Что значит – Быть
В Шаляпинском зале Бахрушинского музея открыта выставка «Я – cчастливый человек», посвященная 85-летию Иннокентия Смоктуновского.
После войны в Норильске, среди бывших актеров-зэков театров ГУЛАГа, Смоктуновский прошел прекрасную театральную школу. Именно там подружился с Георгием Жженовым. А в 1954 году в Махачкалинском театре его увидела Римма Маркова и пригласила в Москву. Помыкавшись по театрам, устроился на 7 рублей во вспомогательный состав Ленкома. Потом ему предложили попытать счастье в Театре-студии киноактера. Повезло – снялся в «Солдатах» режиссера А. Иванова по повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Георгий Товстоногов, увидев его лейтенанта Фарбера, воскликнул: «У него глаза князя Мышкина!» – и пригласил в свой театр.
Роль князя Мышкина на сцене БДТ, на которой сделан основной акцент экспозиции, оказалась переломной не только в судьбе актера Смоктуновского, но и отечественного театра второй половины ХХ века. Иннокентий Михайлович говорил, что это его «самая выстраданная и сокровенная роль».
Смоктуновский сыграл Мышкина около 200 раз, и по его утверждению, если бы сыграл еще столько же, сам мог стать «идиотом», настолько был «выпотрошен и опустошен». Второй ступенью на его театральном олимпе стала роль Федора Иоанновича в Малом театре. Его царь-мудрец, миро-
творец и гуманист был человеком, опередившим время. Затем последовал «Иванов» в поставке Олега Ефремова во МХАТе. Все творчество актера было нацелено на глубокое познание человеческой сущности, на духовное искательство. Непревзойденным в отечественном кинематографе стал образ Гамлета, рефлексирующего и страдающего так правдоподобно, что настроение артиста передавалось зрительному залу. Григорий Козинцев говорил о «внутреннем свете», характерном для актера, о «громадной интуиции». Сам актер, несмотря на то что был скромен, называл себя гением. И это правда – он создал вокруг себя особый театральный космос.
На выставке, кроме костюмов, афиш, эскизов декораций Давида Боровского и Валерия Левенталя, кадров из фильмов и фотографий сцен из спектаклей с участием Иннокентия Смоктуновского, можно увидеть книги и материалы из архива его семьи. Мария Смоктуновская на открытии вернисажа сказала, что ей до сих пор непонятно, как у отца рождались эти образы – князя Мышкина, Гамлета, Чайковского, царя Федора Иоанновича, Иудушки Головлева. «Мы – счастливая семья, – сказала она, – потому что были сопричастны жизни гения». Дочь актера подарила музею новое издание книги Смоктуновского «Быть».
Наталья АКСЕНОВА