САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

«Запретный плод» всегда сладок

В Иванове закончился IV Международный кинофестиваль им. А. Тарковского «Зеркало» Что скрывать, гений кино Андрей Тарковский и сегодня задает нам задачки. И только на первый взгляд они могут показаться кому-то простыми. В полной мере это стало очевидным на IV МКФ им. А. Тарковского «Зеркало», который проходил в Иванове с 24 по 30 мая.

В Иванове закончился IV Международный кинофестиваль им. А. Тарковского «Зеркало»

Что скрывать, гений кино Андрей Тарковский и сегодня задает нам задачки. И только на первый взгляд они могут показаться кому-то простыми. В полной мере это стало очевидным на IV МКФ им. А. Тарковского «Зеркало», который проходил в Иванове с 24 по 30 мая. Казалось, куда как просто – ниша зияла, в России, где каких только фестивалей ни проводится, не было фестиваля, посвященного создателю «Андрея Рублева» и «Зеркала». В какой-то момент все сошлось – современно мыслящий губернатор Михаил Мень с инициативной командой, меценаты, разделяющие мысль о том, что бизнес имеет смысл лишь в том случае, если ему «интересно духовное развитие населения» (группа компаний СУ-155, Инвестторгбанк, «Лайф Банк», «Ельцин-центр»), директора ивановских кинотеатров, известные кинематографисты объединились и начали двигать в народ «брэнд» Тарковский. Увы, так теперь говорят. А если не говорят, то отголоски деятельности, связанной с «продвижением брэнда», все равно дают о себе знать.
Но вначале о хорошем. Ивановская земля прекрасна. Сами названия этих мест – Палех, Плес, Шуя, не говоря о Юрьевце и Завражье, которые в какой-то степени можно считать родиной Тарковского, звучат поэзией и в воображении любого человека рождают сонм ассоциаций. Культурная программа фестиваля на редкость обширна, участникам и гостям устраивают экскурсии во все эти уголки и встречают повсюду с той искренностью и радушием, на которые способна подлинно русская душа. Неслучайно у президента-дебютанта «Зеркала», лауреата Каннского фестиваля, народного артиста России Павла Лунгина родилось такое сравнение: Андрей Тарковский совершил в кино то, что русская литература – в мировой культуре, – стал говорить о душе на языке души. Вспомнить только чудесные ясноглазые лица жителей Юрьевца и окружных сел, которые встречали фестивальную команду, приплывшую к ним на теплоходе из Плеса. Русалки, венки, березки в честь Троицы. Брызги из пруда, пироги на любой вкус, яичница, жарящаяся прямо на улице, ряды с изделиями умельцев – из дерева, бересты, соломки – да чего здесь только нет! Поговоришь с людьми, и вот она, душа нараспашку, та самая, русская душа, о которой писали Лесков и Тургенев, Пушкин и Лермонтов – все! Андрей Тарковский воплотил ее на экране ярко и точно.
Но сердцевина любого фестиваля – кино, а Тарковский – ниспровергатель и открыватель истин, по словам Павла Лунгина, бескомпромиссный художник, который не шел на уступки ни идеологии в СССР, ни экономическому давлению на Западе. И конкурсная программа все эти годы, наряду с внеконкурсными показами и всевозможными ретроспективами, мучительно искала свой модуль. В отличие от прошлого года конкурс стал действительно интересным. В нем участвовали 16 стран, и представители 11 из них уехали с призами. И, редкий случай, мнения жюри, журналистов и зрителей, судя по реакции зала, в основном совпали в оценках.
Гран-при отдали картине «Запретный плод» Доме Карукоски (Финляндия – Швеция), остро решающей проблему нравственного выбора молодыми людьми. Героини Аманды Пилке и Марьют Маристо (лучшая женская роль на двоих) живут за городом, в общине лютеранских лестадианцев, где запрещены любые развлечения, алкоголь и косметика, не говоря о добрачных отношениях. Одна из подруг, по примеру сестры, очень хочет вкусить «запретного плода» и объявляет, что лето проведет в городе. Вторая, убежденная лестадианка, бросается ее спасать. Вкусив всего и испугавшись расплаты, девчонки возвращаются в пенаты. Радикалистка благополучно выходит замуж за назначенного жениха, а спасительница ее все же выбирает мирскую жизнь, в которой, кроме соблазнов, оказывается, есть настоящая любовь. Следить за тем, как девушке дается этот выбор, крайне интересно. Потому что это и есть те самые «движения души», которые сделал явными на экране гений Тарковского.
Призом за лучшую режиссуру по праву, а не потому, что председателем жюри был его земляк, директор МКФ в Пусане Ким Дон Хо, награжден Чон Су Иль (Южная Корея – Непал) – за фильм «Гималаи – там, где живет ветер». Режиссер, защитивший в Париже диссертацию «Духовные искания героев Тарковского», убежден, что в жизни каждого человека бывает период, когда он должен поехать в Гималаи. Во всяком случае, с ним, как и с героем фильма, такое было. Картина медитативна, полна дивных пейзажей, которые лечат героя, возвращая ему жизненные силы (еще и Спецприз Инвестторгбанка «За изобразительное решение»). И способность говорить правду тогда, когда очень не хочется этого делать. И еще чудо в том, что вы ощущаете ветер, который дует, не переставая, в этих горах. «Лучшая мужская роль» досталась Юрию Назарову, сыгравшему главного героя в картине Насира Саидова «Истинный полдень» (Таджикистан – Иран – Россия – Нидерланды).
