Александр ЕФРЕМОВ:
Кино должно возвышать Белорусский акцент VI Международного фестиваля патриотического кино «Волоколамский рубеж» прозвучал не только на открытии, где был представлен масштабный проект Телерадиовещательной организации Союзного государства – фильм «Брестская крепость», но и в конкурсной программе картиной известного белорусского режиссера Александра Ефремова «Снайпер. Оружие возмездия». По традиции, тема патриотизма, которой посвящен фестиваль, одна из главных для белорусского кинематографа.
Белорусский акцент VI Международного фестиваля патриотического кино «Волоколамский рубеж» прозвучал не только на открытии, где был представлен масштабный проект Телерадиовещательной организации Союзного государства – фильм «Брестская крепость», но и в конкурсной программе картиной известного белорусского режиссера Александра Ефремова «Снайпер. Оружие возмездия». По традиции, тема патриотизма, которой посвящен фестиваль, одна из главных для белорусского кинематографа. – Патриотическое кино, с моей точки зрения, это то кино, – говорит Александр Васильевич, – которое основано на высоких нравственных и этических нормах славянской литературы и культуры в целом. Кино, которое не развращает и не запугивает человека, а возвышает его, дает надежду.
– Как вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы это кино было привлекательно для молодежи? Думали ли вы об этом, когда снимали свой фильм «Снайпер»?
– Именно об этом я думал в первую очередь. Поэтому снимал картину в жанре «экшен», который близок молодежной аудитории. И в принципе все основные идеи, о которых я сейчас говорил, пытался в ней отображать и реализовывать. Брал в расчет и то, что ситуация в прокате как России, так и Беларуси – сложнейшая. Даже самые громкие исторические картины не собрали большого количества зрителей, в том числе и «Царь» Павла Лунгина в кинотеатральном прокате, и сериал об Иване Грозном Андрея Эшпая на телевидении – рейтинг последнего был очень невысоким. Как достучаться до современной молодежи? Что они хотят? Стрелялок-догонялок уже насмотрелись…
– Но на каких фильмах вы бы воспитывали своих детей и внуков?
– Я сам вырос, воспитывался и учился на советском кино. И очень многое показал бы своим детям. Картины Тарковского, Андрона Кончаловского, Никиты Михалкова, Эльдара Рязанова, многое из нашего вгиковского грузинского кино. Когда вспоминаю картину Ираклия Квирикадзе «Кувшин», сразу улыбаюсь, а смотрел я его тридцать пять лет тому назад…
– «Снайпер. Оружие возмездия» вы делали совместно с Россией. Возникали ли проблемы в процессе работы?
– Да, это производство «АртСинемаГруп» и киностудии «Беларусьфильм». Мы работали очень дружно, и если возникали проблемы, то, скорее, связанные с нашим строгим законодательством по поводу реализации средств, но это наши, внутренние дела. Более того, на этой картине у нас возник целый интернационал: снимались не только российские и белорусские актеры, но и поляк, немец, литовец, израильтянин. Мы много говорим сейчас о том, что надо дружить в сфере искусства, а сами мало что делаем в этом направлении. И наша картина – это был конкретный, реальный шаг. Для меня он был не первым. «Дунечку» я делал совместно с Россией, и картина, над которой я сейчас работаю, тоже российско-белорусский проект.
Беседовала
Татьяна СЕМАШКО