САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Молодые посланники Союза

Ничто так не объединяет, как гордость за общие победы и достижения. У нас в крови – думаю, навсегда – заложена привычка радоваться за белорусов, если где-то побеждают они, и наоборот. А если эта победа добыта совместными усилиями, то радуемся вдвойне. Молодежный российско-белорусский оркестр – любимое дитя Союзного государства – готовится снова покорять мир. На этот раз молодые музыканты под руководством А. Якупова готовятся к гастролям в Италии – они выступят в Риме, Палермо, Венеции.

Ничто так не объединяет, как гордость за общие победы и достижения. У нас в крови – думаю, навсегда – заложена привычка радоваться за белорусов, если где-то побеждают они, и наоборот. А если эта победа добыта совместными усилиями, то радуемся вдвойне. Молодежный российско-белорусский оркестр – любимое дитя Союзного государства – готовится снова покорять мир. На этот раз молодые музыканты под руководством А. Якупова готовятся к гастролям в Италии – они выступят в Риме, Палермо, Венеции. Когда молодые люди делают одно общее дело и понимают, что они представляют единое Отечество, – что более может служить идее объединения и пониманию: наши народы в этом большом мире не одиноки. В такой совместной работе вырабатывается очень нужное для уверенности в завтрашнем дне чувство солидарности. Мы встретились с руководителем оркестра, директором ЦМШ при Московской консерватории, доктором искусствоведения, заслуженным деятелем искусств России Александром Якуповым в самый разгар подготовки к новым гастролям и попросили его ответить на вопросы «СВ».

– Александр Николаевич, кому все-таки первому пришла в голову идея создать российско-белорусский оркестр и сделать его посланником мира и дружбы от имени Союзного государства?
– Как говорят, у победы всегда героев много, а у поражения – один. Слава Богу, это была победа. А начиналось все так. Каждый год руководство Союзного государства выделяет средства на мастер-классы для молодых музыкантов. Так случилось, что многие молодые музыканты попросились к нам в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, мотивируя это тем, что здесь работают замечательные профессора, есть свой интернат с хорошими условиями проживания. В первый год приехали 120 человек, в основном это были скрипачи, виолончелисты, духовики. И когда закончились мастер-классы, каждый захотел выступить. Но тут обнаружилось, что невозможно сделать номер или концерт, в котором участвовали бы все 120 человек, – такой концерт шел бы четыре дня. Тогда и родилась мысль об оркестре. Надо сказать, что первым ее озвучил Владимир Николаевич Линчевский. Он пришел ко мне и сказал: «Александр Николаевич, все хотят играть на концерте. Что будем делать? Создай какой-нибудь оркестр – тогда мы наконец снимем это напряжение». И тут началось. Когда мы помузицировали вместе – поняли, что потенциал огромный. Но есть проблема: оркестранты поиграли и вынуждены были разъезжаться. Как быть? На помощь пришли современные технологии. А что если использовать для подготовки и репетиций Интернет – ведь можно использовать почту, пересылать партии, что-то по Интернету, а что-то и поездом.
– Получается, что этап разучивания партий проходит по Интернету?
– Да, но не в том смысле, чтобы сидеть в Интернете и учить, а обмениваться партиями и слушать музыкантов, как они играют. Это очень важно. Получилось не только интересно, но и эффективно. Обычно оркестр на сыгрывание затрачивает 3-4 репетиции, если программа не очень большая. Хотя бывает, что серьезный оркестр иногда годами сыгрывается и может не сыграться. А если есть задача – подготовить какую-то программу, то всегда необходимо отдельный период затратить на выучивание партии. Так вот этот период целиком лежит в плоскости таких пересылок партий по Интернету. Я прослушиваю, иногда штрихи расставляю. И получилось, что на этом этапе совсем не обязательно вместе собираться. Только когда музыканты выучивают партии – оркестр собирается и времени на репетиции у нас расходуется в два-три раза меньше.
– Ноу-хау в музыке?
– Можно сказать, что ноу-хау, хотя я слышал, что сейчас появляются коллективы, которые пытаются делать это уже на международном уровне. Оказалось, что такая форма работы очень эффективна.
– Со дня первого выступления уже прошло некоторое время. Оркестр великолепно выступает, было много гастролей. По-вашему, как изменился оркестр?
