Кино о вечном
Подведены итоги ХIX Международного кинофорума «Золотой витязь» В этом году в конкурсе приняли участие более 200 лент из 30 стран. Уникальность нынешнего киносмотра в том, что он выступает уже не самостоятельно, а как составная часть обширной программы Первого Славянского форума искусств.
В этом году в конкурсе приняли участие более 200 лент из 30 стран. Уникальность нынешнего киносмотра в том, что он выступает уже не самостоятельно, а как составная часть обширной программы Первого Славянского форума искусств. Открывая торжественную церемонию, президент кинофестиваля Николай Бурляев напомнил о том, что именно с кинематографа начиналась история фестиваля «Золотой витязь» 19 лет назад.
– Из всех видов искусств кино – это, пожалуй, главное идеологическое оружие государства, – говорит президент фестиваля. – Не говоря уже о том, что кино – это синтез всех искусств.
В этом году заметно расширилась география кинофорума. Награды разъедутся по самым разным уголкам планеты, от Балкан до Японии. Национальность режиссера и актеров не важна – важны христианские ценности, которые несет в себе произведение, уверяют организаторы кинофорума.
Первыми дипломы и призы получили создатели детских фильмов. «Бронзового витязя» и диплом получили фильмы «Щенок» российского режиссера Марии Евстафьевой и «Принцесса и лягушка» Рона Клементса и Джона Маскера. По решению жюри «Золотого и Серебряного витязя» присуждать не стали. Как рассказала его председатель Дарья Бурляева, обратившись от лица юного поколения XXI века, «хотелось бы, чтобы в России создавалось больше хороших и добрых фильмов для детей». Ситуацию разъяснил Николай Бурляев: жюри не смогло отобрать для высших наград ни одного качественного полнометражного российского фильма. По его словам, этот скорбный факт – показатель не просто проблемы, а настоящей культурной катастрофы.
– Детское кино в нашей стране сегодня находится в катастрофическом положении, – говорит президент кинофестиваля. – О чем мы думаем? Как можно с таким безразличием относиться к духовному воспитанию подрастающего поколения? Сегодня оно растет исключительно на американской кинопродукции. И только представьте, какое поколение у нас вырастет.
Гран-при фестиваля получила картина российского режиссера Владимира Хотиненко «Поп». Фильм, основанный на реальных событиях, рассказывает историю псковской духовной миссии, возрождавшей храмы в зоне оккупации в годы Великой Отечественной. Прототипом главного героя, сыгранного Сергеем Маковецким, стал о. Иоанн (Крестьянкин). Именно роль о. Иоанна, сыгранная Маковецким, была признана жюри фестиваля лучшей мужской ролью. «Этот фильм говорит о том, что поднимается в России новая волна русского кинематографа, который утверждает традиции и высокую духовность», – сказал об этой картине Николай Бурляев, вручая награду.
Диплома и приза Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в номинации «За верность нравственным идеалам в киноискусстве» удостоились оператор Илья Демин за работу в фильме «Поп» и картина «Волки» белорусского режиссера Александра Колбышева. Почетные награды были вручены председателем Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, членом Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности Виктором Водолацким. Обращаясь к организаторам и участникам фестиваля, Виктор Водолацкий подчеркнул важность государственной поддержки искусства, которое сохраняет вечные духовные ценности славянских народов.
– С нашей стороны главная задача – сделать так, чтобы как можно меньше упреков в адрес власти звучало с этой сцены. Мы должны быть вместе и заодно с теми, кто несет миру такое искусство. И тогда славянскому братству и единству – быть, – заявил Виктор Водолацкий.
Неожиданностью стало присуждение двух «Серебряных» и двух «Золотых витязей» в номинации «Лучший художественный фильм». «Серебро» завоевали японская картина «Ушедшие» режиссера Йодзиро Такита и картина узбекского режиссера Джахангира Касымова «Вода». «Золота» удостоились российская картина «Верую» Лидии Бобровой по мотивам одноименного рассказа Василия Шукшина и «Святой Георгий убивает змия» режиссера Срджана Драгоевича из Сербии.
Братья-славяне из Сербии стали бесспорными лидерами по числу наград на нынешнем кинофоруме. Лучшим художественным фильмом была признана уже упомянутая картина «Святой Георгий убивает змия» режиссера Срджана Драгоевича. Это героическая драма о мужестве простых сербов, которые во время войны на Балканах противостояли натиску турков. Также высшую награду сербы получили в конкурсе «Дебютные и студенческие фильмы». Своего «Золотого витязя» завоевал фильм «Эргастоло. Высшая мера» режиссера Тамары Поповой. В этой же номинации диплом «За обращение к социальной проблематике» получила картина «Поденная плата» режиссера Сары Прерадович.
Многими наградами были отмечены работы белорусских кинематографистов. В номинации «Полнометражные документальные фильмы» специальным дипломом «За лучшую работу оператора» была отмечена лента Игоря Бышнева «Река жизни». Кинодокументалист Галина Адамович за свою ленту «Дар» была удостоена бронзовой награды. Среди дебютных и студенческих фильмов спецдиплом «За музыкальное решение фильма» получил начинающий режиссер Игнат Сидорчук за ленту «Исповедь». Кроме того, дипломом «За лучшую кинопритчу» был награжден белорусский анимационный фильм «Птаха» Александра Ленкина.
В завершение торжественной церемонии духовник кинофорума, настоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках протоиерей Владимир Волгин отметил, что «во всех картинах, представленных на форуме, чувствуется духовность, свет, любовь». Именно то, чего, по словам организаторов кинофорума, не хватает сегодняшнему зрителю, и то, чем зачастую пренебрегают многие организаторы современных кинофестивалей в своей отборочной политике.
Татьяна КУТАРЕНКОВА