САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Уроки добрым молодцам

Гран-при 32-го Московского Международного кинофестиваля вручили венесуэльскому фильму «Брат» Впервые за время существования фестиваль проводился в дни рекордной жары в столице. Асфальт плавился, но залы кинотеатра «Октябрь» были переполнены. И на заключительном брифинге с журналистами президент фестиваля Никита Михалков отрапортовал, что за 9 дней более 120 тысяч зрителей посмотрели около 340 фильмов (из них чуть больше половины зрителей посмотрели фильмы российского производства). При этом в Москве побывало около 500 иностранных гостей.

Гран-при 32-го Московского Международного кинофестиваля вручили венесуэльскому фильму «Брат»

Впервые за время существования фестиваль проводился в дни рекордной жары в столице. Асфальт плавился, но залы кинотеатра «Октябрь» были переполнены. И на заключительном брифинге с журналистами президент фестиваля Никита Михалков отрапортовал, что за 9 дней более 120 тысяч зрителей посмотрели около 340 фильмов (из них чуть больше половины зрителей посмотрели фильмы российского производства). При этом в Москве побывало около 500 иностранных гостей. Французская нота на фестивале была ощутима изначально – пере-
крестный Год Франции – России. Фильмами открытия и закрытия стали ленты из Франции. Москвичи с радостью приветствовали Клода Лелюша с его новой картиной «Женщина и мужчины», премьера которой на родине автора состоится только три месяца спустя. В Москве всегда рады видеть человека, который имеет прямое отношение к шедевру Михаила Калатозова «Летят журавли». Тогда, 53 года назад, Лелюш снимал документальное кино о съемках «Журавлей», попутно беря уроки у мастера. Потом сумел порекомендовать картину Каннскому фестивалю, и ее взяли в конкурс. Продолжение знают все – Золотая Пальмовая ветвь фильму (первая и пока единственная в России).
Именно тогда Лелюш влюбился в кинематограф, да и с главной темой своих поисков определился. «Для меня любовь как бензин, который заливают в бензобак, – признался мастер. – Своей жизни без любви я не мыслю». В новом фильме он словно подводит итоги своей деятельности, и героиня Одри Дана для него больше, чем просто женщина, которая любила и которую любили. Она сама и есть его Любовь, Родина и Мечта. Клод Лелюш был награжден на открытии призом за вклад в мировой кинематограф.
Жюри основного конкурса возглавил его земляк Люк Бессон, порадовавший всех «Необычайными приключениями Адели». Мумии из Лувра, разгуливающие по Парижу ночами, летающие птеродактили и легкомысленная героиня Луизы Бургуэн, журналистка в духе комиксов Жака Тарди – это, скорее всего, то, о чем и мечталось зрителю в зловещем мареве зноя. Правда, конкурсный фильм французов – «Это начинается с конца», представленный семейной парой Михаэля Коэна и Эммануэль Беар, вряд ли сказал новое слово «о свойствах страсти», но «французская женщина», когда-то отмеченная в Москве как лучшая актриса, на закрытии по праву получила приз Станиславского «Верю!».
В разных программах фестиваля можно было посмотреть фильмы трех патриархов французского кино – ретроспективу Клода Шаброля, фильмы Жана-Люка Годара и Алена Рене. Жанну Моро, Натали Бай и Фанни Ардан мы увидели в красивейшем фильме призера Венецианского фестиваля, тайваньца Цай Минляна – «Лицо». И совершенный шедевр – «Океаны» – показал зрителям в программе документального кино «Свободная мысль» всемирно известный француз Жак Перрен. Посмотрев этот фильм, вы будете жить с сознанием, что будни и праздники обитателей океанов продлятся до тех пор, пока вы с сотоварищами, лично вы, будете их охранять и не дадите погибнуть. Экран напоит вас такой красотой, что никакой негатив не достанет вас в ближайшие дни, а то и недели.
* * *
Собственно, программа основного конкурса, как и «Перспектив», с первых показов убедила в том, что на 32-м ММКФ главным действительно было кино. Внимательный зритель уже на третий-четвертый день обнаружил то, с чем можно сверять часы, – венесуэльский фильм «Брат» Марселя Раскина (Гран-при жюри, «Слон» от критиков и приз зрительских симпатий). Хотя конкурс разворачивался причудливо: что ни день, то новый ответ братьев по соцлагерю – России. Обилие этих «ответов» порой просто пугало. В самом деле: «Как рай земной» Ирены Павлазковой (Чехия, лучшая женская роль Вилме Цибулковой) – о жизни чешских диссидентов в преддверии 1968 года и «Берлин, Боксхагенер Платц» Матти Гешоннека – о революционных событиях в западной части Берлина (за несколько лет до этого разделенного стеной). «Последний донос на Анну» Марты Мессарош – о жизни в эмиграции Анны Кетли, боровшейся с социалистическим режимом и правительством Яноша Кадара, и польская «Розочка» Яна Кидавы-Блоньского – о борьбе с врагами коммунистического режима в Польше. Ответы – один жестче другого, фильм «Катынь» Анджея Вайды словно открыл шлюзы, России оставалось только каяться и кланяться.