– Самым сложным было задать высокий профессиональный тон, уровень исполнительский. Есть опасность, что можно собраться, чуть-чуть порепетировать и выдать не очень подготовленные вещи. Поставить, как говорят, «галочку» – россияне и белорусы выступили вместе. Но мы с ребятами сразу договорились, что не стоит напрасно тратить время на то, чтобы кое-как сыграть. Музыка – она очаровывает, если она подготовлена, сделана по-настоящему. Иначе она не тронет слушателя. Представьте, что сыграно какое-то красивое сочинение, но сыграно так плохо, что слушатель думает – может, это музыка неинтересная. А на самом-то деле – исполнение было не очень интересное. Ведь от сердца к сердцу – это только в поговорке легко и красиво звучит. Чтобы передать что-то от своего сердца другому, надо настолько свое сердце утончить, чтобы суметь свои душевные переживания вложить в звучание инструмента. Только тогда слушатель восхитится этой музыкой, только тогда музыка трогает. Вот это мы и договорились делать. Мы тратим немало времени на репетиции для того, чтобы это был классный уровень.
– Александр Николаевич, научить ремеслу музыкальному, наверное, легче, чем заразить высоким отношением к музыке?
– Справедливости ради надо сказать, что у меня в оркестре играет юношество из двух, может быть, лучших европейских заведений – это Минская консерватория и специальный лицей при ней, а также наша музыкальная школа при Московской консерватории. Там и там работают классные мастера-педагоги, которые учили наших оркестрантов по-настоящему. Я не могу приписать себе успех оркестра, потому что я точно знаю, сколько труда вложил каждый профессор в своего ученика и сколько было бессонных ночей. У нас ведь страшная конкуренция. А иногда педагогу достается не самый хороший или просто запущенный ученик. И ученик, и педагог начинают трудиться, как рабы, чтобы только добиться успеха.
– Скажите, а правду говорят, что талант – от Бога, или это – продукт интеллектуальной и творческой деятельности педагога?
– В России был педагог, профессор Московской консерватории Ямпольский. Так он говорил – не надо учить, надо «включить» ученика. Он имел в виду, что мастерство и то, что мы называем школой, – это обязательно. Это должно быть настоящим. Мастер должен научить ученика владеть инструментом, штрихами, развить технику и так далее. Но ведь давно заметили, что иногда в музыканте все это есть, а чего-то главного не хватает. Сердца. Есть мастерство, ремесло, но его не трогает эта музыка. Нужно найти ключик и включить его высокое сознание, эту энергию ученика, этот колоссальный интерес к музыке, к данному сочинению. Тогда ученик просыпается. И его исполнение уже трогает публику, и публика идет на контакт, тоже заражаясь красивым звуком, красивым сочинением, сопереживанием. Говорят, Ференц Лист слушал в свое время Николо Паганини и заметил: когда Николо менял смычок, как бы беря дыхание, в это время публика тоже брала дыхание, публика дышала вместе со смычком и вместе с ним как будто повторяла все его движения. Добиться такого душевного созвучия может только крупный музыкант.
– Александр Николаевич, мы с вами – представители одного поколения, и полюбить музыку нам помогала среда, в которой мы росли. Вы помните, как относились в каждой семье к музыке? Очень часто многие на последние деньги приобретали инструменты – пианино, баян, аккордеон, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу и приобщить к музыке. Сейчас – приоритеты другие. И среда нашего обитания, по-моему, менее чувствительна к настоящей музыке…
– Не могу сказать. Сейчас досуговая палитра расширилась невероятно. Современная молодежь имеет возможность выбрать так много направлений, чтобы куда-то включиться. А нам это было недоступно. Наш досуг формировался в музыкальной школе, в клубах, во дворцах культуры и, может быть, в спорте. А сейчас посмотрите – компьютер разве не досуг? А как сегодня процветает хореография! Сегодня столько книг, каких только нет. Ведь тогда мы ограничены были даже в этом. Русская классика была, зарубежная – но какие-то эксклюзивные издания. Я мальчишкой в 15 лет написал в Библиотеку имени Ленина из Магнитогорска письмо, что я нуждаюсь в трудах Фридриха Ницше. Что вы думаете – они мне выслали в пленках эти труды! Так вот я в 15 лет пере-
снял эти пленки (это были негативы – черный фон, белые буквы) и так читал Ницше. Это еще и ужасно дорого было: надо было сдавать в студию перепечатывать. А сегодняшняя досуговая палитра настолько многообразна и интересна, что я немножко завидую молодым. Я не думаю, что они менее чувствительные и менее тонкие люди. Нет. Просто они к нашим интересам более спокойно относятся.
