САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Улыбки и гримасы глобализации

Начало сезона в киевском PinchukArtCentre – центре современного искусства, открывшемся всего какие-то три с половиной года назад, но уже успевшем прославиться на всю Украину и за ее пределами, ознаменовалось двумя параллельными персональными выставками всемирно известных художников. Это выставки Субодха Гупты – «Вера имеет значение (Faith Matters)» и Сергея Браткова – «Украина».

Начало сезона в киевском PinchukArtCentre – центре современного искусства, открывшемся всего какие-то три с половиной года назад, но уже успевшем прославиться на всю Украину и за ее пределами, ознаменовалось двумя параллельными персональными выставками всемирно известных художников. Это выставки Субодха Гупты – «Вера имеет значение (Faith Matters)» и Сергея Браткова – «Украина». Такое соседство совершенно разных художников в одной экспозиции кураторы объясняют тем, что они оба, каждый по-своему, отображают изменения в национальных культурах в контексте современной жизни мира. А хозяин арт-центра бизнесмен и меценат Виктор Пинчук от себя добавляет, что при замысле учитывалась игра слов в сочетании двух названий. Таким образом, он хотел подчеркнуть, что на данном этапе вера для Украины имеет значение.
Субодх Гупта был участником Венецианской бьеннале, Лондонской Frieze, выставлялся в крупнейших музеях мира, среди которых Tate и MoMA. «Вера имеет значение» – его первая персональная выставка в Восточной Европе. Специально для нее художник создал ряд новых работ – три скульптуры и семь картин. Среди них и работы, являющиеся его, так сказать, фирменным блюдом, – гигантские скульптуры и инсталляции из металлической кухонной утвари. Гупта фокусируется на проблемах национальной принадлежности и культурных изменений. Одна из них, «Вера имеет значение», представленная в отдельном зале, и дала название всей выставке. Движущаяся инсталляция из множества разных кухонных судочков символизирует огромный мегаполис с небоскребами. «Моя работа основывается на идее глобализации», – сказал он, презентуя проект. И действительно, ведь сейчас практически в любом мегаполисе существуют фастфуды с разной национальной кухней, и то, что мы едим, уже зависит не от наших объективных возможностей, а от нашего выбора. С другой стороны, зрителю представлена работа «Только один завтрак» – огромный стеллаж из традиционной для Индии посуды – всевозможных мисок, кастрюль, чашек и ложек из нержавеющей стали. Вся посуда пуста, и только в одной посудине лежит сверток с едой. Художник превращает предметы индийской повседневной жизни в произведения искусства, понятные всему миру, ведь проблема голода по сей день является одной из самых актуальных на планете.
Если первая выставка продолжает уже возникшую в PinchukArtCentre традицию демонстрировать публике иностранных звезд актуального искусства, то вторая – знакомит украинцев ближе с их земляком – художником Сергеем Братковым, десять лет назад поменявшим харьковскую прописку на московскую. Трудно определить принадлежность Браткова к русской или украинской культуре – некоторые так его и называют – «русско-украинский классик фотографии». Да и он сам затрудняется с собственной идентификацией, уклончиво говоря, что у современного художника нет родины – он везде иностранец, и тут же противоречит себе, заявляя: «Моя родина – СССР. Мы все выросли на одной литературе, фильмах, мои художественные вкусы сформировались в стране, которой уже нет на карте».
В одном он уверен точно: «Моя выставка в PinchukArtCentre – это московский взгляд на Украину». И действительно, выставка Браткова – взгляд на Украину не изнутри, а со стороны, лишенный тех эмоций, которые присущи вовлеченному в события наблюдателю. Сам он отмечает, что Москва научила его холодности. Критики же, напротив, отмечают, что в его работах чувствуется, что взгляд автора сформирован другим, не московским пространством. Вот так вот и получается, что Братков синтезирует в себе русское и украинское.
Проект «Украина» – его первая масштабная выставка на Украине, хотя за границей он широко известен и участвовал во множестве престижных выставок. Прожив десять лет в Москве, Братков решил взглянуть на Украину свежим взглядом: объехав все регионы, он создал масштабный портрет страны. Автор создал серию новых фотографий и инсталляций, которые представлены наряду с работами, созданными на протяжении последних десяти лет. Экспозиция, представляющая около 70 работ, – своего рода повествование, отражающее современную Украину. Он говорит, что литературная основа всех работ, собранных на выставке, – творчество Гоголя. Сначала такое заявление автора вызывает недоумение, ведь в выставке нет ни одного намека на гоголевских героев или его сюжеты. Но если задуматься, то в фокусе его работ неизменно оказываются человеческие пороки и болезни общества.
Из работ, уже выставлявшихся и растиражированных в Интернете и прессе, – скандально-эпатажные серии «Дневник Чикатило», «Детки», «Страшилки». Первая представляет собой фантазию на тему, как бы выглядели следы школьных лет жизни – тетрадки, дневники, гербарии – будущего маньяка-убийцы.
Из новых работ весьма ироничным и до боли актуальным для Украины в преддверии Евро-2012 экспонатом явилось новшество Браткова «Евроотель». Художник соорудил настоящий гостиничный номер из старого заслуженного «Запорожца», не забыв обо всех нуждах туристов.
Однако похожие у нас не только беды, но и радости. Заставляет улыбнуться видеоинсталляция «На вулкане» – отдельная комната, обложенная по периметру сосновыми досками, с деревянными скамейками. В ней демонстрируется научно-популярный фильм о «spa-курорте» в Краснодарском крае, где якобы лечебной грязью лечат все человеческие недуги. Особенность ленты в том, что выполнена она по всем канонам советского телевещания. Конечно, фильм – пародия, но от этой эстетской шутки в колхоз «За Победу», где располагается «курорт», люди ездить не перестали.
Кстати, на вопрос, почему в выставку об Украине попало видео, снятое на Кубани, куратор выставки и художник неожиданно ответили вопросом на вопрос: «А кто там живет, на Кубани?» Получается, что спустя почти двадцать лет после распада Союза и образования суверенных государств даже в сознании таких вроде бы современных людей граница остается весьма условной. И действительно, меня лично даже удивило, что в выставку об Украине, целью которой было продемонстрировать именно национальные изменения, попало в большей степени не наше частное, а наше общее. Очевидным становится, что за эти двадцать лет поводы для слез и смеха у нас – на Украине и в России, да и в других республиках – остались, по сути, одними и теми же.

