Александр ЯКУПОВ:
Работаю с «будущим цветом мировых оркестров» Весной прошлого года у Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра состоялись первые зарубежные гастроли. Накануне празднования Дня Победы музыканты побывали с концертами в Берлине, Бресте, Минске, играли на Поклонной горе в Москве. Сегодня на вопросы «СВ» отвечает дирижер оркестра, директор ЦМШ при Московской консерватории, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России А. Якупов.
Весной прошлого года у Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра состоялись первые зарубежные гастроли. Накануне празднования Дня Победы музыканты побывали с концертами в Берлине, Бресте, Минске, играли на Поклонной горе в Москве. Сегодня на вопросы «СВ» отвечает дирижер оркестра, директор ЦМШ при Московской консерватории, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России А. Якупов. – Александр Николаевич, чем вам запомнились гастроли? Может, во время поездки что-то поразило вас?
– Поразили меня мои ребята – качеством исполнения. Вы знаете, я 35 лет дирижирую оркестрами и в России, и за рубежом и со всей ответственностью заявляю – то, что могут эти дети, большинству оркестров недоступно. Мы недооцениваем нашу молодежь, относимся к ним, как к детям. Но сегодня 18-летние музыканты, которые прошли хорошую школу и много трудились, могут творить чудеса. Именно они станут тем цветом, который будет украшать лучшие оркестры мира.
Очень продуманно были организованы гастроли. Не было никаких проблем с бытовым обустройством – ни с гостиницами, ни с питанием, ни с концертными площадками, к юным музыкантам относились везде с пиететом. Мы благодарны руководству Союзного государства в лице Павла Павловича Бородина и, конечно, гендиректору Международного центра фестивалей Владимиру Николаевичу Линчевскому, который взялся за организацию гастролей, располагая при этом достаточно скромными средствами. Но на то он и выдающийся менеджер, гастроли эти, уверен, запомнятся ребятам на всю жизнь.
Мы дали три концерта на лучших площадках Берлина. Играли, например, в кирхе перед тысячей слушателей. Как известно, это клерикальное учреждение, но в свободное от месс время там устраивают концерты. В здании удивительная акустика. И видели бы вы, с каким восторгом принимали нас слушатели – бисировали, кричали, засыпали аплодисментами.
Выступали и у Берлинской стены, которую символически разрушили на нашем концерте. Для этого ее восстановили из легких блоков, которые потом рассыпались, как игрушечный дом, который уронили. У стены мы играли русскую музыку – увертюру «1812 год» Петра Ильича Чайковского, «Половецкие пляски» Александра Бородина, симфонию современного московского композитора Мераба Гагнидзе. И заметьте, как было организовано пространство – мы выступали, словно во дворе крупного центра, который был заполнен 5 тысячами слушателей – кто-то сидел за столиками кафе, кто-то слушал стоя. И все это было восхитительно!.. Немецкое ТВ в тот же вечер показало сюжет о нашем концерте по правительственному каналу.
А после Берлина был Брест. Экскурсия в Брестскую крепость. И я видел, с какими лицами покидали мемориал мои пофигисты, увидевшие эти пробитые гимнастерки, разорванное взрывами оружие, они прочувствовали высоту подвига своих ровесников из 1941 года. Первое, что сказали ребята, выйдя из крепости: «Александр Николаевич, давайте зайдем в храм». Мы зашли. И каждый молился своему Богу, ведь там кроме русских и белорусов были немцы, корейцы, японцы, китайцы, евреи…
В Минске мы дали совместный концерт с белорусскими звонарями, их набатные колокола торжественно прозвучали в увертюре – «1812 год». А в Москве выступили на Поклонной горе. И там был забавный эпизод. В нашем репертуаре есть два гимна – российский и белорусский. И вот, исполнив «Гимн России», мы стали играть «Гимн Республики Беларусь». И вдруг видим, что большая группа людей, несколько десятков человек, встала и, замерев, с почтением слушает гимн. После концерта они подошли к нам и спросили: «А как вы узнали, что мы придем на Поклонную гору?» Оказалось, что это группа белорусов, приехавших в Москву на День Победы. Еще поднимаясь по эскалатору, они услышали свой гимн и поспешили выстроиться в ряд и замереть в торжественном молчании. Что нам оставалось делать? «Ну как же мы могли не заметить вас?» – по-праздничному отшутились мы.
– Планируете ли новые гастроли?
– Да, готовимся к гастролям в Италии. В конце июня – начале июля будем выступать в Риме, Палермо, Венеции. На этот раз везем только русскую и белорусскую музыку, хотим сыграть все симфонии Георгия Свиридова. Гастроли вновь организуют Павел Бородин и Владимир Линчевский.
– Есть ли перемены в оркестре?
– Происходит ротация молодежи, одни вырастают и поступают в консерватории – московскую или минскую, на их место приходят другие. И играют фантастически, с огромным чувством и тем отношением к жизни, которое свойственно молодым.
– А вам, учитывая все ваши нагрузки, оркестр не становится в тягость?
– Что вы, когда я выхожу к оркестру, становлюсь другим человеком, они зажигают меня своей страстью и любовью. И знаете, что я заметил? Моя любовь к Беларуси выражается не только в дирижировании Молодежным оркестром, мне доставляет удовольствие слушать белорусскую музыку. Недавно я был на спектакле белорусского композитора Кортеса в Камерном театре. Посмотрел две очаровательные одноактные пьесы на известные чеховские сюжеты – «Медведь» и «Юбилей». Мне близко искусство белорусов. И очень хотелось бы, чтобы русская и белорусская культуры взаимно обогащали друг друга, чтобы белорусская культура вписывалась в русскую культуру, а русская – становилась частью белорусской.
Нина КАТАЕВА