Одиночество на балконе
Студенческий театр уверяет, что зимы не будет У них «Зимы не будет». За спектакль под таким названием Народный студенческий драматический театр Белорусского государственного университета «На балконе» получил Гран-при VI Международного фестиваля студенческого творчества «Тэатральны Куфар-2009». Пьеса о вечной осени и вечном одиночестве написана как будто о нашей эпохе кризиса. Но сочинено произведение еще до глобального экономического спада. Спектакль о «вечном» кризисе – моральном. Придумал историю российский драматург Виктор Ольшанский. Осуществили постановку два белорусских режиссера – Сергей Турбан и Яна Алексеенко.
У них «Зимы не будет». За спектакль под таким названием Народный студенческий драматический театр Белорусского государственного университета «На балконе» получил Гран-при VI Международного фестиваля студенческого творчества «Тэатральны Куфар-2009». Пьеса о вечной осени и вечном одиночестве написана как будто о нашей эпохе кризиса. Но сочинено произведение еще до глобального экономического спада. Спектакль о «вечном» кризисе – моральном. Придумал историю российский драматург Виктор Ольшанский. Осуществили постановку два белорусских режиссера – Сергей Турбан и Яна Алексеенко. Сергей Николаевич уже одиннадцать лет является художественным руководителем и главным режиссером театра «На балконе». А когда получал «Большой Куфар», приз зрительских симпатий «Тэатральнага Куфра», Турбан признался, что не рассчитывал на победу, но имеет чутье на то, чего ждет публика. Ведь лучший студенческий спектакль Европы определялся во время самых демократических выборов. Зрители получали билеты для голосования и перед выходом из зала бросали их со своими отметками «за» и «против» в избирательные урны.
Сергей Турбан, однако, не считает зрительские симпатии главными. Как профессионал он рассуждает: «С одной стороны, как покупатель всегда прав, так и мнение зрителя в высшей мере справедливо. Казалось бы… Но чтобы адекватно оценивать свое место на сцене, нужно смотреть глубже. Вот, например, английский театр во время проведения «Куфара» играл историю, в которой много убийств, а в финале на шпагу вздергивают сердце. Нужно плакать… А публика от души посмеялась. Это была наша публика. Ей английское отношение к теме смерти не пришлось по душе, игра актеров показалась, наверное, слишком искусственной – более реалистичной, чем могло быть в реальности. Но это было восприятие белорусской аудитории. А как бы наши работы восприняли в Англии?»
На философский вопрос есть ответ. Недавно театр «На балконе» вернулся с гастролей. На этот раз работу белорусов оценивали эстонские зрители – студенты Тартуского университета. Гастроли у труппы из Минска – привычный образ жизни: Болгария, Литва, Латвия, Великобритания. Но все же самая благодарная аудитория – отечественная и российская. А дело, наверное, не только в языке, но и в схожести нашего мировосприятия. Видимо, именно поэтому «Большой Куфар» из года в год забирают белорусские или российские, а не английские театры. В прошлом году награду увез театр Московского государственного университета «Мост». Минские зрители отдают свои голоса тем, кто им понятен.
Кстати, и международное жюри «Куфара» отметило спектакль «Зимы не будет» специальным призом – а значит, он более чем актуален. Сюжет разворачивается вокруг судьбы бабушки. Женщина продает домик в деревне, чтобы переехать жить к сыну в город. Но любимое чадо живет с любимой женщиной, с которой бабушка не находит общего языка. В результате старушка решает уйти из семьи. Оставшись без деревенского дома, оставив городской, она оказывается на улице, поселяется на пустыре, в вагончике. Вскоре отшельница находит друзей по несчастью, таких же, как она, беспризорных существ – котов. Четыре кота очень быстро находят со старушкой общий язык и начинают о ней заботиться.
То, что звери более человечны, нежели некоторые люди, – не новость. Любопытно, как эта идея отображена в спектакле. Коты собирают с земли опавшую листву и развешивают ее по деревьям, чтобы создать иллюзию вечной осени. Главное, чтобы не было зимы…
Осень далеко не лучшая пора человеческой жизни. Но, увы, в каком-то смысле наш нынешний мир живет в вечной осени – и именно об этом спектакль. Сергей Турбан делает еще более глобальный вывод: «Помните, как говорил Антон Павлович Чехов: «В жизни каждого человека, за редким исключением, есть только один выбор – либо пошлость, либо одиночество».
Главная героиня выбирает одиночество, уходя от пошлой, грязной жизни с домашними ссорами. «Коты по-настоящему преданы бабушке, – ставит главный акцент Турбан. – И листья, которые они собирают и развешивают по деревьям, – это действительно смотрится очень трогательно. Появляется призрачная надежда: время можно остановить, а мир – изменить…»
Худрук Сергей Турбан – профессиональный режиссер и одновременно тоже «вечный студент». Первые свои спектакли он ставил во дворе родного дома в райцентре Марьина Горка. Собирался с друзьями, мастерил декорации из картона, потом, в начале теперь уже далеких 80-х годов, юным театралам ЖЭС выделил ленинскую комнату. И кто бы тогда мог подумать, что хобби станет профессией.
Из студентов-любителей тоже нередко вырастают мастера. Как, например, Илья Сланевский, сначала изучавший в БГУ химию, но случайно попробовавший себя «На балконе» и теперь уже учащийся во ВГИКе, в мастерской Владимира Грамматикова. Так студенческий театр зажигает новые звезды над Минском и Москвой.
Возможно, кто-то из этих мастеров найдет лекарство и от одиночества, хотя рецепта не отыскал даже Маркес…
Виктор КОРБУТ