Белыя крылы над Донбассом
Жизнь берет свое даже под кромешными обстрелами
Донецкая национально-культурная автономия белорусов «Неман» существует с 2000 года. Сказать, что последние несколько лет они работают в экстремальных условиях, значит, не сказать ничего.
Прямое попадание
Несколько человек уже погибли – кто на передовой в боях, кто под обстрелами в городе. Однажды украинский снаряд разрушил здание, где находился офис «Немана».
— Все имущество — книги, оргтехнику, национальные костюмы наших артистов — уничтожил пожар. От помещения остались одни головешки обугленные, — рассказывает руководитель общества София Пасынкова. — Несколько лет собирались у меня дома. Сейчас уже есть помещение, небольшая, правда, комната, но, по крайней мере, хоть есть, где встретиться. Репетиции артистов проводим в одном из ДК. Жизнь, несмотря ни на что, продолжается, в общем. Не так, как хотелось бы, но в нынешней ситуации иначе нельзя.
— Белорусов вообще, сколько на Донбассе?
— Последняя перепись проводилась в 2001 году. Тогда было сорок четыре тысячи. Но сейчас ополовинили нас. Кто-то уехал опять же. Но, полагаю, тысяч двенадцать все-таки есть. Точных подсчетов по понятным причинам никто в ближайшее время проводить не будет. В нашей организации, непосредственно, пока человек триста не больше. Хотя раньше было свыше трех тысяч в одиннадцати городах. Сейчас остался Донецк, Горловка, Макеевка, Шахтерск, Волноваха. Был еще Кировск, но теперь они что-то молчат.
— Ситуация у вас, мягко говоря, сложная, тем не менее, даже в таких военных условиях в, насколько я понял, не сидите сложа. Чем живет «Неман»?
— Делаем, что можем. Покуда идут военные действия и Донецк очень сильно обстреливается, нельзя проводить массовые мероприятия, как раньше. Закон такой даже издан. Не работают ни филармония, ни театры. Поэтому, если что-то и удается организовать, то очень небольшим количеством людей и где-то в спальных районах, куда реже долетает. Или проводим мероприятия онлайн. Также делаем видеосъемку и размещаем в соцсетях. Например, ко Дню Независимости Беларуси в одной из детских библиотек организовала выставку книг и народных поделок наших участников «Зямля пад белымі крыламі». Видео опубликовали в интернете. Библиотека в центре города и там собирать людей ни в коем случае нельзя. Донецк все-равно просматривается, как на ладони. И туда, где будет большое скопление народа, обязательно что-то прилетит.
Альтернатива невозможна
— Вы успели уже привыкнуть к тому, что Донецк, Донбасс – это Россия?
— Нам и привыкать не надо. Мы всегда это знали. Еще до 2014 года. Только не могли дождаться, когда вы это поймете и примете нас в большую общую семью. Донецк – это русский город. Тут невозможна никакая альтернатива. Все жители между собой, независимо от национальности, разговаривают на русском языке. Естественно, в семье, со своими земляками многие могут общаться на языке своей малой родины, например, как и мы, белорусы, когда собираемся у себя в «Немане». Но при этом все мы считаем себя частью Русского мира. Вы бы видели, как в 2014 году народ поднялся, как все радовались — и раз — не получилось. Крым присоединили — нас оставили. После Крыма так все мечтали, думали, что тоже будем в России. Ну, вот дождались.
— Белорусы местные сражаются в ополчении Донбасса?
— Конечно. Мужья, сыновья все там. У меня у самой сын воюет. Помогаем бойцам, чем можем. В совете нашего общества есть Алена Ланюк. Ну, просто молодец. Создала сначала волонтерскую группу, которая выросла в целую организацию «Союз волонтеров Отечества». У Алены белорусские корни, родилась же в России и потом уже переехала на Донбасс. Связи в России остались. Сначала знакомые что-то присылали, потом знакомые знакомых, и так дальше по цепочке все и пошло. Много очень помогает людей из России. Присылают все, что Алена и ее сотрудники заказывают. Продукты, одежду, коляски для инвалидов, медикаменты. Все расходится по больницам, по детским домам. А для ребят на фронте – квадрокоптеры, бронежилеты. И волонтеры сами отвозят это на передовую.
Помог президентский грант
— В самом начале беседы вы сказали, что у «Немана» в пожаре погибло все имущество. Теперь-то как?
— Теперь все новое — и оргтехника, и костюмы национальные. У нас ведь целых три творческих коллектива — детский, молодежный, взрослый. И у каждого свои костюмы. Есть свой баян. Кинокамера. Микрофоны. Огромное спасибо «Белоруссам России», прежде всего, конечно, Сергею Львовичу Кандыбовичу. Он помог нам оформить необходимые документы на получение президентского гранта. Отсюда все наше богатство. А книги привезли какие! Самая большая библиотека среди всех организаций на Донетчине. И стараемся в новых костюмчиках хоть где-то в тех районах, куда мало долетает, хоть что-то провести. Потому что хочется и артистам нашим выступить и нам показать себя хоть чуть-чуть. Участвуют в основном детки и их родители. Люди, конечно, приходят, которые рядом живут. Много нельзя. Так — по чуть-чуть. Для безопасности.
— Вообще — каково это жить под постоянными обстрелами?
— А вы знаете ко всему привыкаешь. Уже вот идешь по улице и по разрыву понимаешь, рядом упал снаряд или нет. А когда пролетает над головой, падаешь сразу на землю и закрываешь голову руками. Просто живешь в этом, а куда деваться? Как я могу отсюда куда-то уехать, когда у меня сын на фронте, который хоть иногда приходит в увольнение. Когда рядом белорусские бабушки, которым тоже надо помогать. Другой раз хотя бы позвонишь им – и то радость, потому что у многих рядом никого уже нету.
— Много белорусов погибло в Донецке?
— Точную цифру вам никто не назовет. Из моих знакомых — семь человек. Инвалидов много — кто без ноги, кто без руки. Езжу к ним домой. Навещаю. На праздники вместе с волонтерами собираем им подарки. И знаете какая для них это радость. Из России на день Победы тоже привозят подарки. Вручаем ветеранам, не только белорусам. Стараемся, работаем как можем. Хочется людей хоть немного держать в тонусе. Жить, а не сидеть, повесив голову. И мы знаем, что все будет хорошо. Верим в это. Хочется верить, — у собеседницы впервые за весь разговор дрогнул голос. — Донбасс настроен идти до конца. Это даже не обсуждается. Только — Победа. Каждый житель только об этом мечтает, от мала до велика. Чтобы быстрее все это закончилось и наступил мир.