Елена ЮРЬЕВА,
спецкор «СВ» в Киеве

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В парке «Патриот» проводятся следственные действия, связанные с хищением при госзакупках
  2. Глава секретной службы США Кимберли Читл ушла в отставку после покушения на Трампа
  3. Москвичам начнут платить почти ₽2 млн за контракт с Минобороны
  4. WP: Байден выступит с речью, посвященной решению выйти из президентской гонки
  5. Организации, где учредителями выступают зарубежные госорганы, могут быть признаны в России нежелательными
  6. Вячеслав Володин предложил создать комиссию по вопросам миграционной политики
  7. Илон Маск сравнил блокаторы полового созревания с препаратами для стерилизации
  8. Зеленский заявил, что понимает необходимость завершить конфликт как можно скорее
  9. Порошенко перепутал Майка Джонсона с Майклом Джексоном
  10. Госдума вводит наказание до двух лет лишения свободы за пропаганду наркотиков
  11. Володин: Ротация депутатов, занимающих руководящие должности, позволяет повысить эффективность работы Госдумы
  12. Володин о западной «демократии»: они сами себя съедят
  13. Принят закон о режиме высылки мигрантов из России
  14. Венгрия не одобрит выделение 6,5 млрд евро на оружие Украине из-за остановки транзита нефти
  15. В России семьи с детьми смогут получить остаток маткапитала в виде единовременной выплаты

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

МНЕНИЯ

Никому не нужный Джо

Анатолий Заусайлов

В американской гонке за место в Белом доме, что ни неделя, то новый сюжет.

Байден переходит в режим «хромой утки»

Леонид Слуцкий

Еще в субботу хозяин Овального кабинета не собирался выходить из президентской гонки.

Месье Шариковы с дуба рухнули

Олег Зинченко

Скоро Франция как шелудивый пёс начнёт охотиться за собственным хвостом.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также