Когда Париж рядом
2010-й объявлен указами президентов Н. Саркози и Д.А. Медведева Годом Франции в России и России – во Франции. Уникальные выставки «Святая Русь» в Париже, Лувре и выставка «Пикассо. Москва. Из собрания Национального музея Пикассо, Париж» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве уже открылись.
Д.А. Медведева Годом Франции в России и России – во Франции. Уникальные выставки «Святая Русь» в Париже, Лувре и выставка «Пикассо. Москва. Из собрания Национального музея Пикассо, Париж» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве уже открылись. Парижский музей Пикассо – один из самых молодых музеев Франции, ему всего двадцать пять лет. Сейчас здание музея временно закрыто на реконструкцию, поэтому появилась возможность отправить столь представительную выставку в Москву. «Первая выставка Пикассо в Москве в 1956 году стала необычайным событием, – отметила директор Пушкинского музея Ирина Антонова. – Она породила необыкновенный энтузиазм, понимание того, что на самом деле есть свобода художественного творчества». Антонова подчеркнула, что нынешняя выставка Пикассо стала одной из самых крупных в его истории, она включает 240 экспонатов, в том числе 88 картин, графику, скульптуру, керамику, 39 оригинальных фотографий и 12 иллюстрированных книг, предоставленных наследниками художника. Для размещения экспозиции пришлось освободить несколько залов, где будут демонстрироваться произведения и документы, многие из которых в России не видели, например раздел, по-
священный «Русским сезонам» и истории женитьбы Пикассо на балерине Ольге Хохловой.
В начале 1917 года Пикассо уезжает в Рим для работы над декорациями и костюмами к балету «Парад», поставленному труппой «Русских балетов» Сергея Дягилева на музыку Эрика Сати, либретто Жана Кокто. Там он и знакомится с Ольгой Хохловой. Они посещают Неаполь и Помпеи. Тем временем в мае 1917 года в парижском театре «Шатле» состоялась премьера «Парада». Едва ли для нее был выбран самый подходящий момент. Недалеко от столицы шли тяжелые бои французской армии с наступающими немцами. На сам спектакль пришел «весь Париж» – имя Дягилева действовало на публику как магнит. В зале были и русские солдаты, находившиеся в отпуске. Балет, который, по словам Ильи Эренбурга, напоминал «балаган на ярмарке с акробатами, жонглерами, фокусниками и дрессированной лошадью», закончился скандалом. Публика негодовала и кричала: «Смерть русским!»
Такой прием ничуть не смутил Дягилева, который повез «Парад» в Мадрид и Барселону. За балетом и Ольгой последовал Пикассо... 4 февраля 1921 года у них родился сын Поль. В 40 лет Пикассо впервые стал отцом. Это событие взволновало его. Он делал бесконечные рисунки своего сына и жены, помечая на них не только день, но и час. Все они выполнены в нео-
классическом стиле, а женщины в его изображении напоминают олимпийские божества.
Остальные четырнадцать разделов выставки знакомят посетителей с пластическими экспериментами художника, с метаморфозами его стилей. Даже портреты любимых женщин, написанные Пикассо в разных манерах, меняли их облик до неузнаваемости. Так это было, например, с натурщицей Фернандой Оливье, одной из первых возлюбленных художника, и портретами жены художника Ольги Хохловой. Сравнивая работы, трудно представить, что на них изображена одна и та же женщина. Пикассо никогда серьезно не увлекался сюрреализмом. Тем не менее именно в сюрреалистической работе он зашифровал свои отношения с Мари-Терез Вальтер, юной девушкой, в которую влюбился в 1927 году. При этом он был еще женат на Ольге Хохловой.
В серии картин, посвященных корриде, он изображал Ольгу то в виде лошади, то мегеры. Объясняя впоследствии причины их разрыва, художник скажет: «Она слишком много от меня хотела... Это был наихудший период в моей жизни». Как известно, Ольга очень тяжело переживала разрыв с Пабло, что нередко приводило к нервным срывам. Последние годы она жила в полном одиночестве и 11 февраля 1955 года скончалась от рака в больнице Ниццы. На похороны пришли только ее сын и несколько друзей. Пикассо в это время в Париже заканчивал картину «Алжирские женщины» и не приехал.
Печать трагизма лежит не только на работах Пикассо, в которых, как на сейсмографе, отражены все изломы и потрясения XX столетия, но и на судьбах близких ему людей. На выставке, к сожалению, нет самой знаменитой картины Пикассо «Герника», но о ней напоминают баннеры на лестнице Пушкинского музея. Отдельный раздел знакомит с письмами и фотографиями гения. Несомненно одно: все, связанное с именем Пикассо, всегда будет вызывать подлинный интерес зрителей.
Наталья АКСЕНОВА