– Вот передо мной компьютер, а за вами стоит рояль – так кто же выигрывает в этой конкуренции?
– Я к этой конкуренции отношусь спокойно. Что такое компьютер? Это инструмент массового потребления. И сегодня дети даже в первом классе умеют пользоваться компьютером. А на рояле играют единицы. И это всегда будет элитарным занятием. И те, кто будет соотносить себя с элитой, поверьте, никогда не допустят массовое искусство в свою жизнь. Все, что массовое, – это не для элиты. Я имею в виду не финансовую элиту, а прежде всего интеллектуальную. Они, конечно, будут стараться искать более тонкие инструменты, более одухотворенные инструменты. А это как раз рояль, это музыка, это наука, это, наконец, религия.
– Может быть, в таком случае следует как-то изменить отношение в школе к преподаванию музыкальных предметов? Пусть человек не играет на рояле, но пусть он знает классику, пусть он ее понимает – хотя бы на общеобразовательном уровне.
– Тут я с вами соглашусь. Мы, конечно, с ужасом наблюдаем тот процесс, когда предметы искусства, прежде всего музыки, которые разработаны Дмитрием Борисовичем Кабалевским, вдруг исчезают из образования. И доминирует такая установка, что искусство должно быть досуговым. Я сейчас, возможно, скажу нечто крамольное, но это делает лобби фундаментальных дисциплин. Фундаментальные дисциплины – это математика, химия, физика, естествознание. Сегодня в правительстве, в министерстве образования в основном представители именно этого направления – их там большинство. Именно этих специалистов, а не музыкантов, не художников, не хореографов. Это лобби фундаментальных дисциплин. И они будут до тех пор проповедовать точные дисциплины, пока не заведут общество в тупик. И только когда общество поймет, что мало сделать из ребенка ученого-естествоиспытателя или прагматика, а надо из него попытаться в первую очередь сделать человека, – вот тогда, возможно, что-нибудь изменится.
– И в то же время, Александр Николаевич, смотрите, сколько в науке творчества – и в физике, и в химии, и в математике… Сколько там приходится на интуицию. Взять Дмитрия Менделееева, к примеру. А что как не искусство развивает вот эту чуткость и интуицию?
– Я исхожу из того, что интуиция бывает трех видов: так называемая интеллектуальная – когда человек очень много размышляет на какую-то тему и в ответ возникают откровения на интеллектуальном уровне. Другая интуиция – это чувственная, когда человек познает мир ощущениями. Человек идет и не знает, что за углом стоит разбойник, но он чувствует, что не надо заходить туда, он обойдет этот дом. Это не страх – он знает, что там кто-то стоит и поджидает его. Это чувственная интуиция. Но есть еще мистическая интуиция. Все виды интуиции очень важны. Если бы я обладал всеми тремя, я был бы счастлив. Но человеку все вместе не дается. Ему удается что-то одно развить. Но я все-таки думаю, что чувственное познание так же важно, как и интеллектуальное. Но сегодня, к сожалению, образование ведет нас только в одном направлении – по пути рационального осмысления мира, игнорируя другие пути его постижения.
– Вы сторонник гармоничного образования?
– Я считаю, что задача педагога – выявить и дать возможность ребенку понять, в чем же его сила. Одному дано развить интуицию, предположим интеллектуальную, а другому – мистическую. И сколько ни развивай интеллектуальную, результата не будет. А на другом направлении он был бы гений. Но познание ведется одним образом. Лоббисты фундаментальных наук ведут общество к какому-то единообразию. Но общество не может эффективно развиваться, если будет двигаться только таким образом.
– Вы встречаете своих оркестрантов не так часто и не так много времени уходит у вас на общение с ними. Как бы вы коротко сформулировали самое главное, чему вам хотелось бы их научить за этот небольшой срок общения?
