Прибрать планету...
В Москве прошел II Международный экофорум «Золотого витязя» «Экология души – спасение человечества» Партнером «Золотого витязя» выступили сотрудники Международного независимого эколого-политологического университета, и этим была задана высочайшая планка уровню обсуждаемых проблем. На форуме было показано 50 документальных картин – из России, Беларуси, Украины, Азербайджана, Грузии, Киргизии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Республики Сербской и Сербии.
Партнером «Золотого витязя» выступили сотрудники Международного независимого эколого-политологического университета, и этим была задана высочайшая планка уровню обсуждаемых проблем. На форуме было показано 50 документальных картин – из России, Беларуси, Украины, Азербайджана, Грузии, Киргизии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Республики Сербской и Сербии. А главное – в рамках форума состоялась научно-практическая конференция, в которой наряду с организаторами приняли участие ученые-экологи, писатели, активисты молодежного движения «Местные». На обсуждение участников были вынесены актуальные экологические проблемы, от решения которых зависит – ни много ни мало – дальнейшее существование человека на планете Земля.
Всем давно известно, что проблемы эти не решить без повышения экологической культуры населения на самых разных уровнях, потому что трудно сказать, на ком лежит большая вина – на маме, не заставившей ребенка поднять обертку от конфеты, брошенную на тротуар, или на хозяйственниках и чиновниках, отравляющих землю и воду радиоактивными отходами, загрязняющих атмосферу, бездумно вырубающих леса. Тотальная сознательность населения – возможно ли такое, именно так поставил вопрос ректор МНЭПУ Сергей Степанов. Достаточно ли экологической культуры, чтобы противостоять экономической выгоде в ущерб состоянию окружающей среды? Как бороться с предателями – вполне воспитанными людьми, выбравшими личное обогащение в ущерб сохранению природы? Как наконец прибрать планету, по выражению Никиты Михалкова?
Сергей Степанов в неприглядном свете обрисовал черты творца «геноцида природы» – homo sapiens. В самом деле, разве исторически человек не противопоставил себя остальному миру, присвоив себе право распоряжаться жизнями «братьев наших меньших»? Как соотносится это с его этикой, нравственностью, религией и культурой? Эти вопросы ученого напрямую были обращены к кинематографистам. Участникам конференции небезынтересно было узнать, что не так уж и общедоступна экологическая информация для населения. Тем не менее этого требует Конституция РФ – Основной закон «Об охране окружающей среды (2002)». Но Россией до сих пор не ратифицирована Международная конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. И радетели нравственности почему-то обходят молчанием этот момент. И разве режиссер не может внести свою лепту в укрепление демократических прав человека?
Эти вопросы ученого-эколога не могут не завладеть вниманием кинематографистов, как и проблема «образования для устойчивого развития», которую с 2005 года активно решает Европа. В Европейском союзе обеспокоились воспитанием людей, способных самостоятельно анализировать происходящее, формулировать проблемы и находить пути их решения. Там думают о самосовершенствовании (да-да, как привычно это понятие для русского литературного уха!), о воспитании человека социально-культурного и толерантного. Это ли не тема для новых киносюжетов?
Постановка вопросов по проблеме защиты окружающей среды учеными столь остра, что режиссерам, похоже, придется менять и стиль, и тематику, и саму манеру «вхождения в тему». Время создания благостных кинокартинок на темы природы или констатации общеизвестных фактов безвозвратно ушло. Земля на грани гибели, и если ничего не изменится в сознании человека, поэтический образ – полупустынный земной шар, где в центре огромной территории стоит крест с надписью «Здесь была Россия», – станет реальностью. Сегодня, как никогда, нужны фильмы о тех, кто, несмотря ни на что, не позволяет «поворачивать реки». Как минимум два персонажа были обрисованы Сергеем Степановым – профессор-эколог, депутат Государственной Думы, не подписавший экспертизу о проекте прокладки нефтепровода рядом с Байкалом, и премьер-министр Путин, не позволивший строить олимпийские объекты в Сочинском заповеднике.
Собственно, образ России-пустыни не раз возникал во время выступлений ораторов на конференции. Неслучайно же президент «Золотого витязя» Николай Бурляев напомнил, о чем мечтали на заре перестройки вещатели радио «Свобода» – «чтобы произошла мутация русского духа». Цель если и не достигнута, то уж болезненно поражена наверняка. Перечислю свидетельства этого: «пятое мусорное кольцо» вокруг Москвы; радиоактивные отходы, закачанные в недра земли и отравившие воду, которую будут пить наши потомки; семга из Норвегии на наших прилавках, которая нерестится около Новой Земли, где затоплены атомные подводные лодки (из выступления Н. Бурляева). «Экологические долги России», среди которых пресловутая проблема дорог, снижающих уровень жизни народа; последствия ядерных испытаний, в особенности 1954 года, когда 30 тысяч военных прошли по мосту, зараженному взрывом ядерной бомбы, а потом были брошены на произвол судьбы; создание химического оружия, которое до сих пор не уничтожено; положение жертв техногенных катастроф в Чернобыле, Семипалатинске и других местах, не получающих необходимых средств для реабилитации (С. Степанов).
Если говорить о кино, то «ЗВ» с первого форума торит свою дорогу. Герой фильма Эдгара Бартенева «Нярма» (Гран-при, Россия) – оленевод Гоша со стойбища на Полярном Урале – вновь человек, который живет в гармонии с природой. И не считает, что он далек от цивилизации. Цивилизация для него – его юрта, его семья, его олени, за которых он в ответе, и – природа вокруг. Напомню, что говорил протоиерей Виктор Салтыков из «Русского заповедника» Василия Тимощенко (Россия), фильма-победителя прошлого года. Он живет в самой бедной деревне России, но жизнь его полна глубокого смысла, потому что освящена любовью к прихожанам, которых он окормляет, а также гордостью за свое место на земле. «Самое главное, – говорит батюшка, – удержать свою идентичность и умение любить сострадая. Всякая другая любовь будет самоудовлетворением». И эту мысль чутко уловили иностранцы, видевшие фильм. Они тут же пожелали «прикупить домик» в Жарках.
Герой «Нярмы» также высоко несет свою идентичность родным просторам. И оттого он счастлив. И оттого у зрителя появляется надежда, что такие, как Гоша, как отец Виктор, помогут сдвинуть с мертвой точки отолстевшее самосознание большой массы граждан, озабоченных добыванием денег из всего сущего – и природы в том числе.
Вера ДЕМИДОВА