САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Игорь Ясулович: «Я принял факт, что иду в стороне от столбовой дороги»

За месяц до 82 дня рождения ушел из жизни король эпизода, который даже маленькую роль делал запоминающейся. «СВ» вспоминает, за что мы любим народного артиста с белорусскими корнями

«РАЗ НАДО, ЗНАЧИТ, НАДО»

Игорь Николаевич всегда говорил, что от кинофильма или спектакля зритель должен получать «укол в сердце», иначе зачем ходить в кино и театр? Конечно, и посмеяться, и развлечься важно, но чтобы не осталось ощущения впустую проведенного времени.

- Мне бы хотелось видеть в кино героев, которым хочется подражать, - сказал актер в интервью после выхода фильма «Коридор бессмертия» о тех, кто оборонял Ленинград во время Великой Отечественной войны.

А мы, зрители, получаем укол в сердце, когда уходят из жизни любимые актеры. Те, кого запоминаешь с первой же увиденной роли, даже если она второго плана.

Новость о том, что умер Игорь Ясулович, вызывает в сердце скорбь. Но и благодарность за то, что он был.

В голове чередой проносятся все его роли, как будто на скорости прокручивают кино.

Вот собачник, которого отчитывает Нонна Мордюкова, которая «управдом – друг человека».

Вот секретарь герцога в фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен».

Электрон Иванович в «Гостье из будущего», научный сотрудник Московского космического зоопарка, во фраке и цилиндре. Элегантный, каким Ясулович был и в жизни. По сюжету, ему нужно убегать от говорящего козла Наполеона, которого, кстати, он и озвучил.

В одной сцене козел должен был боднуть Электрона Ивановича. Естественно, актер побаивался, как установить с козлом контакт. А дрессировщик успокаивал: «Не волнуйся, все в порядке. Подойдет время - узнаешь что к чему».

С рогатым партнером у Ясуловича было несколько сцен. В одной животное должно было гнаться за Электроном Ивановичем, в другой - боднуть его. Страшновато, конечно.

- Дрессировщик говорит: «Когда момент подойдет, ты его в лоб ткни, а он тебя. В ответ. Только так повернись, чтобы он тебя не задел слишком сильно», - вспоминал Ясулович.

А муж Эллочки-людоедки инженер Щукин в комедии Гайдая «12 стульев»? Голый, весь в пене, на лестнице перед захлопнувшейся в квартиру двери…

По словам актера, он не капризничал, когда узнал, что ему придется раздеться в кадре. Ведь выполнять указания режиссера – часть актерской профессии. Режиссер лучше знает, что нужно для хорошего кино.

- Когда я прочитал сценарий «Двенадцати стульев», то даже не спросил у Гайдая, надо мне раздеваться или нет? – вспоминал Ясулович. - Если надо, значит, надо!

Как с юмором добавлял актер, после этой роли его стали называть пионером эротического фильма.

Как он любил с юмором вспоминать, этот эпизод снимали в Москве в 30-градусную жару, поэтому пена из шампуня, которой обмазали героя, быстро высохла, пришлось повторять дубль. Глаза щипало, но актер терпел. Правда, с тех пор недолюбливал пену.

«НЕ ВПИСЫВАЛСЯ»

Ясулович с первого раза поступил во ВГИК, в мастерскую легендарного Михаила Ромма. Молодой актер часто слышал со стороны, что он не подходит для об актерской профессии. Но его наставник Михаил Ромм утешал: «Интеллигенты в кино тоже нужны». И уже на первом курсе дал ему роль ученого-физика в своем фильме «Девять дней одного года».

Режиссеры оценили его талант, но приглашали только на роли второго плана.

- Когда речь заходила о главных ролях, мне часто говорили, что я не вписываюсь в визуальные стандарты, - вспоминал Ясулович. - Мол, внешность излишне интеллигентная.

Но актер не переживал, был благодарен судьбе за все. И в каждой роли выкладывался по полной. За это его и любят – за то, что ни с кем не перепутаешь и не забудешь.

Любимый вопрос журналистов: «Не обидно ли вам играть только второстепенные роли и ни одной главной» Игорь Николаевич отвечал философски:

- Нет, не обидно. Как говорил Константин Станиславский, надо любить не себя в искусстве, а искусство в себе.

когда я принял тот факт, что иду в стороне от столбовой дороги, потому что оказались востребованы иные лица и иные герои, а я не вписывался, то стал спокойно принимать другие предложения, которые оказались не менее интересны, чем главные роли.

И добавлял: раз переломить ситуацию не в его власти, значит, надо соответственно к ней относиться. Объяснял: и в маленьких ролях есть свой интерес, азарт.

Если он максимально хорошо сыграет даже крошечный эпизод, то зритель непременно запомнит и роль, и самого актера.

Так и случилось, актера заметили, запомнили и полюбили.

Ну вот пример. В фильме «Самая обаятельная и привлекательная» герой Ясуловича – спекулянт, который продает героине Ирины Муравьевой дефицитные джинсы и костюм от Пьера Кардена. Его фраза «Она что, с Урала?» - улетела в народ.