Картина Паймана Хагани «Человек, который ел вишни» (Иран) получила «Слона» Гильдии киноведов и кинокритиков «За верность традициям неореализма». Мы наблюдаем жизненную драму рабочего с фабрики, едва сводящего концы с концами. Его жена подала на развод, потому что он не может иметь детей и в результате должен выплатить ей огромную сумму. С заемом не получается, и в отчаянии человек едва не решается повторить жуткий поступок молодого рабочего, сознательно сунувшего руку под пресс, чтобы получить страховку. Самыми страшными минутами фильма становятся те, где он, сидя у пресса, медленно подсовывает под него перчатку…
Выход находится тогда, когда герой «удачно» бросается под машину и хозяин «Мерседеса» решает его проблему. Эта история борьбы «маленького человека» за выживание полна пронзительной боли за него и острого сочувствия автора. Черно-белый молчаливый экран вспыхнет цветом дважды. В момент, когда герой униженно отдает последние гроши сантехнику, возникнет лицо жены в красной косынке, протягивающей ему пригоршню промытых вишен. И в финале, когда он в больнице, весь в бинтах, будет есть вишни в сиропе, забрызгивая темно-красными пятнами белоснежную простыню.
Журналисты подружились со всеми режиссерами, но всеобщим любимцем стал Никша Свиличич из Хорватии, который вечерами прекрасно пел и играл на гитаре в клубе кинематографистов. «Его картина «Я верю в ангелов» – о том, что любовь существует и ее нужно искать, – получила Спецприз СУ-155 и Приз зрительских симпатий. Никша был так счастлив, что заявил со сцены: «У меня такое ощущение, что я на «Оскаре»!..» Картина Евгения Сергеева-Эпштейна «Переселенец» (Россия – Германия) получила Спецприз «Интерфакса». В новой номинации «Лучший дебют» победил Антон Косков с фильмом «Бездна». Ему был вручен сертификат на сумму 33 тыс. долларов – в надежде на новые свершения.
В «Нашем новом кино» зрители увидели последнюю картину Владимира Мотыля «Багровый цвет снегопада», фильмы-лауреаты: «Кинотавра-2009» – «Волчок» и «Кислород» и 31-го ММКФ – «Палата №6», а также «Фонограмму страсти» Николая Лебедева. Была интересна панорама документальных фильмов Галины Долматовской, но шла она в параллель с конкурсом и пресс-конференциями с актерами, так что журналисты были на ней редкими гостями. А посмотреть было что – «Да здравствует королева, виват!» Георгия Натансона – о Татьяне Дорониной, «Под говор пьяных мужичков» Ирины Бессарабовой – об Андрее Смирнове, «Мужчина, который поет» Петера Риппля (Германия – Россия) – о Сергее Шнурове, «Марина Тарковская. Яблочный год» Ирины Изволовой, «Фотограф» Надежды Майданской – о Миколе Гнисюке. В честь взаимного года Франции и России были показаны французские фильмы о Параджанове и Калатозове Патрика Казальса, об Александре Сокурове Анн Имбер, о Павле Шмарове Николая Тихобразофф. Состоялась ретроспектива военных фильмов «До и после Иванова детства», а также ретроспективы Александра Гордона, друга А.А. Тарковского, и, конечно, самого режиссера. Беларусь была представлена программой анимационных фильмов.
Но сердцевина фестиваля, к сожалению, находилась в диссонансе с общей его атмосферой. С тремя (!) красными дорожками на открытии, с совершенно нелепым оформлением сцены – слово «зеркало» можно было прочесть несколько раз, а в один из моментов «расцвели» поролоновые анилиновые цветы, которые вдобавок стали сваливаться в оркестровую яму. С музыкой, уместной разве что в ночном клубе, со «сверхъестественными девушками» (моделями), по выражению человека, близкого Андрею Арсеньевичу, со слишком раскованными ведущими. В галерее фотопортретов советских кинозвезд, прошедшей на экране, почему-то не было Маргариты Тереховой, Алисы Фрейндлих, Натальи Бондарчук. Словно кто-то нарочно хотел сделать все наоборот или не очень понимал, для чего оформляет сцену. Павел Лунгин мягко заметил, что Андрей Арсеньевич, наверное, очень удивился бы, увидев это. Смею предположить другое…
Зрители сидели на этом открытии, зажав уши и опустив глаза. То же самое можно сказать о лазерном шоу в Юрьевце. Оно поглотило все время, а на выставку Нэлли Фоминой, художника по костюмам, работавшей с Тарковским на фильмах «Зеркало», «Сталкер», «Солярис», никто и не зашел. А она была открыта в здании бывшей школы, где учились Андрей и Марина Тарковские. Как ни поверни, время искать тональность. И нет ничего проще. Стоит пересмотреть фильмы режиссера, послушать музыку, которую он любил, увидеть картины, которыми восхищался. Вспомнить, как был он внимателен к деталям. А главное – дать возможность участникам фестиваля услышать людей, близких создателю «Зеркала», – его родственников, друзей, коллег. Их в мире немало…

Нина КАТАЕВА,
наш спецкор
Иваново – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Вячеслав Володин: разрешение Киеву на дальнобойное оружие подтверждает, что против РФ воюет НАТО

Разрешение США и их союзников применять Украине дальнобойное оружие западного производства по нашей стране ещё раз подтверждает, что против России воюет НАТО, заявил Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также