Откуда есть пошла… Беларусь
Известный прозаик Алесь Кожедуб обратился к истории белорусского народа, представив свою версию его происхождения в книге «Иная Русь».
Алесь Кожедуб объединяет две родственные культуры не только в своем творчестве, но и в собственной биографии. Белорус по национальности, писатель давно живет и печатается в России. Член Союза писателей России, член Союза белорусских писателей, главный редактор издательства «Советский писатель», шеф-редактор приложений к «Литературной газете» – «Лад» и «Подмосковье», лауреат Международной премии в области литературы и искусства имени М.А. Шолохова.
Во многих произведениях Кожедуба ощутимы национальные мотивы, равно как и присутствие элементов автобиографии. В новой книге автор не отступает от традиции: об общенациональной истории повествует, обращаясь к фактам биографии собственной семьи. «Я родился в пинском Полесье, но мои родители были с Гомельщины», – пишет он. «Радимичи» – так называет писатель своих праотцов. «Я знал, что радимичи происходят с Вислы», – пишет он и в подтверждение цитирует «Повесть временных лет»: «Радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой – Вятко. И пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи».
«Иная Русь» – плод серьезной и разноплановой, научной и публицистической работы автора, в ходе которой ему приходилось немало общаться со специалистами в разных областях, в первую очередь – с археологами и историками. Эти беседы подарили ему бесценный материал для исследования, результатом которого и стала книга. Сам автор признается: работа над этим трудом велась более 30 лет.
Великое княжество Литовское автор книги называет «славяно-балтским государством, в котором сформировалась одна из трех ветвей восточнославянского древа – белорусская». Это точка зрения встречается в трудах таких известных ученых, как археолог Валентин Седов и историк Николай (Микола) Ермалович – именно на них ссылается Алесь Кожедуб. Таким образом, автор делает вывод: этнически белорусы возникли в результате метисации славян и балтов. «Подтверждается теория, что белорусы – балтославяне, но обязательно надо делать акцент на преимущественной роли славянского элемента в их этногенезе», – пишет Кожедуб.
Еще один сенсационный вывод автора касается пантеона славянских богов. Вопреки традиционному мнению о том, что верховными богами, которым поклонялись славяне, были Перун и Мокошь, Кожедуб утверждает главенство в пантеоне бога Рода и богини Живы. И тому есть документальное подтверждение, досконально изученное писателем, – белорусско-литовские летописи и воспоминания католических миссионеров, в которых говорится о разрушениях идолов наиболее почитаемых, по их наблюдениям, богов славян – именно Живы и Рода.
«Эта книга будет интересна всем, кто интересуется историей и культурой белорусского народа», – говорит сам автор. И в этом нельзя усомниться, так как «Иная Русь», основанная на уникальном этнографическом, историческом, лингвистическом материале, еще и написана удивительно живым и понятным языком.
Татьяна КУТАРЕНКОВА