«Нужно быть непротивной»
Ушла из жизни легенда отечественного театра и кино, народная артистка Советского Союза Вера Васильева
Женщина неувядаемой красоты, над которой, казалось, не властны годы, она практически до последнего дня выходила на сцену любимого театра Сатиры, в котором прослужила без малого семьдесят пять лет! Сыграла почти шестьдесят ролей, многие из которых - главные. Плюс - почти полсотни кинофильмов.
НОЧИ ПОД БОМБЕЖКАМИ
Неповторимо красивая, обаятельная, она всегда, даже в преклонные годы, излучала счастье. И на экране ТВ, а за все эти годы она дала сотни интервью, представала перед зрителями с неизменной улыбкой на лице.
- Я счастлива абсолютно, - говорила она о себе, - Хотя прожила очень трудную жизнь.
Жизнь, в которой было многое, в том числе и война. Пятнадцатилетней девчонкой наотрез отказалась уезжать из столицы в эвакуацию: «Не верю, что Москву отдадут». И пошла работать на военный завод. Самое страшное воспоминание из того времени, рассказывала она, это бомбежки, от которых прятались на станциях метро. Часто всю ночь. А утром шла на работу – все для фронта, все для Победы!
НЕУДАЧЛИВАЯ САМОУБИЙЦА
А однажды чуть не покончила жизнь самоубийством. Романтичная и очень впечатлительная она прочитала книжку про несчастную любовь, и под впечатлением сюжета, решила лучше вообще не жить, чем испытывать потом такие страдания. И схватив в запале отцовскую бритву, дважды полоснула себя по вене. Но увидев хлынувшую кровь, перепугалась и побежала в больницу, к счастью, та была в двух шагах от дома. Врачи спасли. юную самоубийцу. Но память осталась на всю жизнь – две белые полоски на левом запястье.
ВОЖДЬ НАЗЫВАЛ ЕЕ ПРЕЛЕСТЬЮ
В 22 года получила Сталинскую премию I степени.
Всенародная слава пришла к ней случайно. Однажды к Вере, уже студентке театрального училища, подошла представительная дама и спросила: «Хочешь сниматься в кино?» Оказалось, что это ассистентка Ивана Пырьева подыскивала актеров для фильма «Сказание о земле Сибирской».
ДАЛА ЗАТРЕЩИНУ МЭТРУ
Веру режиссер утвердил после первой же пробы и сразу на главную женскую роль Анастасии Гусенковой. Правда, сам же внес предварительно кое-какие коррективы в образ: взлохматил ей прическу, и вдобавок приказал ассистентам засунуть ей в лиф платья свернутые чулки для большей округлости форм.
Картина имела оглушительный успех. В кассы кинотеатров выстраивались огромные очереди. После выхода фильма на экраны, студентка действительно, проснулась знаменитой. Говорят, что Сталин, посмотрев картину, пыхнув довольно трубочкой, назвал молодую актрису - прелестью. За эту роль она получила Сталинскую премию I степени – и это в двадцать два года.
Правда, успех, чуть не обернулся драмой. Режиссер Иван Пырьев, известный ловелас, однажды зазвал ее к себе в гостиничный номер, типа, поговорить о совместных творческих планах. Но когда они остались одни, ясно дал ей понять, что своим успехом она обязана только ему и он, разумеется, требует благодарности. Понятно в какой форме. И уже протянул было к ней руки, но получил в ответ звонкую затрещины. Девушка, рванула дверь номера на себя и решительно пошла по коридору. Вдогонку ей несли слова разъяренного Пырьева, что ее, такую-сякую, больше никогда не будет снимать ни один режиссер, уж он постарается. И, правда, вновь на киноэкране она появилась не скоро.
ОЗОРНЫЕ ЧЕРТИКИ В ГЛАЗАХ
Зато в театре, куда ее приняли сразу после училища, работы было непочатый край. «Лев Гурыч Синичкин», «Реквием по Радамесу», «Доходное место», «Тень», «Интервенция», «Проснись и пой» - список можно продолжать и продолжать. Одну только «Свадьбу с приданным», где у нее главная женская роль, она сыграла на сцене почти тысячу раз. И все те годы Васильева была одной из центральных фигур легендарного состава театра наравне с Андреем Мироновым, Анатолием Папановым, Татьяной Пельтцер, Александром Ширвиндтом, Михаилом Державиным.
