САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Улыбки и гримасы глобализации

Начало сезона в киевском PinchukArtCentre – центре современного искусства, открывшемся всего какие-то три с половиной года назад, но уже успевшем прославиться на всю Украину и за ее пределами, ознаменовалось двумя параллельными персональными выставками всемирно известных художников. Это выставки Субодха Гупты – «Вера имеет значение (Faith Matters)» и Сергея Браткова – «Украина».

Начало сезона в киевском PinchukArtCentre – центре современного искусства, открывшемся всего какие-то три с половиной года назад, но уже успевшем прославиться на всю Украину и за ее пределами, ознаменовалось двумя параллельными персональными выставками всемирно известных художников. Это выставки Субодха Гупты – «Вера имеет значение (Faith Matters)» и Сергея Браткова – «Украина». Такое соседство совершенно разных художников в одной экспозиции кураторы объясняют тем, что они оба, каждый по-своему, отображают изменения в национальных культурах в контексте современной жизни мира. А хозяин арт-центра бизнесмен и меценат Виктор Пинчук от себя добавляет, что при замысле учитывалась игра слов в сочетании двух названий. Таким образом, он хотел подчеркнуть, что на данном этапе вера для Украины имеет значение.
Субодх Гупта был участником Венецианской бьеннале, Лондонской Frieze, выставлялся в крупнейших музеях мира, среди которых Tate и MoMA. «Вера имеет значение» – его первая персональная выставка в Восточной Европе. Специально для нее художник создал ряд новых работ – три скульптуры и семь картин. Среди них и работы, являющиеся его, так сказать, фирменным блюдом, – гигантские скульптуры и инсталляции из металлической кухонной утвари. Гупта фокусируется на проблемах национальной принадлежности и культурных изменений. Одна из них, «Вера имеет значение», представленная в отдельном зале, и дала название всей выставке. Движущаяся инсталляция из множества разных кухонных судочков символизирует огромный мегаполис с небоскребами. «Моя работа основывается на идее глобализации», – сказал он, презентуя проект. И действительно, ведь сейчас практически в любом мегаполисе существуют фастфуды с разной национальной кухней, и то, что мы едим, уже зависит не от наших объективных возможностей, а от нашего выбора. С другой стороны, зрителю представлена работа «Только один завтрак» – огромный стеллаж из традиционной для Индии посуды – всевозможных мисок, кастрюль, чашек и ложек из нержавеющей стали. Вся посуда пуста, и только в одной посудине лежит сверток с едой. Художник превращает предметы индийской повседневной жизни в произведения искусства, понятные всему миру, ведь проблема голода по сей день является одной из самых актуальных на планете.
Если первая выставка продолжает уже возникшую в PinchukArtCentre традицию демонстрировать публике иностранных звезд актуального искусства, то вторая – знакомит украинцев ближе с их земляком – художником Сергеем Братковым, десять лет назад поменявшим харьковскую прописку на московскую. Трудно определить принадлежность Браткова к русской или украинской культуре – некоторые так его и называют – «русско-украинский классик фотографии». Да и он сам затрудняется с собственной идентификацией, уклончиво говоря, что у современного художника нет родины – он везде иностранец, и тут же противоречит себе, заявляя: «Моя родина – СССР. Мы все выросли на одной литературе, фильмах, мои художественные вкусы сформировались в стране, которой уже нет на карте».
В одном он уверен точно: «Моя выставка в PinchukArtCentre – это московский взгляд на Украину». И действительно, выставка Браткова – взгляд на Украину не изнутри, а со стороны, лишенный тех эмоций, которые присущи вовлеченному в события наблюдателю. Сам он отмечает, что Москва научила его холодности. Критики же, напротив, отмечают, что в его работах чувствуется, что взгляд автора сформирован другим, не московским пространством. Вот так вот и получается, что Братков синтезирует в себе русское и украинское.
Проект «Украина» – его первая масштабная выставка на Украине, хотя за границей он широко известен и участвовал во множестве престижных выставок. Прожив десять лет в Москве, Братков решил взглянуть на Украину свежим взглядом: объехав все регионы, он создал масштабный портрет страны. Автор создал серию новых фотографий и инсталляций, которые представлены наряду с работами, созданными на протяжении последних десяти лет. Экспозиция, представляющая около 70 работ, – своего рода повествование, отражающее современную Украину. Он говорит, что литературная основа всех работ, собранных на выставке, – творчество Гоголя. Сначала такое заявление автора вызывает недоумение, ведь в выставке нет ни одного намека на гоголевских героев или его сюжеты. Но если задуматься, то в фокусе его работ неизменно оказываются человеческие пороки и болезни общества.
Из работ, уже выставлявшихся и растиражированных в Интернете и прессе, – скандально-эпатажные серии «Дневник Чикатило», «Детки», «Страшилки». Первая представляет собой фантазию на тему, как бы выглядели следы школьных лет жизни – тетрадки, дневники, гербарии – будущего маньяка-убийцы.
Из новых работ весьма ироничным и до боли актуальным для Украины в преддверии Евро-2012 экспонатом явилось новшество Браткова «Евроотель». Художник соорудил настоящий гостиничный номер из старого заслуженного «Запорожца», не забыв обо всех нуждах туристов.
Однако похожие у нас не только беды, но и радости. Заставляет улыбнуться видеоинсталляция «На вулкане» – отдельная комната, обложенная по периметру сосновыми досками, с деревянными скамейками. В ней демонстрируется научно-популярный фильм о «spa-курорте» в Краснодарском крае, где якобы лечебной грязью лечат все человеческие недуги. Особенность ленты в том, что выполнена она по всем канонам советского телевещания. Конечно, фильм – пародия, но от этой эстетской шутки в колхоз «За Победу», где располагается «курорт», люди ездить не перестали.
Кстати, на вопрос, почему в выставку об Украине попало видео, снятое на Кубани, куратор выставки и художник неожиданно ответили вопросом на вопрос: «А кто там живет, на Кубани?» Получается, что спустя почти двадцать лет после распада Союза и образования суверенных государств даже в сознании таких вроде бы современных людей граница остается весьма условной. И действительно, меня лично даже удивило, что в выставку об Украине, целью которой было продемонстрировать именно национальные изменения, попало в большей степени не наше частное, а наше общее. Очевидным становится, что за эти двадцать лет поводы для слез и смеха у нас – на Украине и в России, да и в других республиках – остались, по сути, одними и теми же.

