САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Улыбки и гримасы глобализации

Начало сезона в киевском PinchukArtCentre – центре современного искусства, открывшемся всего какие-то три с половиной года назад, но уже успевшем прославиться на всю Украину и за ее пределами, ознаменовалось двумя параллельными персональными выставками всемирно известных художников. Это выставки Субодха Гупты – «Вера имеет значение (Faith Matters)» и Сергея Браткова – «Украина».

Начало сезона в киевском PinchukArtCentre – центре современного искусства, открывшемся всего какие-то три с половиной года назад, но уже успевшем прославиться на всю Украину и за ее пределами, ознаменовалось двумя параллельными персональными выставками всемирно известных художников. Это выставки Субодха Гупты – «Вера имеет значение (Faith Matters)» и Сергея Браткова – «Украина». Такое соседство совершенно разных художников в одной экспозиции кураторы объясняют тем, что они оба, каждый по-своему, отображают изменения в национальных культурах в контексте современной жизни мира. А хозяин арт-центра бизнесмен и меценат Виктор Пинчук от себя добавляет, что при замысле учитывалась игра слов в сочетании двух названий. Таким образом, он хотел подчеркнуть, что на данном этапе вера для Украины имеет значение.
Субодх Гупта был участником Венецианской бьеннале, Лондонской Frieze, выставлялся в крупнейших музеях мира, среди которых Tate и MoMA. «Вера имеет значение» – его первая персональная выставка в Восточной Европе. Специально для нее художник создал ряд новых работ – три скульптуры и семь картин. Среди них и работы, являющиеся его, так сказать, фирменным блюдом, – гигантские скульптуры и инсталляции из металлической кухонной утвари. Гупта фокусируется на проблемах национальной принадлежности и культурных изменений. Одна из них, «Вера имеет значение», представленная в отдельном зале, и дала название всей выставке. Движущаяся инсталляция из множества разных кухонных судочков символизирует огромный мегаполис с небоскребами. «Моя работа основывается на идее глобализации», – сказал он, презентуя проект. И действительно, ведь сейчас практически в любом мегаполисе существуют фастфуды с разной национальной кухней, и то, что мы едим, уже зависит не от наших объективных возможностей, а от нашего выбора. С другой стороны, зрителю представлена работа «Только один завтрак» – огромный стеллаж из традиционной для Индии посуды – всевозможных мисок, кастрюль, чашек и ложек из нержавеющей стали. Вся посуда пуста, и только в одной посудине лежит сверток с едой. Художник превращает предметы индийской повседневной жизни в произведения искусства, понятные всему миру, ведь проблема голода по сей день является одной из самых актуальных на планете.
Если первая выставка продолжает уже возникшую в PinchukArtCentre традицию демонстрировать публике иностранных звезд актуального искусства, то вторая – знакомит украинцев ближе с их земляком – художником Сергеем Братковым, десять лет назад поменявшим харьковскую прописку на московскую. Трудно определить принадлежность Браткова к русской или украинской культуре – некоторые так его и называют – «русско-украинский классик фотографии». Да и он сам затрудняется с собственной идентификацией, уклончиво говоря, что у современного художника нет родины – он везде иностранец, и тут же противоречит себе, заявляя: «Моя родина – СССР. Мы все выросли на одной литературе, фильмах, мои художественные вкусы сформировались в стране, которой уже нет на карте».
В одном он уверен точно: «Моя выставка в PinchukArtCentre – это московский взгляд на Украину». И действительно, выставка Браткова – взгляд на Украину не изнутри, а со стороны, лишенный тех эмоций, которые присущи вовлеченному в события наблюдателю. Сам он отмечает, что Москва научила его холодности. Критики же, напротив, отмечают, что в его работах чувствуется, что взгляд автора сформирован другим, не московским пространством. Вот так вот и получается, что Братков синтезирует в себе русское и украинское.
Проект «Украина» – его первая масштабная выставка на Украине, хотя за границей он широко известен и участвовал во множестве престижных выставок. Прожив десять лет в Москве, Братков решил взглянуть на Украину свежим взглядом: объехав все регионы, он создал масштабный портрет страны. Автор создал серию новых фотографий и инсталляций, которые представлены наряду с работами, созданными на протяжении последних десяти лет. Экспозиция, представляющая около 70 работ, – своего рода повествование, отражающее современную Украину. Он говорит, что литературная основа всех работ, собранных на выставке, – творчество Гоголя. Сначала такое заявление автора вызывает недоумение, ведь в выставке нет ни одного намека на гоголевских героев или его сюжеты. Но если задуматься, то в фокусе его работ неизменно оказываются человеческие пороки и болезни общества.
Из работ, уже выставлявшихся и растиражированных в Интернете и прессе, – скандально-эпатажные серии «Дневник Чикатило», «Детки», «Страшилки». Первая представляет собой фантазию на тему, как бы выглядели следы школьных лет жизни – тетрадки, дневники, гербарии – будущего маньяка-убийцы.
Из новых работ весьма ироничным и до боли актуальным для Украины в преддверии Евро-2012 экспонатом явилось новшество Браткова «Евроотель». Художник соорудил настоящий гостиничный номер из старого заслуженного «Запорожца», не забыв обо всех нуждах туристов.
Однако похожие у нас не только беды, но и радости. Заставляет улыбнуться видеоинсталляция «На вулкане» – отдельная комната, обложенная по периметру сосновыми досками, с деревянными скамейками. В ней демонстрируется научно-популярный фильм о «spa-курорте» в Краснодарском крае, где якобы лечебной грязью лечат все человеческие недуги. Особенность ленты в том, что выполнена она по всем канонам советского телевещания. Конечно, фильм – пародия, но от этой эстетской шутки в колхоз «За Победу», где располагается «курорт», люди ездить не перестали.
Кстати, на вопрос, почему в выставку об Украине попало видео, снятое на Кубани, куратор выставки и художник неожиданно ответили вопросом на вопрос: «А кто там живет, на Кубани?» Получается, что спустя почти двадцать лет после распада Союза и образования суверенных государств даже в сознании таких вроде бы современных людей граница остается весьма условной. И действительно, меня лично даже удивило, что в выставку об Украине, целью которой было продемонстрировать именно национальные изменения, попало в большей степени не наше частное, а наше общее. Очевидным становится, что за эти двадцать лет поводы для слез и смеха у нас – на Украине и в России, да и в других республиках – остались, по сути, одними и теми же.