И все-таки для многих зрителей театральной визиткой актрисы стала легендарная «Женитьба Фигаро». Она сыграла лукавую графиню Альмавиву. И сыграла, как всегда, гениально. Вот где пригодились ее фирменные качества - безупречная элегантность, живой ум, веселые чертики в глазах и блистательная ироничность в каждой фразе, в каждом движении.
А в 2015 году, как раз к своему девяностолетию, получила и вовсе сказочный подарок – роль Ирмы Гарленд в спектакле «Роковое влечение». Играла пожилую актрису, которая не желает мириться со своим возрастом.
- Можно сказать, что в какой-то степени, играю саму себя. Ведь и я сама почти не ощущаю своего возраста, - как всегда с солнечной улыбкой рассказывала она.
СЕНСАЦИОННАЯ «ВЕРА»
Но настоящей театральной сенсацией последних лет стал автобиографическая постановка «Вера». Сценическая вариация воспоминаний актрисы – от юности до нынешних дней.
- Этот спектакль - мое письмо к неведомому другу, которому я могу доверить и свои мысли, и свою где-то даже растерянность перед новой жизнью в XXI веке, - делилась она главным замыслом постановки.
На одной из репетиций произошел комичный случай. Во время репетиции в театр нагрянула комиссия из санэпидемнадзора. Осень 2020 года – самый разгар пандемийного карантина. Инспекторы проверяли, вышли ли на работу артисты старше 65 лет, которым строго-настрого полагалось сидеть дома.
- А как быть с актрисой, которой 95 лет? – спросил у них главный режиссер Александр Ширвиндт.
- Как?! Что она делает? – округлились глаза у проверяющих.
- Репетирует, - тихо ответил Ширвиндт.
В итоге - Вере Васильевой официально разрешили выходить на работу, даже несмотря на карантин.
АКТРИСА СТАЛА МАМОЙ В ВОСЕМЬДЕСЯТ
А потом еще и бабушкой.
Она дважды была замужем. Первый раз – неофициально. За режиссером Борисом Равенских. Зато со вторым, уже законным супругом, актером Владимиром Ушаковым они прожили вместе 55 лет. И все эти годы, признавалась Васильева, она себя чувствовала, как за каменной стеной. И только детей у них не было.
ТЕМНЫМ ЗИМНИМ ВЕЧЕРОМ
И вдруг уже в свои восемьдесят актриса потрясла коллег новостью, что стала мамой.
История такая. Зимним вечером она с тяжеленным сумками шла по темной улице к мужу в больницу – в свои последние годы она часто болел. Вдруг, кто-то бережно взял ее за локоть: «Позвольте, я вам помогу». Симпатичная девушка взяла тяжелую сумку и проводила до больницу.
- Вернувшись тогда из больницы, я впервые в жизни подумала: «Может быть сейчас все было бы не так, решись я иметь детей. Поддержали бы, помогли, - рассказывала актриса.
Постепенно они с Дашей, так звали девушку, стали общаться все больше, та познакомила ее со своими родителями и даже купила подержанную машину, чтобы возить Васильеву.
- Главное, я чувствовала ее любовь. Я не была матерью, но редкая дочь проявит такую заботу как Даша обо мне.
Потом у Даши родилась дочка – Светлана. Когда подросла как-то совершенно естественно стала называть актрису «бабушкой», а та ее – «внучкой». Бог справедлив и всегда воздает человеку то, что он заслужил. Так Васильева стала и мамой, и бабушкой.
НИКАКИХ ЗАРЯДОК И ДИЕТ
А насчет своего секрета неувядаемой молодости отвечала просто:
- Нет никакого секрета. Просто в душе я всегда остаюсь шестнадцатилетней девчонкой.
И никакой зарядки по утрам. Никаких диет. Никогда не отказывала себе в кулинарных удовольствиях. И после каждого спектакля, уже практически ночью, неизменно баловала себя чем-нибудь вкусненьким. Но всегда следила за своей осанкой – именно, осанка, как она считала, выдает возраст:
- А еще нужно быть непротивной. И любить свою работу. Мне с этим очень повезло. И слава Богу!