САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Михаил Панюков

Маяковский – о тайной дочери: Целую восемь лап

Классик провел со своей американской наследницей во Франции три дня и больше никогда ее не видел.

Фото: Михаил Панюков

НЕИЗВЕСТНЫЕ МУЗЕИ

19 июля исполняется 130 лет со дня рождения великого поэта. А знаменитый музей на Лубянке в Москве уже много лет на реконструкции. Не успели его довести до ума и к юбилею - ищешь в поисковике, выскакивает надпись: «Больше не работает». И люди обычно на этом останавливаются. А зря!

Мало кто знает, что в российской столице есть еще два миниатюрных музейчика, посвященных памяти классика. Они находятся в квартирах, где жил сам поэт и его близкие. Экспозиция одной из них посвящена американской возлюбленной и дочери Владимира Владимировича. Этот факт его бурной и трагической биографии тоже, кстати, не слишком известен широкой публике.

- Я живу на Большой Пресне, 36, 24.

Так начинается стихотворение Маяковского «Я и Наполеон». Сейчас адрес звучит немного по-другому: ул. Красная Пресня, д. 36, корп. 1, кв. 24. Планировка осталась прежней - четыре комнаты, одну из которых занимал Владимир (самая маленькая), вторую - его мама Александра Алексеевна, третья - для сестер Людмилы и Ольги, а последнюю они сдавали.

Все это пространство теперь посвящено американскому периоду поэта - в 1925 году три месяца он путешествовал по США, написав за это время 22 стихотворения и очерк. Впечатления от Америки были смешанные. Пролетарский пиит восхищался небоскребами, женщинами за рулем, технологической мощью. И, с другой стороны, видел лавочки «только для белых», что было немыслимо в СССР. Лицемерие системы - при сухом законе спиртное можно было нелегально купить в любом баре. И очень приземленный прагматизм янки.

РОСКОШНЫЕ ВОЛОСЫ

Именно здесь, в Америке, произошла судьбоносная встреча поэта с эмигранткой из России Элли Джонс, которая раньше носила имя Елизаветы Петровны Зиберт.

Они познакомились на поэтическом вечере, устроенном американскими друзьями и поклонниками поэта. Ему было чуть за тридцать, ей - 21 год. При этом Элли имела не только эффектную внешность, но была очень образованна, в частности, знала три языка, помимо русского - немецкий, английский и французский. И хотя бежала от смуты, заключив фиктивный брак с британским бухгалтером Джорджем Джонсом, Россию искренне любила.

История семьи Элли (Зиберты были богатыми землевладельцами) и ее путь в Америку широко представлены в экспозиции. На огромной фотографии она запечатлена с роскошными вьющимися волосами, но хранятся здесь и ее отрезанные косы. По одной из версий, Зиберт-Джонс распростилась со своей роскошной шевелюрой в знак печали из-за расставания с любимым человеком.

«ДВЕ МИЛЫЕ, ДВЕ РОДНЫЕ»

В первом же зале - Нью-Йорк глазами Маяковского. Фотографии его самого у знаковых мест - Ист-Ривер, Бруклинский мост и так далее. И снимки тех лет, создающие атмосферу, в которую с головой погрузился незаурядный советский турист почти сто лет назад.

На стене два черно-белых рисунка, сделанных рукой поэта. Первый появился на свет на следующий день знакомства с Элли. Маяковский изобразил себя, закрывающего девушку от нежданных визитеров. Второй - после их ссоры.

- Они три дня не общались, - рассказывает экскурсовод. - Но потом Элли узнала, что Маяковский болен, пришла к нему, состоялось примирение. Он изобразил девушку мечущей молнии из глаз прямо в его голову.

А через девять месяцев родилась девочка - Хелен-Патрисия. Дочь Владимир Владимирович увидел, лишь когда ей исполнилось два с половиной года. В 1928 году он как снег на голову нагрянул в Ниццу, где Элен отдыхала с малышкой.

- Вот! Я здесь! - воскликнул Маяковский, появившись на пороге квартиры. Вместе они провели три дня. А потом поэт уехал в Париж и написал оттуда письмо, которое представлено в музее.

«Две милые, две родные Элли! Я уже весь изсоскучился, мечтаю приехать к вам еще хотя бы на неделю. Примете? Обласкаете? Боюсь, не осталось бы все это мечтами». Он обещал предстать перед ними «во всей улыбающийся красе». А закончил послание так: «Целую вам все восемь лап».

Маяковский – о тайной дочери: Целую восемь лап

Но Элли ответила отказом. Она очень боялась советскую власть, боялась Лилю Брик, с которой у Маяковского были отношения, просила сохранить их роман в тайне и даже не помогать материально. Однако до самой гибели поэта в 1930 году они продолжали переписываться на нейтральные темы.

КОРОТКИЙ РОМАН

МОТЫЛЕК - ВЕСТНИК ПЕЧАЛИ

Возлюбленная поэта рассказала, как узнала о его гибели.

