте на это кино оставлено около 2 млрд рублей. Другой вопрос, что невозможно жить только артхаусом, образно говоря, питаться лишь жареными лапками лягушек, недели через две вы потребуете кашу и картошку с огурцом. То есть артхаус должен существовать рядом с кино большого стиля, как, собственно, было в Советском Союзе при всех неурядицах. Вместе с Бондарчуком работали Тарковский, Кира Муратова, Герман. Да, их картины лежали на полках, но они снимали свое кино».


«Часть кинокритики, занимающаяся исключительно моей персоной, а не искусством, я уже говорил, для меня умерла. А по поводу того, что 97 человек подали заявление о выходе из СК: человек 30 из них не состояли в Союзе, а из тех, кто остался, от 5 до 10 лет не платили взносы и, по правилам, давно должны быть отчислены, два человека по 30 лет живут за границей... К слову сказать, один из них – Отар Иоселиани – написал на Каннский фестиваль письмо с требованием снять мою картину из конкурса, а если не снимут, потребовал взять свою. Чтобы «сохранить лицо фестиваля». Подчеркиваю, что делюсь с вами информацией, которую получил лично от одного из руководителей Каннского фестиваля. А заявления о выходе из СК честно написали четыре человека. Мои же оппоненты, когда предлагалось поговорить открыто лицом к лицу на Первом канале, перед многомиллионной аудиторией, дойдя до ТВ и узнав, что я буду, ушли…»

«Мужчина и женщина» стала первой картиной, в которой я увидел, как из ничего возникает великое искусство. Недавно, пересмотрев, обратил внимание на детали – как он кладет ей руку за спину и не касается ее. То есть он и рядом, и его нет, невероятно тонкие вещи. Это очень большой режиссер. Сам он с удовольствием рассказывает, как учился у нас, работая ассистентом оператора на картине «Летят журавли». И то, что Клод Лелюш получил у нас приз «За вклад в мировой кинематограф», – очень правильное решение. На фестивале есть, конечно, крен во французскую сторону, но это можно объяснить взаимным «Годом». А с точки зрения механизма киноиндустрии французский кинематограф – самый продвинутый и самый бесстрашный. Считаю, нам многому можно поучиться у него».

Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: Нет гарантии, что Запад не использует ядерное оружие
  2. В России появилась новая схема экономической атаки через рынок жилья
  3. Владимир Зеленский отказался от помощи Запада в организации переговоров с Россией
  4. Александр Лукашенко помиловал 31 осужденного за преступления экстремистской направленности
  5. Союзные парламентарии обсудили вопросы разработки и реализации программ в области экологии
  6. На семинаре при Парламентском Собрании выработаны рекомендации по обеспечению экологической безопасности
  7. Александр Лукашенко предложил выдвинуть Трампа на Нобелевскую премию, если он прекратит войны
  8. Владимир Зеленский впервые с начала спецоперации прилетел в Венгрию
  9. Польша установит бетонные ежи на границе с РФ и Беларусью за три дня
  10. Вячеслав Володин: Пришло время политиков, которые думают о развитии своих стран и народов
  11. Владимир Джабаров: Условия Трампа по Украине не являются обязательными для России
  12. РИА: Владимир Путин может пообщаться с Трампом до инаугурации
  13. Александр Лукашенко показал мастер-класс на чемпионате по колке дров и презентовал белорусский топор
  14. Александр Лукашенко: Трамп -- это мощь!
  15. Министерство обороны: Россия освободила Кременную Балку в ДНР

Парламентское Собрание

Жанна Чернявская: «Наша работа – программная, целенаправленная»

В Санкт-Петербурге прошло заседание Комиссии Парламентского Собрания по природным ресурсам, экологии и охране окружающей среды

Политика

Дональд Трамп триумфально возвращается!

- Штаб Камалы сейчас полностью затих: пытаются найти светлые места на темной карте. Потому что даже такие традиционно синие, демократические штаты как Вирджиния, их в этот раз подвели, - эти слова репортера CNN отлично характеризуют выборы в США.

МНЕНИЯ

Хорош ли «пляшущий дед» Трамп для России?

Михаил Васильев

Мир вступил в период полной неопределенности


Освободители стали врагами

Павел Родионов

6 ноября – 81-я годовщина освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков. Однако в столице Украины никаких торжеств, разумеется, не будет.

Долго ли Слон будет терпеть Моську?

Валерий Чумаков

Израиль просто физически не сможет одолеть Иран. Без сторонней помощи.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также