– Во-первых, нужно быть очень преданным музыке. Надо ее любить, как живое существо. Когда ты разучиваешь сочинение, оно тебе открывается или не открывается. Многое зависит от того, как ты к этому материалу относишься, что ты в тексте читаешь, что ты видишь за текстом или за нотами, видишь ли ты музыку за этими нотами. Второе – нужно обладать мужеством и терпением – мы очень часто терпим фиаско, когда что-то не получается, а у кого-то это получается лучше. В такие моменты нужно себя заставить потрудиться, поискать причины, почему не получилось, как сделать, чтобы публика восприняла это сочинение. И последнее. Надо, чтобы ученики как можно больше доверяли своим учителям. Вот этот вопрос особенно остро стоит, потому что учительство сегодня поставлено в положение обслуживающего персонала. Все время пытаются унифицировать наш труд. Хотя при этом говорят: нужно все делать индивидуально. Сам закон об образовании настолько все регламентирует, что шаг влево, шаг вправо – и ты уже не прав. Учитель становится буфетчиком, который обслуживает человека, подошедшего к нему за пирожком. Мне кажется, что от такой системы образования много дети не получат. Должно быть доверие между учителем и учеником. И если они вместе стремятся к какому-то откровению – вот тогда это настоящее воспитание и сотворчество.
– Неслучайно во многих культурах фигура учителя приподнята до таких высот...
– Безусловно. Более того, как правило, большие музыканты только тогда могут состояться, когда у них состоялась эта счастливая встреча с настоящим учителем.
– Александр Николаевич, какое главное впечатление вынесли ваши ребята из первых гастролей за рубеж – в Германию?
– Я думаю, что очень многие избавились от комплекса, который есть у многих детей, когда они впервые выезжают за границу с концертом. Они же не знают, как будут их воспринимать. И когда увидели реакцию, то поняли, что немцы их просто обожают. Было столько трогательных случаев! Закончили мы первый концерт в Берлине довольно поздно – уже было где-то полдесятого, там ведь рано ложатся спать. А нам нужно было где-то поесть. Ребят мы покормили в гостинице, там для них было все накрыто, а сами – несколько взрослых – решили пройти в соседний ресторанчик. Мы вошли – и вдруг публика в ресторане встает и начинает нам аплодировать. Поначалу мы даже не сообразили, что происходит. Оказывается, немцы, послушав концерт, зашли в ресторан и стали обмениваться впечатлениями (там ресторан не для того, чтобы пить водку, как это часто бывает, а для общения). И когда нас увидели, приветствовали возгласами: «О, маэстро, маэстро!» Удивительно было то, что прошел только первый концерт – и уже такая теплая реакция. Мы, как на концерте, поклонились, сели за соседние столики, заказали чай, стали разговаривать. А дальше – просто анекдотичное развитие событий. Вдруг приходит пожилая дама и приносит такой огромный бокал, а в нем – деньги: «Мы хотим, чтобы вы купили фрукты вашим ребятам». Мы действительно на эти деньги купили фрукты и рассказали детям, что это подарок от благодарных зрителей. И вот когда наши воспитанники увидели все это, они сбросили то ощущение неуверенности, с которым приехали. И уже на второй день были полноправными берлинцами, ходили смело и общались на равных.
– Вам предстоят гастроли в Италию. Какой у вас принцип подбора репертуара для гастролей за рубежом?
– Я все время за рубежом стремлюсь показывать русскую и белорусскую классическую музыку. И должен сказать, что мы ни разу не ошиблись. Когда мы играем русскую музыку, всегда возникает такое притяжение публики, такое глубокое восприятие и такие горячие аплодисменты, что начинаешь понимать: мы представители – что россияне, что белорусы – двух очень значительных для Европы государств с высочайшим уровнем культуры. Очень интересной культуры. И за рубежом это особенно чувствуется. Не каждое государство сегодня может похвастаться такой музыкальной культурой, как у наших двух стран.
– Александр Николаевич, я считаю, что вашим детям очень повезло с педагогом. Спасибо вам за такое оптимистичное отношение к молодому поколению, которое мы привыкли чаще критиковать. Ваши наблюдения за молодежью обнадеживают – значит, будущее наших стран в надежных руках.
– Откровенно скажу, что я все время боюсь того, что не буду соответствовать их таланту. Они так одарены, что мне приходится готовиться самым тщательным образом, чтобы, выйдя к пульту, быть им интересным. И я знаю, что если я выйду неподготовленным, они сразу увидят это. Педагог не имеет права на слабость. Вот этого я никогда не допущу.
– Спасибо вам за интервью – и удачных гастролей!

Беседовал Андрей ПОПОВ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также