Елена ЮРЬЕВА,
спецкор «СВ» в Киеве

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вероника Скворцова допустила, что скоро молодежью будут считать людей до 60 лет
  2. Беларусь выдала России женщину, обвиняемую в пособничестве в мошенничестве
  3. Владимир Путин усомнился, что Дональд Трамп в безопасности
  4. Владимир Путин: Мы готовы к переговорам с Киевом на прежних условиях
  5. Парламентское Собрание проведет видеомост Москва – Минск в честь 25-летия Договора о Союзном государстве
  6. Глава Бюро нацбезопасности Польши признал, что РФ побеждает в конфликте на Украине
  7. Александр Лукашенко заявил о сильном воздействии «Орешника» на мировое сообщество
  8. Вячеслав Володин и спикер Национальной ассамблеи Пакистана подписали соглашение о межпарламентском сотрудничестве
  9. Владимир Путин на саммите ОДКБ рассказал о характеристиках «Орешника» и сравнил его с ядерным оружием
  10. В Госдуме обсудили поддержку разработчиков беспилотных технологий и искусственного интеллекта
  11. Центробанк представил варианты изображений для купюры в 1000 рублей
  12. Владимир Джабаров: Зеленский нуждается в продолжении конфликта с РФ, это его единственный шанс выжить
  13. Александр Лукашенко: Искусственный интеллект может погубить человечество
  14. Александр Лукашенко принимает участие в саммите ОДКБ в Астане
  15. В Астане открылась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ

Парламентское Собрание

От развития Союзного государства должны выиграть люди

К четвертьвековому юбилею Союзного государства "СВ" сделало подборку высказываний лидеров Парламентского собрания о задачах и вызовах, стоящих перед Союзным государством, Парламентским Собранием, о сохранении исторической памяти, о противодействии западным санкциям, о подготовке к празднованию 80-летия Победы и многом другом. Вызовы и испытания только сплачивают союз России и Беларуси.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также