Таких примеров каждый может вспомнить много, ведь у Игоря Николаевича на счету больше двухсот ролей в кино и еще больше в театре.

В кино кого он только не играл, от бомжа до прокурора, от психоаналитика и экстрасенса до секретаря ЦК КПСС Михаила Суслова и петербургского генерал-губернатора графа Петра Палена.

Профессор, военнопленный, врач, режиссер и помощник режиссера, сторож и бандит, бизнесмен и менеджер, пациент психиатрической клиники…

Кажется, ему подвластны любые образы. В каждой роли он убедителен и органичен.

А его знаменитый бархатный голос! Когда зрители смотрели российские мультфильмы, например, «Хитрая ворона», «Тайна третьей планеты», «Сказка о старом эхо», и еще пару десятков других, они слышали в голосе героев – Ясуловича. Его голосом говорят в российском прокате и герои многих зарубежных лент: робот C-3PO в «Звездных войнах. Эпизод IV: Новая надежда», герой Пьера Ришара в «Беглецах», нотариус Джеймс в «Сонной лощине», и многие другие.

- Я свое дело люблю и благодарен за то, что мне отпущено в жизни, - всегда говорил Игорь Николаевич. - А отпущено мне, поверьте, немало. Стремиться же всегда и во всем быть первым — самое последнее дело. Сколько их вспыхивало, этих звездочек, и куда они потом ушли?

Этому же он учил и своих студентов, когда сам преподавать. И добавлял главное для профессии актера: «Наше дело – человековедение. Нам надо понять, что же такое человек».

С ЖЕНОЙ СВЕЛ ВСЕВОЛОД АБДУЛОВ

Редкий случай в кино и театре – прожить с женой 60 лет.

Год назад супруги отметили бриллиантовую свадьбу. Журналисты всегда интересовались, как ему это удалось. Актер никогда не отказывался отвечать на этот вопрос, и рассказывал такую историю:

- Нас познакомил Всеволод Абдулов, его жена была близкой подругой моей будущей жены. И они решили, что мы с Наташей          подходим друг другу. И ведь не ошиблись!

Поженилась пара через год после знакомства, в январе 1963 года.

Через три года после свадьбы родился сын Алексей, сейчас у Ясуловичей есть две внучки.

Актер признавался, один их секретов, как сохранить брак – во время ссоры разойтись и дать друг другу остыть.

Отец актера прошел всю войну. В детстве семья часто переезжала в места на место вместе с главой семьи, военно-морским офицером, инженер-капитаном первого ранга, который служил в разных морских флотилиях, то на Черном море, то на Балтийском. Отсюда и частые разъезды. В одном из городов, Таллине, записался в театральный кружок. Тогда и решил, что будет актером.

А мама была домохозяйкой, воспитывала двух сыновей, обеспечивала быт семье. Родом мама была из Витебска, там и сейчас живут родственники.

Актер в детстве приезжал к бабушке в Оршу.

- Если бы подольше жил у бабушки, знал бы белорусский язык лучше, - рассказывал Ясулович.

Артист никогда не отказывался поучаствовать в театральных фестивалях в Синеокой. А когда после института его пригласили сняться на студии «Беларусьфильм» в фильме «Через кладбище», с радостью согласился. Лента рассказывает про то, как во время боев под Сталинградом белорусские партизаны ведут рельсовую войну с фашистами. И осознают, что «время кладбища» еще не настало. Фильм включили в список ЮНЕСКО лучших фильмов о войне.

- Культурное пространство у России и Беларуси общее, - говорил Ясулович.

Уход из жизни Игоря Николаевича оказался неожиданностью. Он вел здоровый образ жизни. Любил подолгу гулять на своей даче в Подмосковье, мог пройти десять километров.

Еще в июне приступил к репетициям в Московском ТБЗе, где служил почти тридцать лет. Когда в июле попал в больницу, очень расстраивался, что из-за этого может пострадать премьера.

В начале августа после нескольких операций на почках ему стало лучше. Он верил, что идет на поправку. Выписался домой, планировал продолжить лечение… Но не сложилось.

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: Не справиться не имеем права - страны не будет

Тех, кто игнорирует принятые федеральные законы, необходимо отстранять от должности.

Политика

Владимир Путин - об опоре на героев СВО: Они служат стране, не щадя себя

Люди, показавшие себя на передовой, незаменимы в любой сфере, включая органы власти.

МНЕНИЯ

Кто бандеровцев снабжает, домик у того сгорает

Олег Зинченко

Левые активисты Германии спалили летний домик главы оборонного концерна Rheinmetall Армина Паппергера.

Киевская хунта Перяславской Раде не рада

Олег Зинченко

И сносит монумент, который символизировал зарождение украинской государственности

Харя у хапуги лопнет от натуги

Олег Зинченко

Россия, в ответ на кражу наших средств, заморозила все активы американского банка собирающегося уйти из страны

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также