САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Тоска о Дагестане

Сухой закон горбачевской «перестройки». На банкетных столах возвышались лишь бутылки с минеральной водой. Но разве можно указом генсека КПСС уничтожить обычай винных возлияний после тяжелых бдений за столами президиумов? По чину самого уважаемого человека Кавказа на представительных съездах бывал и Расул Гамзатов.

Сухой закон горбачевской «перестройки». На банкетных столах возвышались лишь бутылки с минеральной водой. Но разве можно указом генсека КПСС уничтожить обычай винных возлияний после тяжелых бдений за столами президиумов? По чину самого уважаемого человека Кавказа на представительных съездах бывал и Расул Гамзатов. После одного заседания он задержался, беседуя с кем-то в фойе Дворца съездов. К нему спустились: «Просим на банкет, без вас не начинают». «А там на столах есть?» – хитро осведомился Расул. – «Нет, что вы! Нельзя. Указ». – «А можно принести с собой?» – «Нет, что вы! Нельзя. Указ». Расул многозначительно помолчал и изрек: «Ну тогда я принесу в себе».
Махачкала. Союз писателей Дагестана. В конце весны 2002 года познакомил меня с Расулом Гамзатовым наш общий друг Гаджи Махачев. Портрет писался в кабинете поэта. Расул чувствовал себя плохо. Преклонный возраст. Глаза смотрели не на окружающих, а в ту невидимую даль, что открывается уходящему от нас человеку.
Я усадил Расула за стол, и он в задумчивости слегка подпер голову рукой. Чувствуя, что не смогу удержать его внимание, и зная, что портрет придется писать очень быстро, я пригласил дагестанских писателей в кабинет. Их было четверо. Все расселись за моей спиной – на другом краю длинного стола. Поставил задачу: как только я начинаю заниматься портретом, в разговор вступают они и увлекают поэта своими байками.
Сеанс с Гамзатовым – единственный случай, когда мне пришлось писать портрет, держа в одной руке кисть, а в другой – рюмку коньяку. Сам Гамзатов не пил (было категорически запрещено), а лишь подносил рюмку к губам. И пока произносился тост и употреблялось содержимое наших рюмок, на несколько секунд глаза поэта оживлялись и на его лице появлялось то хитровато-мудрое выражение, над которым я бился, улавливая редкие моменты.
Друзья наперебой рассказывали случаи из жизни Расула, и он тоже рассказывал. В том числе о своей знаменитой телеграмме из президиума Верховного Совета. В президиуме в те времена сидели, как правило, директора крупных заводов, председатели лучших колхозов и т.д. Они постоянно подзывали секретарей и передавали им тексты телеграмм, писавшихся прямо за столом: «Срочно пришлите цифры перевыполнения плана на сегодняшний день» или «Сколько тракторов выпущено за истекший период»… Одному Расулу депешировать было нечего. Не телеграфировать же в Союз писателей: «Сколько книжек выпущено за истекший период?» А соседи за столом знай себе строчат телеграммы одну за другой. Секретари ходят, собирают их, отправляют, потом приносят ответы. Расул сидел-сидел, потом взял бумагу и тоже настрочил телеграмму. Жене, своей любимой Патимат: «Сижу в президиуме, а счастья нет. Расул».
Единственное, чего я во время сеанса портрета не смог учесть, так это то, что волосы Расула перед моим приходом зачесали назад, что для него было совершенно нехарактерно. Я так и написал – его волосы. И лишь потом, уже по фотографии восстанавливал присущую легендарному горцу прическу – короткий чубчик, нависающий надо лбом. «Как вы думаете, – спросил я его под конец сеанса, – сможет ли наша страна выбраться из того хаоса и развала, в который погружается? Есть ли у нас шанс?» «Нет!» – с тоской глядя в пространство, ответил поэт.
Мудрый человек, Расул Гамзатович все же иной раз сомневался в своих словах, и в горестной поэме, посвященной Гаджи Махачеву, он писал:

На мой Дагестан я с тоскою гляжу,
Он скорчился, как от ожога,
До боли знакомого не нахожу,
Так много в нем стало чужого.

А может быть, все же не прав я, Гаджи,
И мы еще в самом начале?
Но прежних лет ржавчину, все же скажи,
На иней зачем обменяли?

Конец 80-х годов. Эпоха разгрома СССР. Один за другим регионы и республики объявляют суверенитеты. Но, докатившись до Дагестана, волна разрушения разбилась о могучий авторитет легендарного поэта. На высоком собрании взял слово Расул. Его речь была короткой, но она напрочь закрыла вопрос о суверенитете республики. А заканчивалась она под взрыв аплодисментов следующими словами: «Мы добровольно не входили в Россию, добровольно из нее и не выйдем!»
Я заканчивал портрет уже в Москве. На расстоянии образ поэта стал символичным. Как огромная скала, вырастает фигура Расула Гамзатова среди гор Дагестана... Это полотно стало его последним прижизненным портретом.

Анатолий НАБАТОВ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Анна Кузнецова обсудила Леонидом Пасечником вопросы соцподдержки жителей ЛНР
  2. Минобороны: ВС РФ освободили 6 населенных пунктов с 2 по 8 ноября
  3. Александр Лукашенко поручил разработать стандартный соцпакет для молодых специалистов на селе
  4. Александр Лукашенко: Хлеб во все времена был самой твердой валютой
  5. Журнал Time: Трампу придется сильно постараться, чтобы заключить мирную сделку по Украине с РФ
  6. Дональд Трамп допустил возможность разговора с Владимиром Путиным
  7. РИА Новости: США сняли санкции с энергетических сделок с нескольких банков РФ
  8. Беларусь повысила экспортные пошлины на ряд нефтепродуктов
  9. Александр Лукашенко прилетел на аграрный фестиваль «Дажынкі» в Полоцк
  10. Особые экономические зоны Мордовии и Беларуси будут развивать сотрудничество
  11. Сергей Митин рассказал о работе над стандартами детского питания
  12. Владимир Путин поздравил Трампа с победой и сообщил, что готов возобновить контакты с США
  13. Ночью 17 украинских беспилотников сбили над четырьмя регионами РФ
  14. Владимир Путин: Нет гарантии, что Запад не использует ядерное оружие
  15. В России появилась новая схема экономической атаки через рынок жилья

Парламентское Собрание

Жанна Чернявская: «Наша работа – программная, целенаправленная»

В Санкт-Петербурге прошло заседание Комиссии Парламентского Собрания по природным ресурсам, экологии и охране окружающей среды

Политика

Дональд Трамп триумфально возвращается!

- Штаб Камалы сейчас полностью затих: пытаются найти светлые места на темной карте. Потому что даже такие традиционно синие, демократические штаты как Вирджиния, их в этот раз подвели, - эти слова репортера CNN отлично характеризуют выборы в США.

МНЕНИЯ

Обиды Зеленского

Анатолий Заусайлов

Он крайне неудачно съездил в Будапешт

Хорош ли «пляшущий дед» Трамп для России?

Михаил Васильев

Мир вступил в период полной неопределенности


Освободители стали врагами

Павел Родионов

6 ноября – 81-я годовщина освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков. Однако в столице Украины никаких торжеств, разумеется, не будет.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также