Елена ЮРЬЕВА,
спецкор «СВ» в Киеве

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Стали известны итоги голосования на первом открывшемся участке в США
  2. Беларусь и РФ определили опорные вузы для создания Сетевого университета
  3. Путин пожелал Беларуси успехов в проведении выборов 2025 года
  4. МО Беларуси: НАТО готовится к вооруженному конфликту с Минском и Москвой
  5. На заседании Совета Министров Союзного государства подписан пакет документов о сотрудничестве
  6. Путин заявил о необходимости определить уровень владения русским языком для иностранцев
  7. Вячеслав Володин обсудил с Алексеем Текслером социально-экономическое положение Челябинской области
  8. Совет Министров Союзного государства принял ряд решений по пригородным перевозкам
  9. На заседании Совета Министров учреждена медиакомпания Союзного государства
  10. Украинский БПЛА влетел в многоэтажку в Белгороде
  11. Вячеслав Володин: Наша задача – законодательно обеспечить развитие отечественных предприятий
  12. Россия и Беларусь приняли решение об отмене роуминга на территории Союзного Государства
  13. Вячеслав Володин предложил проработать вопросы подготовки инженеров-робототехников
  14. МО РФ: Киев хотел захватить Курскую АЭС силами 20 тыс. военных
  15. Владимир Путин принял верительные грамоты у новых послов 28 государств

Парламентское Собрание

Депутаты Парламентского собрания комментируют некоторые события Союзного государства и мира

Депутаты ПС вовлечены во все ключевые события, происходящие на просторах Союзного государства. Представляем их комментарии о некоторых аспектах мировой и внутренней политики.

Политика

Александр Вулин: Желать победы над Россией глупо, опасно, безответственно!

На II Минскую международную конференцию по евразийской безопасности собрались государственные деятели, политики и эксперты из 45 стран. Разрабатывали Хартию многообразия и многополярности в XXI веке

МНЕНИЯ

Долго ли Слон будет терпеть Моську?

Валерий Чумаков

Израиль просто физически не сможет одолеть Иран. Без сторонней помощи.

Куриная слепота по-фински

Олег Зинченко

Декоммунизация стёрла северным соседям память.

Со щитом или на щите

Анатолий Заусайлов

Польша начала строительство забора на границе с Россией и Беларусью


ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также