СТУЛЬЯ С РАЗНЫМИ НОЖКАМИ

А вы знали, что Маяковский родился в Грузии? Макет дома в селе Багдати, где произошло это знаменательное событие, можно увидеть по адресу: Студенецкий переулок, дом 6. И не только его, конечно. Это всего в пятнадцати минутах ходьбы неспешным шагом от Красной Пресни.

Здесь сестра Маяковского Людмила получила личное жилье в конце 1927 года от Трехгорной мануфактуры, где проработала семнадцать лет. Поэт внес первоначальную денежную сумму для вступления в кооператив, а также добился установки телефона. Теперь по этому адресу поклонники могут увидеть подлинные вещи, связанные с ним. Например, комод, сделанный по эскизам отца Маяковского Владимира Константиновича, как и стулья - все с разными ножками, чтобы каждый член семьи знал, куда ему садиться. На стенах картины кисти Евгении Ланг, в том числе портрет автора поэмы «Облако в штанах». С этой дамой у него тоже был короткий роман.

РЕЗОЛЮЦИЯ ВОЖДЯ

- Они вместе учились в училище живописи, ваяния и зодчества, где произошло их знакомство, - рассказывает экскурсовод. - Она была старше его. Отношения были очень захватывающие, эмоциональные, но сложные. В какой-то момент Евгения на Владимира за что-то обиделась, они расстались. Утверждает, что в утро гибели поэта к ней в окно постучался огромный серый мотылек, а потом улетел…

Еще тут хранится личный кий поэта - бильярд был его большой страстью. А также письмо Лили Брик к Сталину, где она жалуется, что памяти поэта не придают должного внимания. На нем Сталин написал красным карандашом свою знаменитую резолюцию: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти - преступление…» После этого оспаривать авторитет великого поэта никто и помыслить не мог.

ЗАВЕЩАНИЕ

СОВЫ ПЕРЕЛЕТЕЛИ В МОСКВУ

Свою оригинальную коллекцию Хелен Патрисия оставила московскому музею.

Девочка узнала, кто ее папа, только в девять лет. Но мать, а затем и отчим просили ее не раскрывать секрета до их ухода из жизни. Томпсон получила блестящее образование и стала видным философом, писателем педагогом. Лишь в 1991 году, когда ей исполнилось 65 лет, она публично объявила, кем является ее отец. И с этого момента попросила называть себя Еленой Владимировной Маяковской.

Вскоре почтенная дама побывала в России, посетила и квартиру на Пресне. К ее девяностолетию планировали сделать выставку, но Хелен-Елена ушла из жизни раньше. После этого на Пресню переехал весь архив Томпсон, часть интерьера квартиры, картины, написанные ею, и даже коллекция сов, которую она собирала всю жизнь. Все это могут увидеть посетители.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Труп беженки и иностранец в бессознательном состоянии обнаружены на границе с Латвией и Польшей
  2. На Украине американцы испытывают психотропные препараты
  3. Путин: мы должны выбирать кадры из тех людей, которые готовы служить России
  4. Свыше 350 млн руб изъято у подозреваемых в РФ и Беларуси, связанных с даркнет-платформой Hydra
  5. Путин: Отмечая этот праздник, мы отдаем дань уважения традициям нашей государственности
  6. Путин: Прошу всех законодателей уделять особое внимание вопросам межнационального согласия, гражданского мира
  7. Владимир Путин выступает на Совете законодателей в Петербурге
  8. Пентагон признал неэффективность поставленного Киеву оружия
  9. Володин: Тех, кто игнорирует принятые федеральные законы, необходимо отстранять от должности
  10. Володин поднял вопрос низких зарплат воспитателей детских садов
  11. Украинцев смогут уволить с работы, если они умолчат о родственниках в РФ
  12. Володин: Должно быть конкретное министерство, ответственное за вопросы поддержки семей
  13. Украинцы осаждают паспортный центр в Варшаве
  14. Шойгу выразил надежду на скорое вступление Беларуси в ШОС
  15. В Подмосковье спасли из рабства белорусов, которых принуждали к попрошайничеству

Парламентское Собрание

Гайдукевич: Первое ВНС стало фундаментом для тех лет

По мнению парламентария, без референдума и Всебелорусского народного собрания, в стране была бы война

Политика

Александр Лукашенко: Кровавый боевик длиной в десятилетия

О дестабилизационных войнах

МНЕНИЯ

Байден объявил американцев высшей расой

Михаил Васильев

Однажды для Германии такое поведение кончилось очень плохо

Без детей детей снимают

Валерий Чумаков

На экраны страны вышел ремейк культового советского детского сериала. У которого нет шансов тоже стать культовым

Кина не будет – вышка ёк

Павел Родионов

Российский ОПК «обрадовал» противника очередной таинственной новинкой.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также