САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

А здесь «Венеция весной…»

В Москве прошел фестиваль итальянского кино «Венеция – Москва» Шесть итальянских картин, премьеры которых состоялись в минувшем сентябре на 66-м Венецианском кинофестивале, в Москве представил сам Марко Мюллер, директор Мостры, один из самых влиятельных деятелей кинематографа Европы. Он возглавлял фестивали в Роттердаме и Локарно, а с 2004 года заведует Мострой. На «Кинотавре» г-ну Мюллеру был вручен специальный приз «За пропаганду российского кино» как устроителю ретроспектив советских и российских фильмов.

В Москве прошел фестиваль итальянского кино «Венеция – Москва»

Шесть итальянских картин, премьеры которых состоялись в минувшем сентябре на 66-м Венецианском кинофестивале, в Москве представил сам Марко Мюллер, директор Мостры, один из самых влиятельных деятелей кинематографа Европы. Он возглавлял фестивали в Роттердаме и Локарно, а с 2004 года заведует Мострой. На «Кинотавре» г-ну Мюллеру был вручен специальный приз «За пропаганду российского кино» как устроителю ретроспектив советских и российских фильмов. В своих выступлениях Марко Мюллер напомнил о фильмах «Подсолнухи» Витторио де Сики и «Они шли на Восток» Джузеппе де Сантиса, снятых в России, о рязановских «Приключениях итальянцев в России» с Нинетто Даволи в главной роли, о «Красной палатке» Михаила Калатозова, спродюсированной итальянцами. «Все это пример никогда не прекращавшегося сотрудничества и партнерства, – сказал Марко Мюллер на открытии фестиваля. – И чтобы подчеркнуть это, мы выбрали фильмы, подтверждающие связь кинематографий и культур России и Италии».
На открытии и закрытии фестиваля, который прошел при поддержке посольства Италии в России, итальянского Института культуры и Биеннале Ди Венеция, были показаны картины, героями которых бурно переживалась коммунистическая идея. Фильмы совершенно разные по широте охвата событий и манере подачи материала, но потрясающие искренностью. «Баария» Джузеппе Торнаторе, лауреата Московского кинофестиваля за «Незнакомку» (с Ксенией Раппопорт в главной роли), во многом автобиографичная лента, рассказывающая о жизни семьи в Палермо на протяжении 30-80-х годов. Зарождение фашизма, голод, война – через все это проходит главный герой, взрослеющий на наших глазах. Две страсти с равной силой владеют им – огромная любовь к жене и преданность идеалам коммунизма. И только любовь поможет ему пережить крушение величайшей из утопий, владевшей и нашими умами на протяжении десятилетий.
Юная коммунистка в «Космонавтке», фильме дебютантки Сюзанны Никкьярелли, разочароваться не успевает еще ни в чем. С замиранием сердца следит она за полетом Юрия Гагарина, переживая настоящее «предчувствие Космоса», и это событие становится для нее в один ряд с первыми слезами любви. И это так трогает, что полвека спустя в Италии, где хватает своих проблем, для молодого режиссера становится актуальным советский сюжет из 1961 года, когда весь мир неистовствовал от осознания мысли, что человек преодолел земное притяжение.
«Русский след» находился в каждом фильме. В криминально-психологической драме «Двойное время» (дебют Джузеппе Капотонди), исследующей потаенные лабиринты человеческой души, в главной роли снялась Ксения Раппопорт, получившая за нее Кубок Вольпи в сентябре. Во многом автобиографическую «Великую мечту» Микеле Плачидо, возлюбленного советскими зрительницами комиссара Каттани из популярного сериала «Спрут», смотреть шли тоже как режиссерскую работу «своего», «нашего» человека. Документальную ленту «Розовая пустыня» – об истоках эмоций в фотоработах Луиджи Гири – Элизабетта Сгарби сняла по сценарию Александра Сокурова. Российский режиссер и прокомментировал в фильме образы «дома времен года» известного фотографа.
А дебют Валерио Миели «Десять зим», в кои-то веки появившийся российско-итальянский проект, стал сюрпризом для зрителей. Любовную драму, растянувшуюся на десять лет, герои переживают в Венеции и Москве. И что забавно – чем прекрасней и романтичней предстает на экране морозная московская зима, тем обыденней и серей – волшебная в нашем восприятии Венеция. Вот такой оптический обман, а может, ирония судьбы.
В кинотеатре «Пионер» в честь 65-летия Победы показали фильм Александра Сокурова «Читаем блокадную книгу», режиссер представил его вместе с Марко Мюллером. В рамках фестиваля была открыта выставка «Итальянское кино. В кадре и за кадром», в киноклубе «СИНЕ ФАНТОМ» состоялся мастер-класс Марко Мюллера «Итальянское кино от классиков до сегодня».
Мастер-класс был интересен тем, что знаток кино познакомил зрителей со своим взглядом на итальянский кинематограф как изнутри, так и снаружи. Для начала он заявил, что диски, которые продаются у нас, дают старомодное представление об итальянском кино. Росселини он назвал величайшим режиссером современности, который дважды изобрел современное кино. Что имел в виду мастер? Прежде всего то, что Роберто Росселини сам и разбил миф о железном сценарии у неореалистов, от которого якобы они не отступают ни на йоту. Он рассказал, как родилась знаменитая сцена в картине «Рим – открытый город», где героиня Анны Маньяни бежит за грузовиком, увозящим ее мужа, падает и из-под задравшейся юбки видны ее подвязки. За этим кадром, конечно, стояла трагическая хроника событий, когда нацисты в реальности застрелили женщину в такой ситуации. Но был и второй источник – Росселини подсмотрел сцену прощания Маньяни со своим женихом. Она также бежала за машиной, споткнулась и здорово грохнулась… Вот это и есть то самое «короткое замыкание жизни» в кино, характерное для неореалистов, сказал мэтр.
Вторым «изобретением» Росселини мастер назвал его фильм 1953 года «Путешествие в Италию» с Ингрид Бергман в главной роли, с которой у режиссера был бурный роман. Мюллер сравнил этот фильм с «Аватаром», столько технических новшеств было в этом «запутанном клубке размышлений о кризисе супружеской пары, приехавшей отдыхать в Италию». И самым великим новшеством было участие в фильме новейшей модели «Феррари», в которой 10 минут мчались герои в начале фильма по единственной (так сказал Мюллер) длинной и ровной дороге в Италии. Остроту фильму придало то, что личная ситуация «режиссера-марсианина» стала страницей его кино.
Марко Мюллер дал острые и волнующие характеристики личностям «бесстрашных и бесшабашных режиссеров» – Феллини и Антониони, рассказал о Висконти, о Пазолини, назвал Бертолуччи, Белоккио и Жана Витторио Бальди режиссерами, с которых началось «новое кино» Италии. О современном кинематографе говорил грустно и сдержанно, из чего можно было понять, что общемировой кризис навел в Италии те же порядки, что и в России, да и во всем мире. Выслушав вопросы, Марко Мюллер похвалил слушателей за знание итальянского кинематографа, в особенности современного, и как истинный профессор дал всем домашнее задание. Если кому-то интересно – найдите два эпизода, снятых Пазолини в коллективных фильмах «Что такое облака» и «Земля, увиденная с Луны», в которых играет знаменитый итальянский актер Тото.
Организаторы фестиваля не раз подчеркивали, что если фестиваль увенчается успехом, он станет ежегодным. Как и ожидалось, формула с «если…» изначально была неуместна.

Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также