Призом за режиссуру жюри наградило режиссера «Розочки», где студентка, завербованная женихом-гэбистом, соглашается следить за профессором университета, известным писателем. Но влюбляется в него, а проклятый коммунистический режим губит всех и вся. Ян Кидава-Блоньский принял награду с энтузиазмом и заявил, что привез новую версию Барбары Брыльской в Россию (Магдалена Бочарская). Но сравнения с «нашей Надей» у журналистов Магдалена не выдержала.
Поляки вообще преуспели в разработке темы – и в «Перспективах» взяли главный приз за картину «Реверс» Борыса Ланкоша – дебютанта в полном метре. На этот раз «Розочка» ведет себя нестандартно. Возможно, ввиду отсутствия красоты и сексапильности. Получив от кавалера предложение «сотрудничать», Сабина отравляет его, а потом вместе с мамой-аптекаршей растворяет тело в кислоте. Этот пассаж тут же заставил критиков вспомнить творения Тарантино и братьев Коэнов. Но в черной комедии Ланкоша припасен еще один ход – кости бедного гэбиста героиня прихоранивает в котловане, в котором вот-вот заложат фундамент сталинской высотки (на дворе 50-е). А реверс – обратный ход – заключается в том, что сыну, родившемуся от неудачливого вербовщика, Сабина рассказывает историю о черном воронке, увезшем героя-папу в одну из ночей.
Картину Ивайло Христова «Следы на песке» (Болгария) можно было бы поставить в ряд с этими работами, но когда в эмиграции, где герой ищет долю, его спрашивают, за что его исключили из школы, он отвечает правдиво: «За хулиганство». «За политику», – подсказывают ему, но Слави знает, что судьбу обретают, посеяв однажды поступок, а потом – характер, из сложного триединства она и рождается. Спецприз жюри и приз за лучшую мужскую роль (Ник Хелилай) получил полнометражный дебют Йоханнеса Набера «Албанец». Все за тот же поиск доли, в котором вроде все средства хороши. А вроде и нет… Ник Хелилай во всеуслышание объявил, что этим призом ММКФ снискал себе славу фестиваля, повернувшегося лицом к молодым.
Вторая половина конкурса, как и обещал программный директор Кирилл Разлогов, была с латиноамериканскими корнями. И здесь зрители с удовольствием встретились с лентой Отмана Карима, призера ММКФ, «Дорогая Элис» (Швеция), с картиной классика югославского кино Срджана Карановича «Беса», где исполнителю главной роли Мики Манойловичу прочили приз. Как всегда, интересен был дебют румынов – «Разные матери» Михая Ионеску и Тибериу Иордана. Фильм снят в минималистской манере, где киношники в течение суток ловят удачу на вокзале. Болтают о разном, но больше почему-то о матерях. Из коротких реплик вырастают целые миры взаимоотношений молодых мужиков с мамами, и какие же они разные. А в финале ставится жуткая точка. Сама госпожа Реальность приходит к документалистам в гости. Полицейские просят их показать пленку и обнаруживают на заднем плане доказательство убийства. А девушка всего-навсего пытается оставить в автоматической камере хранения чемодан
(с останками матери). Румыны сняли кино по реальной истории, произошедшей с Кшиштофом Кислевским. Пережив шок, режиссер навсегда оставил документальное кино. Да еще и заявил, что игровое кино «более правдиво отражает жизнь».
Россию представлял в конкурсе фильм Юрия Шиллера «Воробей», настоящая поэма на деревенскую тему. И какое же было отдохновение глазу увидеть зеленые сибирские просторы, табун лошадей и проникнуться на этом фоне историей семейства благородных деревенских людей, где и дед, и отец Воробьевы отвечали всегда за коней. Конфликт ожидаем – табун держать все накладней, особенно когда деньги на зарплату потрачены на свои нужды, и председатель сельсовета решает продать коней на мясо. У деда-конюха едва не инфаркт, отец тоже в растерянности, но ранним утром на деревянном мостике первой машине с лошадьми дорогу преграждает 10-летний малец.
Кричит: «Стой, застрелю!» И дедову винтовку охотничью на-
ставляет. Перед напором Воробья сдается сам председатель. Как говорится, сказка ложь, да в ней намек… А извлекать «уроки» добрым молодцам давно пора. Юрий Шиллер, известный новосибирский документалист, призер множества международных и отечественных фестивалей, знает об этом как никто. Русский по тональности, душевный, пронзительный фильм, своего рода брат венесуэльскому «Брату» – победителю.
Кроме двух конкурсов на фестивале показали около 20 внеконкурсных программ и несколько ретроспектив. Особо привлекли зрителей документальная «Свободная мысль» и «Интонация» Александра Сокурова. В «Гала-премьерах» показали «Брестскую крепость» Александра Котта – первый проект Союзного государства. Смотреть этот фильм было также тяжело, как когда-то «Иди и смотри» Элема Климова. Но не смотреть его было невозможно. Съемочную группу во главе с продюсерами Игорем Угольниковым, Рубеном Дишдишяном, Владимиром Заметалиным можно поздравить – они вовремя подхватили эстафету из рук писателя Сергея Смирнова.
Никита Михалков отметил, что в этом году заметен всплеск интереса к российскому кино, что само по себе радует. В день закрытия Российской программы в Доме кино показали три замечательных фильма – «Фонограмму страсти» Николая Лебедева, «Воробья» Юрия Шиллера и «Человека у окна» Дмитрия Месхиева. Когда на брифинге Михалкова спросили, возможно ли, чтобы фильмами открытия и закрытия на ММКФ были русские картины, он задумался. И произнес: «Красивый вопрос. Будем думать…»

Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Володин: «закон Путина» об индексации пенсий работающим пенсионерам — это закон, который ждали все
  2. Завальный: Ситуация на российском рынке нефти и нефтепродуктов стабильна и управляема
  3. Госдума обязала иностранцев, получающих гражданство РФ, вставать на воинский учет
  4. Белоусов: РФ рассматривает Индонезию как одного из важнейших партнеров в АТР
  5. Путин в Кремле встретился с избранным Президентом Индонезии
  6. Обращение ГД «К Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину по вопросу корректировки подзаконных актов в сфере миграционной политики»
  7. В России запретили продажу энергетиков детям
  8. Госдума не дала многодетным отцам право на отсрочку от мобилизации
  9. Госдума приняла более 100 «военных» законов с начала СВО
  10. Кузнецова: Госдума приняла более 30 законов в поддержку семей участников СВО
  11. Россия и Беларусь взаимно упростили взыскание алиментов
  12. МВД: Корабли Каспийской флотилии провели морской бой с условным противником в рамках масштабных учений ВМФ России
  13. Джабаров: Кто бы ни стал президентом США, он не будет пророссийским
  14. Ткачев: Поправки в Закон о связи, где теперь регламентируется возможность покупки сим-карт
  15. Исполнивший роль голого Диониса на открытии Олимпиады в Париже Филипп Катерин принес извинения

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Поздно спохватились

Татьяна Вахромеева

Военная стратегия США на поверку оказалась провальной.

Принять за 16 минут

Валерий Чумаков

Депутаты Государственной Думы за один день приняли два десятка важнейших законов

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также