Что взрастет на «Черноземе»
Весь март в Воронеже проходили акции в рамках начального этапа задуманного известным галеристом Маратом Гельманом фестиваля современного искусства «Чернозем». Полномасштабный фестиваль планируют провести в сентябре этого года. А пока в столице Черноземья высадился «первый десант».
Вообще, Марат Гельман – давний пропагандист современного искусства, которое по большей части остросоциально. Он далек от чистого эстетства и считает, что искусство призвано не только радовать глаз, но и давать пищу уму. Аналогичный арт-фестиваль он организовал в Перми и вслед за его успешным проведением решил взяться за организацию подобного в Воронеже. По его словам, необходимо сломать предубеждение, что культурная жизнь возможна только в Москве или Санкт-Петербурге, и тем самым предотвратить отток творческой молодежи с периферии в столицу. «Воронеж – не духовная пустыня, здесь плодородная почва для развития талантов. И мы хотим найти здесь художественные явления, интересные не только для местного уровня», – сказал на пресс-конференции галерист.
В рамках первого этапа были открыты четыре выставки, которые прошли на разных городских площадках. В галерее современного искусства «Х.Л.А.М.» была представлена экспозиция графики современных российских художников из коллекции галереи Марата Гельмана. В торговом центре «Европа» – выставки «Забота» и «Основания», где свои работы показали молодые воронежские художники. Но самой масштабной и интересной явилась выставка видеоарта «Видение», которая про-длится в художественном музее имени Крамского до 4 апреля. Проект очень зрелищен и демонстрирует произведения более 30 художников. В их числе – работы основателя видеоарта Нам Джун Пайка, классиков искусства Билла Виолу, Ширин Нешат, Фишли и Вайса, Марины Абрамович, знаменитая инсталляция группы АЕС+Ф, представленная на Венецианской биеннале 2007 года, видео Александра Гнилицкого, «Синих носов», Владислава Мамышева-Монро, Виктора Алимпиева и др. «Начать с видеоарта мы решили, чтобы гарантированно заинтересовать воронежцев. Этот проект не только зрелищный, но и демократичный – он будет понятен любому. Каждый найдет здесь для себя что-то интересное – и ребенок, и искушенный зритель», – пояснил Гельман. Пространство музея для выставки было организовано также в демократичном ключе, привычном для таких выставок. На пол напротив каждого экрана с видеоработой были постелены маты и разложены низкие пуфы, чтобы посетители могли во время просмотра присесть или даже прилечь и, не отвлекаясь на усталость, всмотреться и вдуматься в каждую работу.
Кроме искусства визуального, в рамках «Чернозема» прошел поэтический вечер поэта Елены Фанайловой – уроженки Воронежа. Поэт пригласила своих друзей – воронежскую группу «Молотов Коктейль», известную далеко за пределами Воронежа, – которые спели несколько песен, а также продемонстрировали свой документальный фильм «Воронежские тетради» об Осипе Мандельштаме и его жизни в Воронеже во время ссылки. Атмосфера была домашняя, поэтому после прочтения автором своих стихов она уступила место у микрофона своему другу Марату Гельману, который тоже прочел ее стихотворение. Вообще Гельман подчеркнул, что в его жизни очень многое происходит благодаря дружеским связям. Так, приехать в Воронеж известного галериста сподвигло не только желание местных художников заявить о себе, но и давняя дружба со скульптором Сергеем Горшковым, который после их сотрудничества в Перми попросил Марата провести нечто подобное в Воронеже.
В общем, первый этап фестиваля подходит к концу и хочется верить, что инициативу снизу в будущем поддержит власть и доброе дело прорастет на благодатной черноземной земле.
Елена БОЛДЫРЕВА