Возрождается симфонический молодежный оркестр Беларуси и России
Первый концерт музыканты дали в Малом театре Москвы. Второе выступление - в Минске
Маэстро за пультом
На сцене Малого театра девяносто юных белорусов и россиян. Замерли. Ждут маэстро - легендарного дирижера Юрия Башмета. Он выбегает на сцену. Улыбается, приветствует зал, и концерт начинается. Каждый номер встречают овациями.
Открывает представление увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского. Затем - первая часть Концерта № 1 для валторны с оркестром Штрауса. Солирует Дмитрий Корнеенко из Беларуси. После - ария Ленского из оперы «Евгений Онегин». Переложение для гобоя с оркестром взял на себя россиянин - Федор Освер. Затем снова черед белоруса. На сцене - скрипач Станислав Павлов, и концерт для скрипки Чайковского.
Первая часть концерта завершается выступлением двух девушек. На сцену вывозят две огромных ударных установки. Следом - две россиянки в вечерних платьях - Дарья Барашкина и Анна Смирнова. Играют фантазию на тему оперы Бизе «Кармен» для ударных инструментов Лукьянова. Зал взрывается аплодисментами.
Во втором отделении звучит Симфония № 5 Чайковского. Солируют те же ребята. Ну а маэстро весь вечер не отходит от дирижерского пульта.
Сразу после московского концерта музыкантов ждал Минск. Коллектив выступил на сцене столичной Филармонии.
Звук не летит
Антракт, и юные музыканты переводят дух за сценой. Кладут валторны и скрипки. Прохаживаются туда-сюда. У многих еще дрожат коленки и голоса. Переволновались перед ответственным выступлением.
Останавливаю девушку. Лилии Гришаковой семнадцать. На скрипке она играет уже десять лет, а в оркестре - второй год.
- Начинала с последнего пульта и получилось так, что теперь сижу на первом пути вторых скрипок. Очень этим горжусь, - рассказывает она.
Лилия обожает слушать рассказы Юрия Башмета о творчестве.
Ее мама и папа сидели в зале и сильно переживали за дочь. В Минск она поехала впервые. Зато с белорусами не раз выступала бок о бок.
Например, с молодым человеком, который приехал из белорусской столицы. Даниле Галузе 21 год, и он - из Минска. Кладет золотистую, так похожую на трубу валторну на диванчик.
- Год назад, когда еще даже не поступил в московскую Консерваторию, сыграл на отборе в оркестр, - вспоминает Данила. - Играл концерт для валторны с оркестром Глиэра, первую часть. И меня взяли.
Любовь к этому инструменту у молодого человека - с восьми лет. Отец - валторнист. Играет в оркестре. Мама - тоже музыкант. Ее стихия - мандолина и домра.
Данила в восторге от работы в оркестре.
- Прекрасные условия и интересная программа, - улыбается он. - Редкая возможность - поиграть такие сложные произведения в моем возрасте.
Но выступать в Малом театре молодому человеку было непросто.
- Звук не летит. Глухой зал. И занавески все съедают. Зрителям было сложно услышать, как звучат медные инструменты, особенно валторна. Если у трубы и тромбона раструбы уходят вперед, то у валторны - назад, поэтому сложнее сделать так, чтобы звучание было нормальным.
Глазами мастера
Юрий Башмет: Белорусы - наши, а мы - их!
Ребят даже рассаживают в шахматном порядке.
У народного артиста, альтиста - ни минутки свободной, однако перед концертом его удается поймать на пару слов. Башмет - худрук и главный дирижер симфонического оркестра «Новая Россия». Создатель камерного ансамбля «Солисты Москвы». Его же - худрук и дирижер. А еще он руководит Всероссийским юношеским симфоническим оркестром.
- Почему решили взяться и за этот проект, при такой большой загруженности?
- Наверное, ненасытен в этом смысле. Интересно. По-прежнему увлекает общение с молодежью. Вижу, что они в форме, невероятно энергичны, стараются. Всероссийский юношеский симфонический оркестр существует уже давно - больше десяти лет. И я знал, что есть и белорусский подобный коллектив, но никогда его не слышал. И появилась уникальная возможность прямо на ладони все уложить. Наши страны не просто дружат, а вот тут, на одной сцене, рядом сидят. Музицируют, школы у белорусов наши, а у нас - их. Все те же учителя. У них прекрасная скрипичная школа. Кстати, в моем ансамбле «Солисты Москвы» уже много лет первая скрипка - концертмейстер из Минска, Андрей Поскробко. Великолепный музыкант. Родители его живут в Минске, а он - давно уже в Москве.
- А вы в столицу Беларуси часто наведываетесь?
- Периодически приезжаю с концертами. Публика там очень хорошая. Дисциплинированная, образованная. Первую музыкальную академию я открыл в Минске.
- Менталитет наших народов отличается?
- Такое ощущение, что они - наши, а мы - их. Кстати, ребята так и сидят на концерте: белорус - русский, русская - белоруска. Может быть, уроженцы Беларуси немногословны, лаконичны в поведении, а как музыканты - яркие и грамотные.
- Есть ли произведение, которое дается им сложнее, чем россиянам?
- «Ромео и Джульетта» Чайковского и его же пятая симфония. Но, конечно, были репетиции. Многих ребят увидел там впервые. Зал красивый, но непростой по акустике. Несмотря на эти моменты, концерт - потрясающий по значимости, первый такой в Москве.
- Сколько человек от каждой из стран?
- По двое - из России и Беларуси. Например, солирует мне на скрипке концертмейстер оркестра - прекрасный минский парень Станислав Павлов.
- Какого возраста ребят берете?
- Во Всероссийском оркестре самая маленькая девочка - гобоистка. Ей девять. А так, до 22 лет. Когда музыканту исполняется столько, он освобождает место для следующего участника.
- После концертов в Москве и Минске куда путь держите?
- Наверняка наши выступления - не одноразовая акция. Можем и по России, и по Беларуси гастролировать. Пусть молодежь узнает наши страны. Например, ребята из Всероссийского юношеского симфонического оркестра посмотрели Милан и Ла Скала, Париж, Вену, побывали в Корее, но не видели «Ботик Петра I», не ездили по Золотому кольцу. Обычно происходит так. Прилетают из многих российских городов в Москву или Петербург. Их селят в хорошем месте. В отелях либо в домах отдыха. И десять дней с утра до ночи сплошные репетиции. А затем - в аэропорт и на гастроли. Вот и не видят многого. В прошлый раз я решил восполнить эту несправедливость. Столько красивых и интересных мест! И вот во время турне - было десять концертов по России - мы устраивали экскурсии. И при бешеной занятости, нагрузке, очереди стояли в автобусы. С 9.30 утра. Все сто человек.
- Кроме Союзного государства, еще куда-то планируете поехать?
- Есть страны, в которые нам организоваться совсем не трудно: Китай, Арабские Эмираты, Корея.