Скоро на СТС стартует комедийный сериал «Сальто-мортале»
Повествование пойдет о трех мальчишках, которых отправили на перевоспитание в цирк.
Отучат быть неженками
- Спиной к манежу не садимся! - наставляют меня. - Плохая примета. «Циркачи» говорить нельзя. Только - «артисты цирка».
Съемки проходят в Большом московском цирке на проспекте Вернадского. Им руководят братья Запашные. Гендиректор - Эдгард, худрук - Аскольд.
Прохожу мимо двух акробатов и вижу табличку перед дверями-воротами в огромный павильон: «Осторожно, хищники!» Доносится запах, как в зоопарке. Иду мимо тумб, на которые прыгают тигры, и выхожу к манежу. На нем пляшут под «Калинку-малинку» клоун и… медведь! Неужели настоящего так выдрессировали?! Но замечаю человеческие руки. Через десять минут из шкуры помогают вылезти кудрявому пареньку.
Илье Сигалову семнадцать. Он учится на химика, но съемками увлечен с малых лет. Играет маменькиного сынка Валика. У мальчика крадут кошелек, он не может заплатить за беляш на рынке - за кражу его отправляют на исправительные работы в цирк. Там отучат быть неженкой. Вместе с Валиком на манеже еще двое мальчишек. Тимофею (Егор Кирячок) предстоит избавиться от детдомовских замашек, а Севе (Иван Злобин) - волочиться за юбками.
Мальчишки ищут сбежавшего слона, становятся мишенью метательницы ножей и жертвой фокусника, летают под куполом, убегают от разъяренных тигра и медведя. Присматривают за ними директор (Николай Добрынин), завхоз - бывший моряк (Виталий Хаев), дрессировщик-мачо (Владимир Стержаков), иллюзионист-мажор (Сергей Чирков) и другие цирковые люди.
Животные понимают по-итальянски
Актеры подсказывали, что, например, к лошадям нельзя подходить сзади. Лягнут. К медведю лучше вообще не приближаться. В итоге Илья Сигалов подружился с макакой Читой.
- За пятнадцать минут до знакомства с обезьянкой рассказали, как с ней работать. Макаки часто проявляют агрессию. В этом случае нужно просто отвернуться, и все будет хорошо.
А Нике Вигель, которая играет танцовщицу кордебалета в цирке, было не по себе рядом с тиграми:
- Даже когда они в клетке. В одной сцене забирали мясо у тигрицы. Она переживала. Суетилась, охотилась на нас и прыгала на клетку. Надо играть, что, вроде, не страшно, а сердце дрожит.
Съемки уже прошли в Самаре. И в Москве продлятся еще месяц.
Помимо русских дрессировщиков, есть еще итальянский и французский укротители зверей. Причем уроженец страны спагетти приехал со своими животными, которые понимают только по-итальянски.
Манеж - тот же, что на шоу «КороЛЕВство», которое идет с начала года. Сцена обошлась в двести миллионов рублей. Под ней - пятьдесят тонн воды, больше двухсот регулируемых фонтанов, главный из которых добивает до купола.
С усатыми и полосатыми
Эдгард Запашный: Все актеры заходили в клетку
Он не только предоставил цирк для съемок, но и стал инициатором проекта и сопродюсером.
- Сколько в сериале животных?
- Сложно точно сказать. Во-первых, съемки продолжаются. Во-вторых, аппетит растет во время еды. Режиссеру оставляем возможность для фантазии. Но животные практически в каждой серии. Разнообразие большое, начиная от американских бизонов, заканчивая зебрами, страусами, кенгуру, слонами, львами, тиграми.
- Съемки для них - стресс…
- Не для наших. Они - опытные артисты. Наверное, семьдесят-восемьдесят процентов современного российского кино за последние двадцать лет сняли с участием наших животных.
- Как удалось вашу идею воплотить в жизнь?
- Вел переговоры с прежним генеральным директором телеканала СТС Вячеславом Муруговым. Разработали несколько вариантов сценария. В этом году началась активная съемка. Делаем большой, дорогой, сложный сериал. Не могу вспомнить ни одной телевизионной комедии на эту тему. Есть художественные фильмы: «Полосатый рейс», «Три плюс два».
- Многие думают, что цирк - это румяные белолицые клоуны и мишки на велосипедах. В вашем сериале они тоже будут?
- Как раз хотим разбить эти стереотипы. Хватает зрителей, которые считают цирковое искусство низкопробным. Сериал - некое погружение, прежде всего за кулисы. Хотим показать хорошие, правильные отношения, чтобы люди перестали думать, что животные - голодные, несчастные, а дрессировщики - все в зеленке от полученных травм.
- Не боитесь нападок зоозащитников?
- Они нормальные люди, а вот на зоорадикалов наплевать. Это люди, у которых два мнения: свое и неправильное. Не пытаются разобраться в вопросе, не транслируют правдивую информацию. Темой запрета цирков часто спекулируют. Если говорят про цивилизованные страны, в которых закрывают шапито, никто не уточняет, что это Латвия, Эстония и Андорра. А в государствах, где сильны традиции циркового искусства, таких, как Германия, США, Китай, Англия, Испания, Италия, Франция, цирки продолжают работать. Если и есть ограничения, то только по определенным видам животных. Немецкий цирк Кроне гастролирует по всей Европе, швейцарский Кни - тоже.
- В «Сальто-мортале» многие артисты делают трюки сами. Сотрудники Большого Московского цирка совсем не помогали?
- Они делали самые сложные сцены. Например, на прошлой неделе снимали кадры, где артистов пятьдесят-шестьдесят одновременно. Было бы неправильно находиться в Большом Московском цирке и не пользоваться великолепным человеческим потенциалом.
Приоткрыли занавес
Аскольд Запашный: На манеже брат подчиняется мне
Обязанности именитые дрессировщики разделили поровну. Аскольд был художественным руководителем не только самого цирка, но и «рулил» на съемках сериала.
- Не обидно от того, что Эдгард будто бы на первом плане, а вы - на втором?
- У нас смежные профессии. Я - художественный руководитель, а он - директор. Шли на эти должности четко, на пятьдесят процентов распределяя обязанности. И чаще ему приходится подчиняться мне. Когда брат выходит на манеж, слушает, что я ему скажу. Но это абсолютно не умаляет ни чьих достоинств.
- Как делите хищников?
- По индивидуальным предпочтениям. Тигры больше с Эдгардом, а львы - со мной. По психотипу и темпераменту. Брат - человек взрывной, а львы - стадные животные, больше тянутся к тем, кто поспокойней. С ними надо много времени проводить. И Эдгард быстро эту территорию освободил. Сказал: «Ты со львами, я - с тиграми». Но у нас нет разделения на черное и белое. Есть легкие приоритеты, в зависимости от того, у кого что лучше получается.
- В сериале занят Артем Бобцов, его легко узнать - рост 132 сантиметра.
- Он не был цирковым, попал сюда по кастингу. И как человек с такими физиологическими особенностями, нашел дом. Цирк - удивительное место, где стирается любое понятие непохожести. Артем на протяжении многих лет на ведущих ролях. Главное было - адаптироваться к цирку как к искусству. И в рамках актерского амплуа он начал заниматься клоунадой и участвовать в номерах, где это допустимо, потому что, например, у него нет возможности подняться в воздух, проскакать на лошади.