Мир глазами братьев Ткачевых
В конце прошлого года стали известны имена лауреатов премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2009-2010 годы. Среди них – народные художники СССР Сергей и Алексей Ткачевы. В судьбах лауреатов – история нашего общего Отечества.
До войны Сергей Петрович учился в Витебском художественном училище. В Витебске застала его Великая Отечественная война. «Под первыми бомбежками я там был. 27 июня 41-го года мне пришлось бежать из города – немец уже был у стен Витебска. И я прихватил с собою трех белорусов, своих друзей: Антона Черника, Нину Трус и Валю Володько», – вспоминает Сергей Ткачев. Впоследствии Нина Трус стала женой старшего брата Ткачевых – Виктора. Так связь художников с Беларусью закрепилась не только творчески, но и родственно. Немцы сожгли родной дом в Брянске, и после окончания войны отец и мать Ткачевых переехали в деревню Низок Минской области, к новым родственникам. «И вот пока мы все учились в институтах (нас было четверо братьев), родители жили в деревне Низок. Там и произошло наше становление как художников – именно в этой славной деревне».
После окончания института первым в Беларусь был направлен Алексей Ткачев. Там, в белорусской деревне Низок, написал он известный эскиз «Суворовец едет на каникулы», который сегодня находится в коллекции американского миллионера Роя Джонсона. «Этот эскиз я действительно написал в Беларуси. А диплом писал в Москве. Работа печаталась и в «Огоньке», и в «Смене», – с улыбкой вспоминает Алексей Ткачев. – А потом приехал Сергей – в 52-м году. В это время из Москвы приехал белорусский художник Алексей Михайлович Грицай. И говорит: «Хочу посетить вашу мастерскую, я слышал, что у вас очень много этюдов». Он пришел и «обалдел» – очень они ему понравились. И вызвал в Москву готовиться к выставке».
На академической даче по эскизам, привезенным из Беларуси, Ткачевы написали картины – «В поле самолеты летят» и «У колодца». На декаде белорусского искусства эти полотна имели большой успех.
Возвращение на родину
С 1995 года в Брянске существует Музей братьев Ткачевых. А в 2008 году силами Управления культуры Брянской области, друзей и сотрудников музея помещения были полностью отреставрированы. После реконструкции у здания появилась пристройка, готовая принять братьев и их родных в любое время года. Сбылась давняя мечта художников – иметь в родном Брянске свой дом. Недалеко от здания музея, по адресу: Тульская, 17, находился Бежицкий дом пионеров, где Ткачевы получали свои первые уроки рисования.
– Мы решили сделать небольшой гостиничный комплекс, который мог бы принять их в любую минуту, – говорит хранительница Музея Ткачевых Анастасия Закатова. – Нам хотелось, чтобы, приезжая, братья ощущали тепло своей малой родины, чтобы Брянщина давала им вновь энергию творчества.
Сегодня в музее часто появляются ученики братьев, их друзья, родные и, конечно, земляки. Рассказывает директор областного художественно-музейного выставочного центра Владимир Сергеевич Мурашко: «Редкие человеческие качества объединены в этих людях. Совершенно простая манера общения и человеческая высота. Как земляки мы общаемся очень давно. Когда я оканчивал институт, они были в государственной комиссии, а потом часто приезжали в Брянск и помогали брянским художникам».
От Китая – до Америки
Начальник Управления по культуре Брянской области Наталья Александровна Сомова рассказывает, что однажды она увидела, как китайский дипломат кланялся, подходя к картинам Ткачевых. Она спросила: «Почему вы кланяетесь? Ведь это не иконы!» И услышала историю о том, что все детство этого человека сопровождали иллюстрации братьев Ткачевых в учебниках истории и литературы. Через них он постигал историю и культуру России и истинную ценность человеческих взаимоотношений.
Однажды музей посетил американский посол Александр Вершбоу. На улице было морозно, мела метель. Однако Вершбоу снял верхнюю одежду на ступеньках музея и только после этого открыл дверь. И сказал, что посещение музея таких выдающихся художников требует почтительного отношения. Его визит превратился в часовую лекцию. Возле каждой картины посол останавливался и размышлял вслух. Картины братьев, вспоминает Наталья Александровна, наталкивали его на такие интересные высказывания, что было ясно – по картинам Ткачевых он постигал историю Советского Союза.
«Мы – тютчевские»
Специалисты отмечают: именно честность – отличительная черта реализма Ткачевых. Самые простые моменты деревенской жизни нашли свое отражение в их творчестве. И детвора, играющая летом на маленьком деревенском мостике, и прачки, стирающие белье в устье реки, и первые шаги младенца, и деревенская свадьба. То, на что мы не обращаем внимания в повседневной суете, на картинах Ткачевых становится важным и значимым. Горе и радость переживают художники с героями своих картин. И особенно впечатляли посетителей музея портреты отца и матери братьев.
Цикл картин «Родная земля», номинированный на премию Союзного государства, состоит из восьми картин, шесть из которых посвящены военной тематике. Те, кто сражался за родину в годы Великой Отечественной войны, простые солдаты и их родные стали героями полотен Ткачевых. В лицах солдат – вера в победу, в глазах родителей, провожающих сыновей на фронт, – печаль и гордость. Смотришь и не перестаешь удивляться, как один застывший в красках момент из жизни солдата может так много рассказать о конкретном человеке и судьбе целого народа.
Родную землю Ткачевы не делят на Россию и Беларусь. Братья уверены, что единый народ должен оставаться единым, независимо от территориальных границ и политических реалий. «Мы не какие-нибудь – мы тютчевские!» – любил говорить дед Ткачевых. А ведь именно Федор Тютчев призывал славянские народы к единению. «Вы здесь не гости, вы – свои!» – писал поэт славянам о России. Так и художники Ткачевы, уроженцы тютчевских мест, своей судьбой и своим творчеством объединяют россиян и белорусов...
Алена ВАРНАЧЕВА
Брянск – Москва